Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таким образом, действие личности соотносится с задачей.




 

В своей повседневной деятельности (профессиональной, в различных бытовых деятельностях: стирка, утюжка, уборка и т. д.) человек в разных местах, в разные промежутки времени осуществляет привычные действия, решает соответствующие им задачи (однотипные). Вследствие этого обстоятельства в психике человека возникает автоматизированная схема решения задачи. И многие задачи решаются на основе этих автоматизированных схем.

 

Автоматизированная схема – это не что иное, как автоматизм, навык решения и, одновременно, стереотип.

 

Мышление, в том числе и стереотипное, проявляется в самом простом акте человеческой активности при узнавании (осознании) предметов, вещей, людей.

 

Задача – есть цель будущего действия, данная человеку при определённых условиях.

 

Цель – психический образ будущего продукта деятельности, не просто образ, а означенный образ будущего предмета действия.

 

Условия могут быть:

  1. Благоприятные.

2. Неблагоприятные. В случае, если условия неблагоприятные, то человек исследует это условие, уясняет задачу, связанную с преобразованием этого условия в благоприятное, решает эту задачу, планирует действия и осуществляет предметные действия и, только затем, возвращается к решению первоначально поставленной задачи.

3. Условия, относящиеся к самой личности (могут быть благоприятными и неблагоприятными):

    • Профессиональная компетентность
    • Способности (способны произвести продукт или не способны)
    • Психические состояния (усталость, стресс и т. п.)
    • Мотивы деятельности
    • Темперамент, характер

4. Условия, относящиеся к предстоящим предметным действиям:

    • Наличие сырья
    • Наличие орудий труда (количество и качество)
    • Место работы
    • Освещённость, экология
    • Время (к какому сроку необходимо произвести продукт)
  1. Условия, относящиеся к другим людям – будущим партнёрам по взаимодействию:
    • Межличностные отношения с партнёрами
    • Профессиональная компетентность партнёров по взаимодействию
    • Их способности и т.д.

 

Указанные условия существуют у личности в виде представлений, являющихся продуктом предшествующих его действий по решению этих задач или задач подобного типа. Действуя всякий очередной раз, на основе прошлого опыта, человек выделяет эти условия, а затем исследует их, изучает, удостоверяясь в наличии их в данном месте, в данное время, в данной организации.

 

Примечание: Человек общается и действует в изменяющейся обстановке и, в силу этого обстоятельства, условия изменяются и, нередко, реальные условия (предметные условия) не совпадают с его собственными представлениями. Вот почему личность должна всякий раз обследовать условия решения задач, выявлять и находить новые и, с учётом их, решать поставленную задачу.

Следует учитывать, что личность уясняет стоящую перед ним задачу и, в первую очередь, условия её, нередко в ситуации взаимодействия с людьми за счёт их содействия. А поскольку психика людей субъективна, то они могут умышленно или неумышленно вводить личность в заблуждение, допускать ошибки осознанно или неосознанно. В силу этого обстоятельства личность будет решать задачу, располагая искажёнными условиями. С учётом этого она решит задачу, мысленно спланирует будущее действие, осуществит его и, в итоге, продукт этого действия окажется несоответствующим стандартам (бракованным).

Некоторые, наиболее компетентные, люди, в том числе и руководители, изучают важнейшие условия задачи непосредственно на месте, обследуя сырьё, оборудование и т.д.

Вследствие действий по уяснению (выполнению) задачи, которые осуществляет личность, в её психике возникает означенный образ этой задачи, который включает: образ цели, образ условий её достижения; при этом указанные образы взаимосвязаны между собой.

Следует подчеркнуть, что человек в повседневной жизни решает самые разнообразные задачи:

· В зависимости от вида деятельности

· В зависимости от количества условий

· Так называемые длинные задачи, включающие в себя большое количество элементов, шагов решения

· Бывают задачи обычные и необычные (ранее не решаемые)

· Сложные для человека и простые (примечание: психика личности субъективна; для кого-то сложные задачи являются простыми, а для кого-то нерешаемые)

· Задачи бывают учебные и профессиональные

· Задачи бывают творческие, которые решаются далеко не всеми людьми, а решаются крайне редко.

Суждения являются продуктом обобщения (поэтому только отдельно словесно-логического мышления нет, оно не может быть оторвано от образов).

 

Уяснив задачу человек, начинает оценивать условия её решения (исследует окружающую обстановку). А это означает, что он соотносит образ какого-либо условия (при изучении этого условия) задачи с образом цели (образом будущего продукта) и заключает: способствует ли это достижению цели или нет. В случае, если условие не способствует достижению цели, то человек исследует его далее, формирует новую задачу, решает её мысленно (опираясь на представления), мысленно планирует действия, а затем осуществляет действия в ситуации взаимодействия с другими людьми, тем самым он преобразует неподходящие условия в условия, способствующие решению задачи. Т.е. он возвращается к прерванным действиям. Так происходит по каждому условию задачи (т.е. оценивает каждое из условий).

Примечание: нередко некоторые личности в организации (напр., руководитель) уясняют задачу, оценивают условия их решения (предметные) в ситуациях взаимодействия с другими людьми, которые могут умышленно или неумышленно вводить их в заблуждение. И вследствие этого обстоятельства в психике личности возникают искажённые образы задач, несоответствующие действительности. В дальнейшем, с учётом этого обстоятельства (искажённого образа), личностью будет решена задача, спланированы действия подчинённых, организован их труд. В какой-то момент времени деятельность подчинённого будет приостановлена (напр., из-за отсутствия необходимого сырья).

Уяснив условия задачи (за счёт действия или ряда действий предметных или протекающих в процессе взаимодействия) человек приступает к решению задачи (это новое действие, которое осуществляет личность в определённом месте, в определённом промежутке времени), целью которого является умственный план или психический образ действия человека по достижению поставленной цели при заданных условиях (процесс решения задачи связан с поиском достижения поставленной цели. Образ того «как» следует решать. Когда этот образ возникает – задача решена).

Также как и при уяснении задачи, при её решении проявляется вся психика личности (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, представление). В условиях есть много воображаемого.

 

Как правило, решение задачи осуществляется следующим образом:

1. Класс сходных задач. Когда задачи являются типичными и решаются в повседневной жизни каждый день. Как правило, эти задачи решаются с опорой на имеющиеся представления о задачах данного класса (эти представления используются при решении задач). Личность сравнивает образ актуальной задачи с представлениями о задачах данного класса и в случае сходства психических образов этих 2-ух задач (актуальной и представляемой), она мысленно переносит образ действия и представляемой задачи на актуальную. В дальнейшем личность конкретизирует образ действия применительно к конкретным условиям актуальной задачи. Но это уже новое действие (действие планирования будущего предметного действия). Таким образом, задача решается на основе имеющихся у человека автоматизированных схем решения задач.

Психологическое содержание переноса способа действия из представляемой задачи на актуальную:

 

 


Вначале человек мысленно выделяет образ цели из актуальной задачи (анализ и абстрагирование), затем мысленно отделяет образ цели из представляемой задачи (анализ) и сопоставляет их (сравнение), а в случае сходства этих образов – обобщает соответствующим суждением их сходство (обобщение). Затем сходные составляющие целей вновь включаются в эти задачи (синтез).

Примечание:

    • Когда мысленно отделяют образную составляющую из актуальной задачи – это есть анализ и в то же время это есть абстрагирование как мыслительная операция.
    • Описанные выше мыслительные операции с обеими задачами осуществляются по каждой образной составляющей (по каждому условию).
    • В случае сходства актуальной задачи с представляемой задачей (представляемыми задачами), человек относит актуальную задачу к задачам определённого класса (или определённой группы – классификация).
    • При сходстве образных составляющих задач личность мысленно переносит образ действия из представляемой задачи на актуальную.
    • В этом случае мыслительные операции (анализ, синтез, перенос) совершаются мгновенно, свёрнуто и человек не выражает результата сравнения, анализа … с помощью слов на основе автоматизированных схем решения типовых задач (т.е. на основе представлений).

2. Задачи, которые личность не решала в своей деятельности. В этом случае личность инициирует взаимодействие с более компетентной, более способной личностью, выражая ей в ситуации взаимодействия с помощью вербальных и невербальных средств, тактильных, предметных движений, т.е. действует. А другая личность уясняет задачу, мысленно решает её, а затем, с помощью вербальных и невербальных средств, выражает своё представление о способе действия (для другой личности) для партнёра по взаимодействию.

 

Образ желаемого объекта есть мотив.

Таким образом, в результате действия по уяснению задачи, у человека возникает означенный образ этой задачи. И, затем, приступает к решению задачи.

Примечание: Бывает так, что в период уяснения задач в момент наличия только определённых представлений, человек мгновенно решает эти задачи. В основе этого лежит такое психическое явление как предвидение.

Решение задач может идти в соответствии со специальными схемами:

· Образ актуальной задачи мгновенно сравнивается с означенными представлениями о подобных задачах, и в случае сходства, образ действия из представляемой задачи мысленно переводится на актуальную. Но это не значит вовсе, что это чисто механический перенос – он осуществляется мгновенно и за ним стоит целый мыслительный процесс.

Прежде чем мысленно перенести образ действия из представляемой задачи на актуальную, человек должен осуществить операции сравнения образов обеих задач, абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения и т.д. И в случае сходства образных составляющих осуществить перенос.

· Задача может решаться также путём выдвижения гипотез, предполагаемых образов будущего действия, и эти образы человек также мысленно переносит с тех задач, которые он решал в прошлом, вернее, с представлениями об этих задачах.

В последующем, человек начинает действовать предметно в соответствии с выбранным образом, проверяя их каждый раз на практике. И этот образ действия, который привёл к производству продукта, соответствующего стандартам становится не гипотезой, а реальным способом решения задач. Другими словами, человек действует методом проб и ошибок.

· Задачи, с которыми человек сталкивается впервые, решаются им при содействии других людей, более компетентных, имеющих представления по решению задач данного типа.

В ситуации взаимодействия человек овладевает образом действия по достижению цели в данных условиях.

Бывают задачи очень трудные, и человек испытывает трудности по их решению. В данном случае, задача может решаться в процессе групповой работы – мозгового штурма.

Как правило, проводятся в 2-а этапа:

1. На первом этапе, руководитель собирает представителей (группы специалистов), создаёт доброжелательную обстановку. И затем выражает своим подчинённым задачу перед организацией и просит содействовать в нём.

В этой ситуации взаимодействия с руководителем подчинённые осуществляют ответные действия по уяснению задачи. И их психике возникают соответственные образы задачи.

Каждый из них решает или не решает задачу, и затем выражает через действие способ решения задач руководителю (каждый).

Все проекты поочерёдно фиксируется, записываются. Критика запрещена. 

2. На втором этапе группа осуществляет психологическую экспертизу всех предметных проектов, выбирается более приемлемый вариант действий.

Достоинства такой работы – существенны:

а). В этих условиях активизируется познание каждого, задача прорабатывается глубоко.

б). Проект одного участника стимулирует выработку проектов другими участниками.

в). За счёт конкуренции, соперничества люди стараются предлагать более удачные решения.

 

В тоже время решение задачи в группе имеет и недостатки:

· Некоторые люди склонны к конформизму, считая проекты других более лучшими, и вследствие этого, принимают их некритически.

· Некоторые люди не решаются, в виду боязни быть осмеянными, предлагать свои проекты. Хотя они могли бы быть более удачливее.

· Некоторые люди имеют представления о решении задачи, но не выражают его в виду разных причин: жадность, эгоизм, в виду неприязненного отношения с начальником; могут испытывать боязнь, связанную с возмездием руководителя за критику его проекта как неудачного.

 

5. Раскройте теоретические основы внимания личности как психического познавательного процесса.

Вни­ма­ние – это осо­бый про­цесс, пред­по­ла­гаю­щий спо­соб­ность че­ло­ве­ка в дли­тель­ном, ли­бо в крат­ко­вре­мен­ном про­ме­жут­ке вре­ме­ни со­сре­до­то­чит­ся на ка­ком ли­бо объ­ек­те внеш­не­го ми­ра, ли­бо яв­ле­нии. Вни­ма­ние по­зво­ля­ет сфо­ку­си­ро­вать на­ше вос­при­ятие, этот про­цесс об­слу­жи­ва­ет всё ос­таль­ные по­зна­ва­тель­ные про­цес­сы.
Пси­хи­че­ские про­цес­сы – это пси­хи­че­ские яв­ле­ния, обес­пе­чи­ваю­щие пер­вич­ное от­ра­же­ние и осоз­на­ние че­ло­ве­ком воз­дей­ст­вий ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти. Как пра­ве­ло, они име­ют чёт­кое на­ча­ло, оп­ре­де­лён­ное те­че­ние и яр­ко вы­ра­жен­ный ко­нец.

Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощуще­ния, восприятия, впечатления, знания человек получает при участии внима­ния в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия.

Внимание — сосредоточение сознания на объекте, при котором происхо­дит отчетливое его отражение. Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:

1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, по­бочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех
пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Физиологической основой внимания является общая активация мозга, свя­занная с деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга вы­деляют 5 стадий или уровней (Блок), которые в разной степени обеспечива­ют внимание (табл. 3).

 

 

Как видно из таблицы, активное внимание возможно лишь на фоне актив­ного настороженного бодрствования. Отвлекаемость внимания возникает как на фоне расслабленного диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрство­вания. Таким образом, важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга. Однако только этих механизмов недостаточно для объяснения избирательности внимания. Селектив­ное (избирательное) внимание связано с наличием специальных механизмов, облегчающих проведение значимых раздражителей и блокирующих прове­дение незначимых. В этом участвуют ретикулярная формация, гиппокамп, таламическая система, которые изменяют возбудимость корковых клеток в соответствии с силой побуждений, мотивации. Имеются также специальные нейроны внимания, которые реагируют в случае появления нового, незнако­мого раздражителя, а также в случае появления необычного сочетания зна­комых раздражителей, что проявляется в так называемой ориентировочной реакции или реакции «что такое?» и позволяет человеку быстро ориентиро­ваться в новой или необычной ситуации. При повторении раздражителей воз­никает привыкание и ориентировочная реакция угасает.

 

Важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским. Доминантный (господствующий) в дан­ный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и вместе с тем усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Это создает условия для высо­кой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Ухтомский связывал механизм доминанты с высшими формами твор­ческой активности человека. Деятельность лобных долей составляет психо­физиологическую основу произвольного внимания, они играют решающую роль в создании необходимого тонуса коры, модифицируют уровень бодр­ствования в соответствии с целями, задачами, которые ставит перед собой че­ловек. При поражении лобных долей невозможно с помощью речевых инст­рукций вызвать произвольное внимание, для этих больных характерна вы­сокая отвлекаемость внимания.

 

При анализе функции внимания различают непроизвольное, произволь­ное, послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание — сосредоточенность на объекте или действии без волевого усилия испециальной задачи. В основе непроизвольного вни­мания лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. Непроизвольное внимание привлекается как внешними, так и внутренними факторами. К чис­лу внешних относятся особенности раздражителя, например, его интенсив­ность (громкий звук, яркий свет, резкий запах); интенсивность может быть не только абсолютной, но и относительной (яркий цвет на бледном фоне, шепот соседей на фоне тишины библиотечного зала). Новизна раздражите­ля, как абсолютная, так и относительная также является внешним фактором, привлекающим непроизвольное внимание. К числу внутренних, или субъек­тивных факторов можно отнести значимость стимула, соответствие потреб­ностям человека, а также интерес, увлекательность, как причины привлече­ния и поддержания непроизвольного внимания.

Произвольное, или волевое внимание, — сосредоточенность на объекте или действии со специально поставленной целью и с помощью волевого усилия. Произвольное внимание зависит не от внешних факторов, не от особенностей объектов, а от поставленной цели, задачи. Оно связано с деятельностью человека, возникает в процессе труда и выполняет функ­цию регулятора.

Послепроизвольное внимание — наступает вслед за произвольным, когда человек «входит» в работу и его сосредоточенность уже не требует специ­ального волевого усилия, а поддерживается увлеченностью и интересом. Послепроизвольное внимание рассматривают как высшую форму внима­ния, с ним связывают наиболее продуктивную и плодотворную деятель­ность.

Свойства внимания. Изучая особенности внимания, исследователи вы­деляют его основные свойства. К ним относятся: устойчивость, распределе­ние, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внима­ния.

