Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и формы организационной патологии




Термин «организационная патология» был впервые введен польской исследовательницей Я. Станишкис в 1972 г. при анализе организационных структур.

Это понятие сейчас используется в двух значениях — как отклонение от нормы и как дисфункция.

Под дисфункцией понимается сбой в выполнении какой-либо функции либо устойчивое недостижение целей организации.

Дисфункцией может также считаться достижение целей, но с существенно большими затратами времени, сил и средств по сравнению с

запланированным уровнем.

Выделяется три типа организационных патологий:

• Патологии в строении организаций

• Патологии в управленческих решениях

• Патологии в организационных отношениях

Необходимо отличать организационные патологии от болезней роста. Последние характерны для всех компаний и являются естественными побочными эффектами развития. Организации обычно сами успешно решают такие проблемы; но если болезнь роста не была преодолена в свое время, из нее может развиться организационная патология.

Формой организационной патологии является господство структуры над функцией, когда организационные системы, будучи созданными для выполнения той или иной функции, стремятся к самодовлеющему поведению, превращая цель в средства, а средства - в цель.

В нормативном соотношении функция первична и оргструктура должна подстраиваться под нее, видоизменяясь по мере эволюции функции. Отклонения от этой нормы возникают тогда, когда какой-либо орган управления формирует собственные цели так, что подчиняет им работу управляемых объектов, или же вырабатывает псевдофункцию, имитируя увеличение объема полезной деятельности и укрепляя тем самым свою значимость.

 

Содержание и виды инноваций

 

Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:

§ распространенность;

§ место в производственном процессе;

§ преемственность;

§ ожидаемый охват доли рынка;

§ степень новизны и инновационный потенциал.

Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:

Виды инноваций по распространенности:

§ единичные;

§ диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

§ сырьевые;

§ обеспечивающие (связывающие);

§ продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

§ замещающие;

§ отменяющие;

§ возвратные;

§ открывающие;

§ ретровведения;

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

§ локальные;

§ системные;

§ стратегические;

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

§ радикальные;

§ комбинаторные;

§ совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

§ новые для отрасли в мире;

§ новые для отрасли в стране;

§ новые для данного предприятия (группы предприятий).

Кроме того, классифицировать инновации можно:

§ по степени воздействия на экономику;

§ по уровню воздействия на процесс производства;

§ по уровню воздействия на факторы производства;

§ по области применения;

§ по причинам возникновения;

§ по характеру удовлетворяемых потребностей.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

§ базовые;

§ улучшающие;

§ псевдоинновации.

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

§ расширяющие;

§ заменяющие;

§ улучшающие.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить накомплексные илокальные.Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

Виды инноваций по области применения:

§ технологические;

§ организационно-управленческие;

§ экономические;

§ маркетинговые;

§ социальные;

§ экологические;

§ информационные.

Наибольшее применение на практике находят инновациитехнологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. Корганизационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; кэкономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым -освоение новых рынков и способов продвижения; ксоциальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; кэкологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; кинформационным — использование новых информационных технологий.

Виды инноваций по причинам возникновения:

§ стратегические;

§ реактивные.

Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации;реактивныеинновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются на создающие новые потребности; удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом; более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента.

 

Управляемость» организации.

Основным условием функционирования организации является ее управляемость. Это комплексный, интегральный показатель, включающий в себя много частных, специальных понятий.

Повышение управляемости организации в целом:

  • рост стратегической управляемости: своевременное достижение целей организации
  • рост тактической управляемости: увеличение процента реально выполненных намерений руководства
  • повышение производительности управленческого аппарата
  • увеличение скорости исполнения распоряжений
  • обеспечение полноты исполнения распоряжений
  • ясность ответственности исполнителей
  • автоматическое замещение отсутствующих исполнителей
  • улучшение обратной связи с исполнителями
  • снижение потерь времени и ресурсов из-за ограниченной управляемости

Иерархия и власть как предпосылки процесса управления. 

Понятие, виды власти, их связь с управленческой деятельностью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 524.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...