Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология и методы социально-психологического исследования




 

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется.

Специфическая задача для социальной психологии – соотнесение закономерностей общественного развития и развития психики человека.

Общая методология – это некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

Частная (специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Это есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования.

 

Социальная психология принимает принцип деятельность как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования – группе. Принцип деятельности превращается в норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию.

 

Конкретные методы не могут (не должны) рассматриваться в отрыве от общей методологии.

 

Методические приёмы: анкета, тест, социометрия (методика изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах).

 

Научное исследование имеет дело с конкретными объектами (конкретными эмпирическими данными); в нём решаются эмпирические, логические и теоретические познавательные задачи; для него характерно чёткое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями; цель научного исследования – не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.

 

А если кратко, то любое научное исследование состоит из следующих этапов:

· Получение тщательно собранных данных

· Объединение их в принципы

· Проверка и использование этих принципов в предсказаниях

 

Однако в социальной психологии существует проблема выделения эмпирических данных. Вопрос в том, что считать ими? Это либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие сознание этих индивидов, либо характеристики самой группы.

Бихевиоризм – только факты открытого поведения.

Когнитивизм – сознание индивида, образы, ценности и установки.

 

Существует два типа данных в социально-психологических исследованиях:

· корреляционные (необходим большой массив данных)

· экспериментальные (исследователь работает с ограниченным объёмом данных, произвольно вводит новые переменные).

 

При построении теории в социальной психологии отсутствует строгость такого порядка, как, например, в математике и логике. Поэтому наиболее важным становится грамотное построение гипотез.

 

Более высокий теоретический уровень – это создание общих теорий. Однако построение «общей теории» пока не представляется возможным, поэтому акцент делается на построении специальных теорий, которые охватывают более узкую сферу – отдельные стороны социально-психологической реальности. Например, теория групповой сплочённости, теория группового принятия решений, теория лидерства и т.д.

 

Ну и основная задача исследований – это проверка гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Впрочем, проверка гипотез может по-разному пониматься в зависимости от того, что вообще считается верификацией. В позитивизме, например, наука может пользоваться только методом эксперимента и по существу не может иметь дело с теоретическими знаниями.

 

Надо понимать, что в социальной психологии существуют такие предметные области, которые в принципе не могут быть изучены исключительно эмпирическими методами (большие группы, массовые процессы).

 

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Три группы методов:

1) методы эмпирического исследования,

2) методы моделирования,

3) управленческо-воспитательные методы

 

 

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...