Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Порядок приема в учреждения дополнительного образования определяется Законом РФ «Об образовании», в котором сказано, что прием в учреждения дополнительного образования детей проводится без заявления и без конкурса. Вместе с тем возраст, категория и количество детей определяются самим учреждением дополнительного образования. Учитываются также возможности учреждения: наполняемость, вместимость, сменность и т. д. Проводя прием детей, очень важно знакомить родителей, лиц, их заменяющих, и самих ребят с Уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, с программой учреждения. Особое внимание в Законе уделяется организации образовательного процесса, которая регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Необходимо тщательно учитывать требования к разработке и подготовке организационно-управленческой документации учреждения дополнительного образования детей. Такими документами являются: — приказ об организации образовательного процесса, в котором определены виды и типы программ, сроки их выполнения и ответственные за их реализацию, педагогическая нагрузка, объемы работ каждого преподавателя; — учебный план, в котором приводится разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, профилям, дисциплинам и по годам обучения; — годовой календарный учебный график; — единая таблица всех мероприятий, проводимых для реализации образовательных программ; — примерные учебные планы и программы курсов, дисциплин, разработку которых обеспечивают органы управления; — расписание учебных занятий, в котором отражены особенности, возможности, возраст детей, их занятость в другом образовательном учреждении, максимально оптимальное решение занятости помещения, компактное использование времени педагога.
Структура учреждений дополнительного образования. К учреждениям технического творчества детей относятся: — республиканские, региональные и муниципальные станции юных техников (СЮТ), центры технического творчества (ЦТТ) детей; — секции технического творчества при региональных и муниципальных центрах детского творчества (ЦДТ), которые раньше назывались домами пионеров и школьников; — кружки технического творчества в муниципальных школах, гимназиях и лицеях; — кружки технического творчества в микрорайонах больших городов и поселках городского типа, при домовых комитетах; — кружки технического творчества при клубах в сельской маетности (в сельских поселках и деревнях). Учреждение может иметь различные структурные подразделения, например: отделы, сектора, секции, лаборатории, кабинеты, студии, административно-хозяйственные и вспомогательные подразделения. Учебно-воспитательная работа включает в себя методическое, организационно-массовое и спортивно-техническое направления. Методический отдел занимается обеспечением преподавателей новыми и современными средствами преподавания и новыми материалами, осуществляет контроль за успехами учащихся, посещаемостью ими занятий и т. п. Организационно-массовый отдел проводит работу с родителями детей, осуществляет мероприятия по охране труда и пожарной безопасности, обеспечивает медицинское обслуживание не только в стенах учреждения, но и при проведении мероприятий вне его стен. Этот отдел организует также всякого рода выставки и соревнования, в том числе и спортивные, обеспечивает судейство и награждение победителей. Спортивно-технический отдел занимается разработкой, конструированием и изготовлением спортивных образцов техники (в том числе и моделей), обеспечивает качественную техническую подготовку учащихся в радиотелеграфии. Отдел также составляет годовой календарь спортивных соревнований, базируясь на аналогичных календарях других учреждений, координирует работу в этом направлении между учреждениями различного ранга (муниципальных, региональных, республиканских). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует и контролирует учебную работу по двум направлениям: спортивно-техническое и художественно-прикладное. Спортивно-техническое направление включает следующие секции: — картинг-клуб (проектирование, конструирование и изготовление автомобильной спортивной минитехники и участие в соревнованиях); — автомоделирование (изготовление моделей автомобилей, в том числе и спортивных, на установление рекордов скорости); — авиамоделирование (проектирование, конструирование и изготовление моделей планеров, самолетов и ракет различных классов, участие в спортивных соревнованиях и выставках технического творчества); — судомоделирование (разработка и изготовление стендовых моделей судов и кораблей, изготовление действующих масштабных моделей подводных лодок и др.); — конструирование бытовой и спортивной радиоаппаратуры, например, для спортивных соревнований «Охота на лис»; — спортивная радиотелеграфия (участие в соревнованиях на установление связи, на прием и передачу с помощью азбуки Морзе и др.). Художественно-прикладное направление включает в себя секции: — эстетика быта (проектирование интерьеров жилых помещений, сервировка стола, изготовление украшений для дома); — художественная обработка материалов (чеканка по листовому металлу, художественная обработка древесины, резьба по дереву, рогу и кости); — художественная керамика (проектирование и изготовление изделий из керамики: посуды, изразцов, скульптур и т. п.); — художественная соломка (изготовление изделий художественно-прикладного значения с украшением из соломы и различных трав). Каждая из секций имеет отдельный класс, в котором имеется необходимое для работы малогабаритное оборудование. К преподавательской работе широко привлекаются спортсмены-моделисты, одержимые люди, для которых создание образцов техники или их моделей является не только сильным увлечением, но и порой целью жизни. К большому сожалению, педагогический опыт у таких наставников приобретается уже в процессе работы с детьми, в то время как наиболее предпочтительным является сочетание большого энтузиазма в создании новых технических устройств или моделей и высшего педагогического образования.
Этапы учебного занятия. Организационный этап осуществляет подготовку детей к работе на занятии, которая заключается в организации начала занятия, постановке образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщении темы и плана занятия, создании психологического настроя на учебную деятельность, активизации внимания. Проверочный этап устанавливает пробелы в знаниях и осуществляет коррекцию последних: проверяются имеющиеся у детей знания и умения для подготовки к изучению новой темы. Подготовительный этап обеспечивает мотивацию обучения и принятие цели занятия. При этом сообщаются тема и цель занятия, происходит постановка познавательных задач и мотивации учебной деятельности. Основной этап определяет, в зависимости от цели занятия, степень усвоения новых знаний, осуществляет: проверку понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение знаний. На этом этапе происходит: ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков, установление осознанности усвоения знаний (выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний и навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера, формирование целостного представления знаний по теме и т. п.). Контрольный этап выявляет качество и уровень полученных знаний, их коррекцию. При этом выполняются тестовые задания, различные виды опроса и т. п. Итоговый этап осуществляет анализ и оценку достижения цели занятия, намечает перспективу работы. Эти задачи решаются в ходе подведения итогов занятия, формулирования выводов, поощрения детей за работу на занятии, самооценки детьми своей работы, сообщения информации о домашнем задании, определения перспективы следующих занятий. На каждом занятии должно иметь место повторение, закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации. Таким образом, каждый план занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами. Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний, которая заключается в восприятии, осмыслении, запоминании, применении, обобщении и систематизации знаний. Этапы учебного занятия могут сочетаться в различной комбинации или вовсе отсутствовать в зависимости от поставленных педагогом целей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 987. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |