Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная психология конфликта




 

Суть конфликта

Позитивное и негативное соотношение целей субъектов взаимодействия. Позитивное соотношение подразумевает, что достижение цели одни субъектом не будет препятствовать достижению цели другим. Негативное соотношение подразумевает, что цели имеют противоречащий или противоречивый характер (ситуация с нулевой суммой).

Поведение может иметь наступательный или оборонительный характер.

Формы поведения могут быть разными: изолировать противника от желаемого объекта, отобрать желаемое у соперника, не дать ему возможности завладеть желаемым. Это предполагает активность. Крайней формой поведения является отказ от борьбы (это снижает явность диагностировании конфликта).

 

Факторы того, как мы будем вести себя при конфликте (модель Томаса-Килмена):

· мера ориентации на собственные интересы

· мера ориентации на интересы соперника

При различном соотношении выраженности факторов возникает то или иное поведение: уступка, избегание, компромисс, сотрудничество, соперничество.

 

Интерпретация конфликта через борьбу мнений. Сфера представлений людей. Сфера того, о чём они думают. Возникновение когнитивного антагонизма. Несовместимость интеллектуальных стратегий решения задач и выхода из ситуаций. Когнитивный конфликт необязательно провоцирует эмоциональное неприятие и необязательно провоцирует деструкцию взаимодействия (контактов с другим человеком).

 

Пусковым механизмом к конфликту выступает восприятие ситуации как конфликтной.

 

Общая схема разрешения конфликта

Три позиции:

· Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.

· Посредничество (медиация, организация переговорного процесса)

· Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.)

 


 


Общение как познание людьми друг друга.

 

В процессе общения большое значение имеет, как воспринимается партнёр по общению. Термин «социальная перцепция» впервые был введён
Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки «Нового Взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы и большие социальные общности.

 

Варианты социально-перцептивных процессов определяются тем, что рассматривается в качестве субъекта восприятия.

Например, если субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

· Другого индивида, принадлежащего к своей группе

· Другого индивида, принадлежащего к чужой группе

· Свою собственную группу

· Чужую группу

 

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 

Помним о том, что при общении есть как бы 4 участника:

· 1 участник в своём представлении о себе

· 1 участник в представлении 2 участника

· 2 участник в своём представлении о себе

· 2 участник в представлении 1 участника


 



Механизмы и эффекты межличностного восприятия

Механизмы межличностного восприятия:

· Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Поставить себя на место другого. Идентификация тесно связана с эмпатией – стремлением эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

· Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

Дж. Холмс – 6 участников общения: Джон как он есть на самом деле, Джон, каким он видит себя, Джон, каким его видит Генри. И то же со стороны Генри.

Т. Ньюком и Ч. Кули – 8 участников общения: то же + Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

· Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Фундаментальная ошибка атрибуции.

 

Эффекты межличностного восприятия:

· Эффект установки (эксперимент Бодалева с преступником и учёным). Этот эффект также называется «эффект первого впечатления».

· Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Эксперимент с «любимыми» и «нелюбимыми» детьми, которые делали и не делали ошибки при выполнении задания.

· Эффект «первичности и новизны». Раннее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эксперимент: 4 группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1 группе, что он экстраверт, во 2 группе, что он интроверт, в 3 группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что интроверт, в 4 группе – наоборот. В 3 и 4 группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Это эффект первичности.

Эффект новизны заключается в том, что более новая информация оказывается более значимой (в отношении знакомого человека).

· Стереотипизация. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с ним. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация позволяет упростить процесс познания. Однако также может приводить к возникновению предубеждения.


 


Каузальная атрибуция

 

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина лат. attributio – приписывание) – феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции, разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

· соответствие поступка ролевым ожиданиям – чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

· соответствие действия культурным нормам.

Можно также сказать, что мера и степень приписывания зависят от степени уникальности (типичности) поступка и от степени его социальной желательности.

 

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

· объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

· обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

 

Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение – внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

 

Кроме того, каузальная атрибуция рассматривается как механизм межличностного восприятия (см. предыдущий вопрос).

 


 


Межличностная аттракция

Исследования аттракции связаны с выделением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку.

Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Очевидно, что возникновение аттракции между партнёрами оказывает положительное влияние на общение.

Если речь идёт о группе, то развитие аттракции в ней способствует установлению психологического комфорта.

Выделяют различные уровни аттракции:

· Симпатия

· Дружба

· Любовь

Существуют две взаимоисключающие теории любви:

· Пессимистическая, подразумевающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого человека)

· Оптимистическая (гуманистическая психология) – любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности.

Описаны также основные формы любви: любовь-страсть, любовь-игра, любовь-дружба.

 

В отечественной социальной психологии мало исследований, посвящённых аттракции.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...