Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Основания прекращения гражданства РФ




Отношения физического лица и государства, оформленные гражданством, имеют устойчивый характер. Однако устойчивость не означает неразрывности отношений гражданства, и при определенных обстоятельствах гражданство может прекратиться.
Прекращение гражданства РФ влечет за собой утрату юридического статуса гражданина, разрыв правовой связи его с государством. Выход из гражданства – это экспатриация.
Закон о гражданстве 2002 г. выделяет следующие основания прекращения гражданства РФ:
1. Вследствие выхода из гражданства РФ.
Выход из гражданства – это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних).
Выход лица из гражданства РФ осуществляется на основании его добровольного волеизъявления, выраженного в письменном заявлении определенной формы. Заявителями могут выступать дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Несовершеннолетние не вправе самостоятельно заявлять о выходе из гражданства РФ, а в отношении недееспособных возможность выхода из гражданства РФ вообще не предусмотрена.
Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд обстоятельств, при наличии которых выход из гражданства РФ не допускается:
а) заявитель имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленные федеральным законом (например, обязанность по несению военной службы);
б) заявитель привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
2. Гражданство РФ может прекратиться на основании оптации путем выбора гражданства другого государства или на основании международных договоров РФ с конкретными государствами.

5 вопрос: Государственные органы РФ, ведающие
вопросами гражданства и их компетенция

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

  • Президент РФ;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ)), и его территориальные органы (т.е. Министерство внутренних дел РФ субъектов в составе РФ);
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел – Министерство иностранных дел РФ (МИД РФ) и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Необходимо заметить, что властные полномочия Президента РФ распространяются не на всю область принятия решений по вопросам приема, выхода и восстановления в гражданстве, а только на ту часть, которая осуществляется в общем порядке.
Президент РФ может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые по общему правилу исключают принятие в гражданство.
При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение – Управление по вопросам гражданства. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища.
Федеральная миграционная служба на местах осуществляют следующие полномочия:

  • определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

2) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
3) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы;
4) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных законом, заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
5) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории России.
Федеральный орган исполнительной власти ведающий вопросами внутренних дел,федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России решают вопросы приема и выхода из гражданства РФ в упрощенном порядке.

6 вопрос: Конституционные основы правового положения
иностранных граждан и лиц без гражданства

Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 2002 г.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Под лицом без гражданства (апатридом) понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Существует несколько категорий иностранных граждан. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на законных основаниях, делятся на 3 категории в зависимости от срока пребывания:
1) временно пребывающие в РФ – это лица, пребывающие в РФ на основании визы и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительства;
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в РФ в безвизовом порядке, срок его пребывания в РФ не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, например, если трудовой договор на выполнение работ или оказания услуг с соблюдением требований российского законодательства, то на срок действия такого договора срок временного пребывания продлевается. Решение о таком продлении принимается территориальным органом МВД, о чем делается отметка в миграционной карте иностранца.
2) временное проживающие – это лица, получившие разрешение на временное на проживание;
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина (лица без гражданства) временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе иностранца, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Квота утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте.
Без учета такой квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1. Родившемуся на территории РСФСР или на территории РФ.
2. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ.
3. Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ.
4. Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ и в др. случаях, предусмотренных законом.
3) лица, получившие вид на жительство.
Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) в подтверждение его прав на постоянное проживание в РФ, а также его права на свободный выезд из РФ и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Срок действия вида на жительство – 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество таких продлений не ограничено.
Закон содержит основания для отказа в выдаче вида на жительство либо аннулирования ранее выданного документа.
Любой иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел, кроме лиц, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и лиц, освобожденных от регистрации.
Закон называет иностранных граждан, которые не подлежат регистрации:
1. Главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, руководители международных организаций, а также члены семей указанных лиц.
2. Иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более 3 дней, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24 Федерального закона;
3. Моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с визитом военных кораблей.
4. Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов, при нахождении на станциях и в аэропортах, указанных в расписаниях движения указанных транспортных средств.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом схоже, поскольку обе эти категории пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Но Закон устанавливает специальные правила для лиц без гражданства, отличающие от правил, установленных для иностранных граждан.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам РФ, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные проступки или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, кто нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ.
Федеральный закон закрепляет, что иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах. Иностранный гражданин не имеет права находится на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Иностранные граждане вправе защищать свои права и свободы всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.


7 вопрос: Статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ


Мощные миграционные потоки, острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России порождают необходимость решения сложных вопросов, связанных с обеспечением основных прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев.
19 февраля 1993 г. были приняты Законы РФ «О беженцах» (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.) и «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. 23 12 2003 г.).
Эти законы определяют понятие беженца и вынужденного переселенца, устанавливается порядок обращения с ходатайством о признании за ним такого статуса, права и обязанности обратившимся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем и др. вопросы.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином РФ; 2) покинуло страну своей гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 3) не может (не желает) пользоваться защитой этой станы вследствие опасений.
Некоторые категории лиц не могут быть признанными беженцами. Это лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление простив человечества, а также иностранные граждане, покинувшие страну гражданства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В отличие от беженца, вынужденный переселенец, ? как правило, гражданин РФ, о тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории РФ и изменившее место жительства в пределах этой территории по названным обстоятельствам.
Таким образом, одно из основных отличий правового статуса беженца от правового статуса вынужденного переселенца состоит в том, что беженец – это всегда иностранный гражданин, а вынужденный переселенец – это, как правило, гражданин России.
Беженцы отличаются от обычных иностранцев тем, что они не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально считаются его гражданами. Конституционно-правовая правоспособность беженца возникает с государством пребывания, в котором он желает получить убежище. Вынужденные переселенцы наделяются правоспособностью с момента рождения.
Признание беженцем осуществляется в порядке, установленном Законом о беженцах. Для получения этого статуса необходимо подать ходатайство о признании его беженцем. До прибытия в РФ такое ходатайство подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства гражданской принадлежности лица. На территории РФ – в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы МВД РФ.
Закон называет основания, по которым лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства:
1) лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, являющихся основанием для такого признания;
2) лицо имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться;
3) лицо отказывается сообщить сведения о себе и об обстоятельствах прибытия на территорию РФ и др.
Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленной формы, которое удостоверяет личность беженца. Лицо признается беженцем сроком до трех лет. Каждый последующий год территориальный орган ФМС может продлевать этот срок на каждый последующий год.
Лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

8 вопрос: Институт убежища в РФ и
его конституционное закрепление


Право убежища является одним из общепризнанных правовых институтов, нашедших отражение как в международном праве, так и в конституционном праве РФ. Конституция РФ устанавливает, что Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ). Конституция РФ не называет оснований для предоставления убежища, но этот пробел восполняет Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.
Политическое убежище означает предоставление государством возможности въезда на его территорию лицам, преследуемым за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемое в России преступлением.
Представление убежища означает также, что государство принимает на себя обязанность гарантировать личную неприкосновенность и безопасность лица.
Политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. В таком же порядке лицо может быть лишено политического убежища.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
Политическое убежище не предоставляется, если:
? лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
? лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ;
? лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
? лицо прибыло из страны с развитым и устоявшимся демократическими институтами в области защиты прав человека;
? лицо представило заведомо ложные сведения;
? лицо имеет гражданство третьей страны, где оно преследуется.
Ходатайство на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища направляется в министерство внутренних дел, управление внутренних дел субъекта РФ по месту пребывания, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел РФ.
Министерство внутренних дел РФ рассматривает поступившие ходатайства и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своими заключениями, которая в свою очередь вносит предложения по ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.
Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Тема 9: Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина в РФ

План:
1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
2. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
3. Политические права и свободы человека и гражданина
4. Экономические права и свободы человека и гражданина
5. Социальные права и свободы человека и гражданина
6. Культурно-творческие права и свободы человека и гражданина
7. Конституционные обязанности человека и гражданина
8. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
9. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление
10. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ

1 вопрос: Понятие и классификация конституционных прав
и свобод человека и гражданина

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.
Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключении признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) закреплено: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие – в текущем законодательстве, не произвольны. Специфической чертой конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина является то, что они отражают наиболее существенные коренные связи и отношения между государством и личностью.

Действующая российская Конституция как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ.
Конституционные права и свободы имеют ряд юридических свойств:
1) Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод.
2) Адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином.
3) Характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения.
4) Отличаются особым механизмом реализации. Конституционные права и свободы существуют постоянно, независимо от того, были ли они уже реализованы и сколько раз.
5) Имеют особую юридическую форму их закрепления – они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, ? в Конституции.
6) Обеспечиваются повышенной правовой охраной – конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратится в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод и т.д.
Таким образом, конституционные права и свободы человека и гражданина? это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

В зависимости от содержания права и свободы человека и гражданина можно подразделить на: личные; политические; социальные, экономические и культурные права и свободы.

Личные, или гражданские права и свободы – совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.
К таким правам относятся: включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, право на защиту своей чести и имени, право на пользование родным языком право въезда и выезда за пределы РФ и др.
Политические права и свободы – это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления.
К таким правам относятся: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, право избирать и быть избранным, участие в управлении делами государства и др.
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
К числу экономических прав и свобод относятся: право частной собственности, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Социальные права и свободы призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.
К числу социальных прав и свобод относятся: свобода труда, право на благоприятные и справедливые условия труда, право на защиту от безработицы, право на отдых, право на жилище, право на здоровую окружающую среду, право на защиту материнства и детства.
Культурные права и свободы обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
К культурным правам и свободам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания, право на доступ к культурным ценностям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...