 

Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсив­ности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устой­чивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятель­ности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал одно­образен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понят­ности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являют­ся интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы. Устойчи­вость внимания является одним из показателей умственной работоспособнос­ти и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления. При астенических состояниях, утомлении наблюдается высокая истощаемость внимания, снижение устойчивости, что проявляется в умень­шении скорости работы по отыскиванию и вычеркиванию заданных знаков на фоне помех и увеличении количества ошибок. Невротические и гипоманиакальные состояния характеризуются очень высокой неравномерностью, подвижностью внимания, невозможностью сосредоточиться на длительное время. Снижение волевого потенциала личности (апатоабулические состоя­ния) характеризуется трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания подвержена также су­точным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчиво­сти внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдают­ся в период с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устой­чивость внимания зависит от возраста человека. Так, например, у детей спо­собность к длительному сосредоточению ниже, чем у взрослых. Ребенок в возрасте 6-7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение 20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности и других факторов, о которых упомина­лось выше.

Переключаемостъ внимания, его гибкость заключается в способности бы­стро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствую­щие изменившимся условиям. Высокая переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой. Переключаемость внимания помогает быстро ориентироваться в новой незнакомой ситуации, быстро и легко переходить от одной работы к другой, от одного объекта к другому, после отдыха включаться в работу.

 

Качествами, противоположными переключаемости, являются ригидность, вязкость, «застревание» внимания, склонность к детализации, которые мо­гут проявляться как индивидуальная особенность, в основе которой лежит подвижность нервных процессов. Эти качества могут быть и следствием па­тологических изменений, например, при эпилепсии. Плохая переключаемость внимания в житейском смысле слова определяется как рассеянность. В ряде случаев рассеянность может быть обусловлена высокой сосредоточенностью человека на какой-либо проблеме. Так, человек, озабоченный какой-то про­фессиональной проблемой (скажем, состоянием тяжелобольного пациента), придя домой, не может переключить свое внимание на домашние дела, по­стоянно мыслями возвращается к этой проблеме, проигрывает и переосмыс­ляет ее вновь и вновь. Профессиональная деятельность врача предъявляет высокие требования к переключаемости внимания, когда в процессе приема постоянно приходится переключать свое внимание от одного пациента к дру­гому.

Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совер­шать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу. В практической деятельности человека совмещение нескольких действий встречается повсеместно: водитель управляет автомобилем, наблюдает за пас­сажирами в салоне, иногда при этом слушает музыку; домохозяйка слу­шает радио и готовит обед; шахматист ведет сеанс одновременной игры сразу на нескольких досках. В каких ситуациях возможно распределение вни­мания? Чаще всего в тех случаях, когда одна из деятельностей автомати­зирована и фактически выполняется без участия внимания. В профессио­нальной деятельности, следовательно, чем больше у человека выработано навыков, автоматизмов, тем чаще он может одновременно выполнять не­сколько действий, добиваясь при этом высоких результатов. Как было по­казано Платоновым на примере летной работы, пилоты, владеющие рас­пределенным вниманием и использующие распределение, а не переключе­ние внимания на самых ответственных участках полета (взлет и посадка), отличаются более высокой скоростью, точностью и надежностью деятель­ности.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясно­сти и отчетливости в один момент. Один момент — это время, равное 0,07 сек, время одного короткого взгляда при тахистоскопическом предъявлении. Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания. Объем внимания взрослого человека — 5-7 простых, не связанных между со­бой объектов (букв, цифр, геометрических фигур). Количество сложных, свя­занных между собой объектов, объединенных в осмысленное целое, может быть гораздо больше.

Копцентрироваппость внимания — степень сосредоточенности, она пред­ставляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узо­сти. Высокая степень концентрации на одном объекте или проблеме означа­ет сужение поля внимания, уменьшение его объема.

 

Развитие внимания характеризуется постепенным становлением произволь­ного внимания в детском возрасте, что проявляется в увеличении длительно­сти игр и занятий ребенка. Так, по данным Рубинштейна, максимальная дли­тельность игры ребенка в возрасте от 6 мес. до 1 года составляет всего 14,5 мин, в 3-4 года — 50 мин, а в 5-6 лет — 96 мин. Вместе с этим уменьшается количество отвлечений внимания с 3,7 за 10 мин. игры в 3 года до 1,1 в 5-6 лет. Это создает готовность к школьному обучению. В период школьного обучения наиболее частой причиной трудностей в учебе и неуспеваемости является слабость произвольного внимания. В процессе школьного онтогене­за наблюдается прогрессивный рост всех сторон внимания (объема, устойчи­вости, переключения) и лишь в период пубертатного скачка в 10-13 лет от­мечается замедление роста функции внимания и разнонаправленное измене­ние всех его сторон. У взрослых устойчивость и концентрация внимания существенных изменений не претерпевают. Объем, переключение, избиратель­ность нарастают от 18 до 33 лет, в 34 года отмечается стабилизация функции внимания, затем постепенное снижение, чередующееся с подъемами в 38, 41, 44 года.

