Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия организации дополнительного образования. Социальные функции ДО.
Дополнительное образование детей — сфера, интегрирующая обучение и воспитание детей на основе рефлексивно-творческой позиции ребенка и его образовательной активности. Эта часть непрерывного образования сориентирована на создание условий, благоприятных для личностного развития интеллектуальных способностей человека. Дополнительное образование — динамично обновляемая открытая образовательная система, обеспечивающая воспитание и обучение детей в целенаправленно организуемом длительном и устойчивом процессе коммуникации. Оно направлено на организацию процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребенка. Специфика учреждений дополнительного образования определяется его функциями. Социальные функции направлены на удовлетворение потребностей учащихся: — развивать индивидуальные способности; — в коммуникации — накоплении опыта общения со сверстниками, старшими, младшими детьми, взрослыми; — в социализации — развития умений адаптироваться к разным социальным средам, поиска и определения собственного социального статуса. Психологические функции: — релаксационная:возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе; — компенсационная: желание ребенка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе, семье; — развивающая: создании развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности. Образовательные функции: — интенсификация образования: качественное углубление образования в определенной сфере знания (сверх базисного уровня по предмету, вплоть до научных исследований); — экстенсификация образования; количественное расширение образования (освоение предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьным планом); — допрофессиональная подготовка: освоение основ какой-либо профессии; — профессиональное самоопределение: овладение профессией с получением сертификата. Досуговая функция: удовлетворение потребностей личности в содержательном и развивающем отдыхе.
Организационные формы внеклассной и внешкольной работы. Основными направлениями организационной деятельности с целью развития дополнительного образования детей должны быть: — определение и фиксация на нормативном уровне статусных характеристик дополнительного образования; — формирование теоретических основ дополнительного образования детей; — формирование долгосрочного Государственного заказа государственным учреждениям дополнительного образования детей, разработка нормативов на его реализацию; — активизация процессов позитивной социализации детей; — разработка интегрированных модульных образовательных программ, предназначенных для реализации в образовательных учреждениях разных типов, видов и модификаций; — моделирование и создание в экспериментальном режиме полифункциональных форм образования детей с проблемами в развитии и поведении; — разработка финансово-экономической модели дополнительного образования детей и ликвидация финансового дефицита; — модернизация материально-технической и технологической базы дополнительного образования детей; — рационализация сети организационных структур дополнительного образования детей в соответствии с социокультурными образовательными потребностями региона; — организация проектных и научно-исследовательских работ детей и педагогов; — подготовка к печати, издание и изготовление учебно-методических комплектов для сферы дополнительного образования детей; — организационное, правовое и финансовое обеспечение развития дополнительного образования детей; — совершенствование и укрепление нормативно-правовой базы деятельности учреждений дополнительного образования детей; — сохранение и укрепление кадрового потенциала системы дополнительного образования детей; — развитие международных и межрегиональных связей, освоение ценностей мировой культуры; — создание условий, благоприятных для разработки и реализации проектов. Проведение систематической и целенаправленной работы с юными техниками во внеучебное время и развитие их технического творчества возможны лишь при использовании разнообразных организационных форм, с учетом специфики, количественного и возрастного состава учащихся, материальной базы, квалификации педагогических кадров, многочисленных местных условий. Все организационные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися по технике и труду можно объединить в три группы: 1) индивидуальная работа учащихся; 2) групповые занятия в кружках, клубах, обществах, и других творческих объединениях по интересам; 3) массовые мероприятия, к участию в которых привлекаются большие коллективы школьников. Основной формой организации творческой работы школьников в области техники и труда во внеучебное время является технический кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к той или иной конкретной области техники и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области. На внеклассных занятиях, которые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы, и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре. Техническое творчество организуется в соответствии с возрастными особенностями и интересами. У детей младшего школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще. Дети младшего школьного возраста занимаются в кружках начального технического моделирования. В среднем школьном возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных и др. кружках. Содержание работы по техническому творчеству с учащимися этой возрастной группы, часто определяется природным и производственным окружением. Учащиеся старшей возрастной группы, обладая уже достаточно обширными знаниями по физике, математике и другим предметам проявляют интерес к научным основам техники. Они выбирают кружки: физикотехнический, радиоэлектроники, автоматики, вычислительной техники и т. д. Учащимся старших классов по силам использовать в техническом творчестве приемы математического и кибернетического моделирования. В практике деятельности школ и внешкольных детских учреждений к настоящему времени сложились следующие типы кружков технического творчества учащихся: 1. Подготовительные технические кружки. 2. Предметные (научно-технические) кружки. 3. Спортивно-технические кружки. 4. Производственно-технические кружки. 5. Кружки художественно-прикладного творчества. Основным в содержании внешкольной и внеклассной деятельности по технике и труду является моделирование, конструирование и декоративно-прикладное творчество.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 808. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |