Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Конституционный статус общественных объединений, их виды, правовое регулирование их деятельности




Общественные объединения являются важными элементами гражданского общества, они выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. дает определение общественного объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5).
Общественным объединениям присущи следующие характерные особенности:

  • Общественные объединения – это самостоятельные объединения.
  • Общественные объединения – это формирования добровольно объединившихся лиц.

3. Общественные объединения – это целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (например, Российская академия юридических наук, Союз писателей и др.).
4. Общественные объединения – это объединения формальные.
5. Общественные объединения – это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников).
6. Общественные объединения – это объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер.
Закон относит к общественным объединениям все созданные по инициативе граждан организации, кроме религиозных и коммерческих, включая политические партии и профсоюзы.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющих членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд – некоммерческая организация, представляющая собой не имеющее членство общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности ? не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3 ФЗ «О политических партиях»).
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
1) она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) в ней должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии;
3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории России.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Цель деятельности партий – реализация интересов тех слоев общества, которые они представляют.
Функции политических партий – это основные направления их деятельности по выполнению намеченных целей и задач. Важнейшими функциями политической партии являются:
? разработка и определение своего политического курса в форме программы партии;
? участие в формирование органов власти и местного самоуправления;
? создание политических доктрин и формирование благоприятных отношений в стране к признаваемым ценностям и идеалам.
Общественные объединения в РФ равны перед законом, образуются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Конституционно-правовой статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации, а также содержание права граждан на объединение и основные государственные гарантии этого права регулируются: Конституцией РФ (ст. 13, 32, 30); Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 25 июля 02 г.); Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»; Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 20 декабря 2004 г.); Федеральным законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» и др.

4 вопрос: Понятие экономической системы РФ
и ее конституционное закрепление


Институт экономической системы – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере экономической жизни общества, обусловленной типом собственности, статусом ее форм и ролью государства в экономике.
Конституционно-правовое регулирование экономической системы включает в себя:
1. Установление единого экономического пространства на всей территории России (ст. 74 Конституции РФ).
Запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ).
Факторами обеспечения единства экономического пространства являются:
? единство правового пространства;
? установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития России;
? установление единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денежных знаков, корме рубля.
2. Провозглашение свободы экономической деятельности.
Обеспечение свободы экономической деятельности – это право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
3. Создание рыночной экономики.
Роль государства в этом процессе сводят к осуществлению двух функций:
а) установление в законах правил поведения субъектов экономической деятельности;
б) контроль за соблюдением этих правил.
4. Закрепление роли государства в экономике через полномочия органов государственной власти.
Например, Правительство РФ воздействует на экономическую систему страны через ее бюджетно-финансовую составляющую (п. «а», «б» ст. 114 Конституции РФ) и управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ).
5. Провозглашение и развитие института собственности, равная защита всех форм собственности.

Таким образом, под экономической системой понимается основывающийся на определенной материально-технической базе строй экономических отношений, его характер и формы собственности, принципы производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и организацию управления экономикой.
Таким образом, для нормального и эффективного функционирования российской экономики необходимо обеспечить:
1. Единство экономического пространства.
2. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
3. Поддержка конкуренции.
4. Свобода экономической деятельности.
5. Защиту и обеспечение устойчивости рубля.

5 вопрос: Формы собственности в РФ,
их конституционно-правовое регулирование

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.
1. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
2. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Государство создает одинаковые условия для развития всех форм собственности, обеспечивает их равную правовую защиту. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону. Право собственности может распространятся на любое имущество, за исключением выведенного из гражданского оборота по соображениям государственной и общественной безопасности.
Конституция РФ закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 35). В ст. 9 Конституции РФ устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. В РФ отношения собственности, не предусмотренные Конституцией РФ, регулируется Гражданским кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, а также законодательными актами субъектов, издаваемых в пределах их полномочий.


6 вопрос: Идеологическое и политическое многообразие

Последний принцип, определяющий экономические и политические основы конституционного строя – этоидеологическое и политическое многообразие.
В РФ признается идеологическое и политическое многообразие (ч. 1, ч. 3 ст. 13 Конституции РФ).
Идеологическое многообразие предполагает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений.
Идеологическое многообразие – это право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
а) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации;
б) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научных работ, трудов, статей и т.д.;
в) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 13) предусматривает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В РФ признается политическое многообразие(ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Принцип политического многообразия означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект. Политическое многообразие – это свобода политических мнений и политических действий.

Тема 7: Понятие и принципы правового положения человека
и гражданина в РФ, их конституционное закрепление

План:

1. Соотношение понятий «человек», «гражданин», «личность».

2. Понятие правового статуса личности.

3. Принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

4. Принцип равноправия и непосредственного осуществления прав и свобод человека и гражданина.

5. Принцип единства прав и обязанностей. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

1 вопрос: Соотношение понятий:
«человек», «гражданин», «личность»

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами. Слово «человек» в Толковом словаре русского языка объясняется так: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда».
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
В научной литературе признается, что личность – это всегда человек. Но есть утверждения о том, что человек не всегда является личностью. Заметим, что такой вывод сформировался за пределами юриспруденции, в частности в психологии. Согласно такому подходу личностью не родятся, ею становятся в процессе приобретения и использования в деятельности социального опыта. Личность формируется под влиянием двух основных факторов: 1) индивидуальных, врожденных черт и свойств; 2) социальной среды, которая способна воздействовать на человека. Следовательно, слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития.
Некоторые специалисты по философии и правоведению понятие «личность» рассматривают только в связи с положительными социальными ценностями, в частности, с ее ответственностью перед обществом. С этой точки зрения, если человек не обладает высокой сознательностью, то он не может рассматриваться в качестве личности. С этим трудно согласиться. В юридической теории и практике понятие «личность» распространяется не только на законопослушных граждан, но и на лиц, совершающих противоправные деяния.
Также необходимо уточнить и то, что вкладывается в понятие «индивид». В Большом энциклопедическом словаре сказано: индивид – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность. Можно сказать, что понятие «индивид» ? существенная характеристика личности.
Права человека – это основные права, сфера действия которых не ограничена определенным кругом лиц, а распространяется на любого человека Соблюдение этих прав вменяется в обязанность государству во многих случаях нормами международного права. Правам человека присущи следующие признаки:
а) принадлежат индивиду от рождения;
б) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные;
в) признаются высшей ценностью;
г) являются непосредственно действующими;
д) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами гражданина.
Под правами гражданина понимают права, в основу которых положен принцип гражданства.
Таким образом, термин личность носит универсальный характер и кратко выражает суть терминов «человек» и «гражданин», соединяя их.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...