Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос2 Понятие конфликта. Расширенное толкование.




Вопрос1   Значение знания конфликтологии в России на современном этапе.

Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. В России на всех этапах развития конфликты оказывали решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные межгрупповые конфликты в организациях, бытовые семейные конфликты, являются основными причинами гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Мы достаточно глубоко должны понимать истинные причины возникновения конфликта, представлять закономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки.

Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, которые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти. 

Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в нашем неумении конструктивно, гуманно, цивилизованими способами разрешать социальные конфликты.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека,семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает небходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в России уже созданы.

Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого развития может сыграть в реформировании российского общества весьма прогрессивную роль; помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения, более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян.

Вопрос2 Понятие конфликта. Расширенное толкование.

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут перерастать в конфликт. В основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.Но конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как положительные, так и отрицательные. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.

Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта, – объективно положительное явление, но с точки зрения части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта:

1. конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию.

2. в открытом обществе конфликт снижает социальное напряжение;

3. конфликт стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;

4. в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы

5. 5. внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей;

6. внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

▪ создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

▪ социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

▪ создание новых социальных норм, институтов и обновление существующих;

▪ адаптация и социализация индивидов и групп;

▪ выявление неформальных лидеров;

▪ выявление позиций, интересов и целей участников, принятие сбалансированного решения возникающих проблем.

Конфликт несет в себе негативные функции:

1. когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

2. когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

3. когда борьба ведется насильственными методами;

4. когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

5. когда возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Билет №3 Психологические регуляторы конфликтного поведения по Д. Майерсу.

1)Определение ограничивающих норм.Пример:а)Чеченская война.Не смотря на договоренность война продолжалась.б)Китобойство.Не смотря на договоренность китов продолжают убивать.в)Страны ОПЕК договариваются на счет цен на нефть,но подпольные фирмы ставят свои цены.

2)Доктрина гарантированного взаимного уничтожения - формирование страха.Пример:Когда страны были жестоко разделены на врагов и друзей,было очень трудно развивать отношения с другими странами,торговля и т.п.

3)Просвящение норм и правил(мотивация).Пример:В мегаполисах заставляют обучаться граждан неким правилам(установление камер наблюдения на пешеходном переходе).У полицейских становится больше привилегий.

4)Усиление возможностей изменения сознания при обсуждении конфликта в малой группе.Пример:Запрет в Воронеже полицейским после 22:00 передвигаться на собственном транспорте(пьяные сотрудники).

5)Постоянные коммуникации по поводу значимости ограничения норм и приемуществ от сомвестного их применения

 

Неестественна безконфликтность.Это показатель напряженности.Конфликт дает нам информацию друг о друге

Достоинства и недостатки конфликта:

Достоинства(+)                              Недостатки(-)

1)Информация о конфликтующих 1)Накопление негатива,стресса

2)Помогает людям изменять        2)Разрыв взаимоотношений

свои роли и статусы                       3)Снижение мотивации

3)Служит развитию орга-                4)Текучесть кадров

низации

4)Изменение синдрома                 5)Ухудшение качества работы

покорности                                       производительности труда

5)Снижение напряжение                6)Усложнение процесса

(выпуск пара)                                    управления

 

4вопрос.развитие конфликта и его прояваление во внутренних и внешних сферах личности:

I) стадии развития конфликта.

1)недовольство:

- эмоциональное состояние – ощущение дискомфорта

- поведение- отдельные конфликтогены

Конфликтогены- это слова, действия или отсутствие ожидаемого действия которые могут привести к развитию конфликта.

- логика осмысления содержания конфликта- логика сильна но мы ею не пользуемся.

(вероятность управления конфликтом очень велика 90%-100%)

  Методы воздействия:

- административные (выговор, штраф)

-психологические (совместный анализ поведения)

- педагогические

  2)разногласия:

- эмоциональное состояние- в эмоциях враждебность.

- поведение- устойчивые конфликтогены, отдельные требования

- логика осмысления содержания конфликта- логика слабеет, но еще сильна.

(управляемость конфликтом снижается до 60%)

Методы воздействия:

-психологический (разговор)

-педагогический (обсуждение)

  3)противостояние:

- эмоциональное состояние- агрессия

- поведение- устойчивые конфликтогены, устойчивые требования, негативная личностная оценка.

- логика осмысления содержания конфликта-логика почти спит.

(управляемость снижается до 20%)

Методы воздействия:

-административные

-психологические

-педагогические

4) противоборство:

Эмоции, поведение и логика такие же как в 3 пункте + негативное обобщение всего предыдущего опыта взаимоотношения.

(Пункт 1, 2, 3- развитие конфликта; 4 – конфликт (административные методы управления).

II) проявление конфликта во внутренних и внешних сферах личности:

Внутриличностный конфликт- это выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основные виды внутриличностных конфликтов:

1) мотивационный конфликт:

конфликт различных мотивов.

2) нравственный конфликт:

конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

3)конфликт нереализованного желания (или комплекса неполноценности).

Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.

4)ролевой конфликт:

выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли .

5)адаптационный конфликт:

при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Несоответствие возможностей личности к требованиям среды .

6) конфликт неадекватной самооценки:

Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Вопрос6 Структурная схема конфликта. Дать определение отдельным элементам.

                                         ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА

Информационная модель                                           Информационная модель

конфликтной ситуации                                                     конфликтной ситуации

 

 

                                   Стратегия                      Стратегия

           Оппонент 1         Тактика         Тактика          Оппонент 2

                                               Микро- и макросреда

 

Другие участники                                                                           Другие участники

 

Предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта.

Объект конфликта- это материальная(ресурс), социальная(власть) или духовная(идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Основные участники конфликта(оппонент 1, оппонент 2)- это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные(наступательные или защитные) действия друг против друга.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д.(друзья, субъекты, связанные с оппонентами какими-то обязательствами, коллеги по работе). Активными действиями либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники- это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.

Макро- и микросреда- это условия, в которых находятся и действуют участники конфликта.

Вопрос7. Основные этапы, фазы конфликта. Оценить вероятность
управляемости конфликта.

 

Остановимся более подробно на характеристике непосредственно конфликтной ситуации. Этапы и фазы конфликтов рассмотрим от момента возникновения конфликта и до его разрешения. Это необходимо для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.

Развитие конфликта от возникновения до решения следует подразделять на шесть этапов.

На этапе 1 «Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта» зарождается конфликт, выявляются мотивы конфликтующих сторон.

Этап 2 «Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт» позволяет вскрыть истинную причину возникновения конфликта.

На этапе 3 «Поиски возможных вариантов решения конфликта» конфликтующие стороны осуществляют поиск всевозможных вариантов реальных путей урегулирования конфликта, наиболее подходящих для возникшей ситуации.

Этап 4 «Разработка и выбор вариантов решения конфликта» направлен на выбор и разработку наиболее реальных вариантов урегулирования конфликта, приемлемых для обеих противоборствующих сторон.

На этапе 5 «Процесс урегулирования конфликта» происходит реализация разработанных вариантов урегулирования конфликта.

Этапом 6 «Завершение процесса урегулирования конфликта» заканчивается процесс урегулирования конфликта, противоборствующие стороны признают, что конфликт исчерпан, отношения между ними сохраняются.

С этапами связаны фазы конфликта (табл. 5.19), которые следует подразделять с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Наиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии: 1) начало конфликта, 2) развитие конфликта, 3) пик конфликта, 4) затухание конфликта, 5) прекращение конфликта, 6) урегулирование конфликта. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться (рис. 5.24) После фазы «затухание конфликта» (первый цикл) или даже «прекрашение конфликта» (второй и третий циклы) может начаться фаза «развитие конфликта» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конфликта, затем может начаться следующий цикл и т.д. При этом с каждым циклом пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, а длительность фаз может расти и возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются и его становится все трудней урегулировать. Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет решен.

 

Таблица5.19

Взаимосвязь фаз и этапов на конфликтной стадии

№ п/п Наименование фазы конфликта Этап конфликта Возможности решения конфликта, %
1 Начало конфликта Этап 1. Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта. Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт 90
2 Развитие конфликта Этап 3. Поиски возможных вариантов решения конфликта 45
3 Пик конфликта Этап 4. Разработка и выбор вариантов решения конфликта 5
4 Затухание конфликта Этап 5. Процесс урегулирования конфликта 20
5 Прекращение конфликта Этап 5. Процесс урегулирования конфликта 50
6 Урегулирование конфликта Этап В. Завершение процесса урегулирования конфликта 100

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...