Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Конституционно-правовой статус Президента РФ





Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве принцип конституционного строя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В системе государственной власти и управления важную роль играет Президент РФ, являющийся главой государства и гарантом Конституции РФ, формально не входящий ни в одну из ветвей власти, но обладающий полномочиями, позволяющими ему влиять на их деятельность.
Термин «президент» имеет латинские корни и буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
В РФ институт президентства был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 г. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена глава о Президенте, были приняты соответствующие нормативные правовые акты. Первый Президент РФ Борис Николаевич Ельцин был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Данный институт в России был создан с целью восстановления авторитета государственной власти и укрепления исполнительной власти, обеспечивающую соблюдение законов в стране. В Конституции РСФСР 1978 г. Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, а не главой государства
С декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента РФ определяются уже новой Конституцией РФ. Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти, согласно которой функции между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства разграничены.
Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства и это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей, хотя фактически его функции связаны с исполнительной властью.
Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.
В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента России регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ». Отдельные вопросы статуса Президента РФ и его деятельности как главы государства регулируются и иными нормативными актами.
В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в:
? ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком;
? в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере и недопустимостью занятия поста Президента более чем двух сроков подряд;
? в возможности досрочного прекращения полномочий и отрешения Президента от должности;
? наличии порядка признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства.
Функции и полномочия понятия очень близки друг другу, но не тождественны.
Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.
Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:
1. Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
2. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Данная статья одна из самых коротких в Конституции. Неприкосновенность Президента РФ означает, что его нельзя ни задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента РФ.
Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
Однако неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную. В Конституции предусмотрена возможность отрешения Президента от должности.

2 вопрос: Выборы Президента РФ:
правовое регулирование и порядок проведения

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О вы­борах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
Общие принципы организации и проведения выборов главы государства в России определяется также и Федеральным законом «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.
Четырехлетний срок президентства исчисляется со дня официального вступления Президента в должность (принятия им присяги) и прекращается в момент принесения присяги вновь избранным Президентом.
В ФЗ «О выборах Президента» перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность.
Этапы избрания и вступление
в должность Президента РФ
1. Принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента РФ.
2. Подготовка проведения выборов.
3. Выдвижение и регистрация кандидатов.
4. Проведение предвыборной агитации.
5. Голосование.
6. Подсчет голосов, оформление результатов выборов, определение победителя или назначение второго тура выборов, либо назначение повторных выборов, в случаях признания таковых недействительными или несостоявшимися.
7. Опубликование результатов выборов и вступление Президента в должность.

1. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем за 5 дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.
В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.
2. Подготовка и проведение выборов, которая включает в себя разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.
3. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения, при условии его поддержки группой избирателей.
Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом гражданина РФ, не являющегося членом данной политической партии.
Для поддержки самовыдвижения кандидата создается группа избирателей, обладающих активным избирательным правом (в количестве 500 человек). Группа избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата должна быть зарегистрирована в Центральной избирательной комиссии.

4. Проведение предвыборной агитации.
Под предвыборной агитацией предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента РФ и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, либо против кандидата, либо против всех кандидатов.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
5. Голосование.
Днем голосования считается второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.
6. Подсчет голосов, оформление результатов выборов, определение победителя или назначение второго тура выборов, либо назначение повторных выборов, в случаях признания таковых недействительными или несостоявшимися.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосование.
Закон устанавливает, что если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, то Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование (т.е. повторный тур голосования) по двум зарегистрированным кандидата, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
7. Опубликование результатов выборов и вступление Президента в должность.
Вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК общих результатов выборов Президента. Обязательным атрибутом вступления Президента в должность, установленным Конституцией, является присяга Президента.
Акт присяги Президента – это не формальная процедура и имеет важное юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом (ее нарушение может повлечь ответственность Президента в виде отрешения его от должности в соответствии со ст. 93 Конституции РФ); с другой стороны, с момента произнесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и прекращает исполнение своих обязанностей с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Текст присяги содержится в Конституции РФ (п. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Эта процедура называется инагурация – введение в должность.
Нарушение присяги президентом является основанием для отрешения его от должности и последующего возможного придания суду по обвинению в совершении тяжкого уголовного преступления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...