Из­би­ра­тель­ность внимания  – это вы­де­ле­ние из внеш­не­го ми­ра объ­ек­тов, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но важ­ны для нас в дан­ный мо­мент вре­ме­ни.

Внимание относится к числу функций, которые хорошо поддаются тре­нировке. Путем специальных, систематических упражнений можно существен­но улучшить практически все его свойства. Развитие произвольного внима­ния неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

 

Фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие на­ше вни­ма­ние:

  1. Ха­рак­тер внеш­не­го раз­дра­жи­те­ля; но­виз­на, слож­ность, ин­тен­сив­ность сти­му­ла, кон­тра­ст­ность са­мо­го объ­ек­та или по от­ре­ше­нию к са­мо­му фо­ну на ко­то­ром на­хо­дят­ся.
  2. Час­то­та по­вто­ре­ния (при­мер: рек­ла­ма):

· Му­зы­каль­ное оформ­ле­ние;

· Крат­кость;

· Час­то­та по­вто­ре­ния.

  1. Связь с по­треб­но­стя­ми и ин­те­ре­са­ми са­мо­го субъ­ек­та вни­ма­ния.
  2. Мы склон­ны об­ра­щать вни­ма­ние толь­ко на де­та­ли, от­ве­чаю­щие на­шим ожи­да­ни­ям.
  3. Струк­тур­ная ор­га­ни­за­ция по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти: на­гляд­ность ма­териа­­ла, схе­ма­тизм.

 

 

6. Покажите роль и место эмоций и чувств человека в его жизнедеятельности.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмо­ций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек пе­реживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится опреде­ленным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чув­ства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непо­средственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его от­ношение к объекту.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуля­ции. Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энерге­тической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психи­ческих процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил орга­низма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответствен­ного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицатель­но сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности от­ражает закон Йеркса —Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоциональ­ного подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухуд­шению показателей деятельности (рис. 6).

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональ­ными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явле­ниям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют ком­муникативную функцию.

 

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

7. Дайте общую характеристику памяти человека как психическому познавательному процессу.

Па­мять – пси­хи­че­ский про­цесс за­по­ми­на­ния, со­хра­не­ния и по­сле­дую­щее вос­про­из­ве­де­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го жиз­нен­но­го опы­та.

 

Пси­хи­че­ские про­цес­сы – это пси­хи­че­ские яв­ле­ния, обес­пе­чи­ваю­щие пер­вич­ное от­ра­же­ние и осоз­на­ние че­ло­ве­ком воз­дей­ст­вий ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти. Как пра­ве­ло, они име­ют чёт­кое на­ча­ло, оп­ре­де­лён­ное те­че­ние и яр­ко вы­ра­жен­ный ко­нец.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает ок­ружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохра­няются и воспроизводятся в дальнейшем. Память — совокупность процес­сов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоя­щим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставал­ся бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «крае­угольным камнем развития».

Память является сложной психической деятельностью, в которой выде­ляют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информа­ции, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Существу­ет много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенети­ческую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в за­висимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 4).

 

 

Рассмотрим последовательно основные виды онтогенетической памяти. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произволь­ную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни. Например, в опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок испытуемыми в ходе деятельности, целью которой была их клас­сификация, оказалось большим по объему, чем в случае, когда была постав­лена специальная задача запоминания. В целом, преимуществами непроиз­вольного запоминания является больший объем и большая прочность запо­минания. Однако непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, неточностью, зачастую — искажением действительности. Как показали опыты Смирнова, лучше запоминается то, что составляет цель действия. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла. Другим составным моментом запоминания являются приемы механичес­кие, которыми человек успешно пользуется при запоминании исторических дат, номеров телефонов, адресов и т. п. Механическое запоминание являет­ся мало продуктивным, как было показано немецким психологом Эббингаузом, который предъявлял испытуемым для заучивания 13 бессмысленных слов, добивался 100% воспроизведения и обнаружил, что уже через час они забы­ли 56% информации, дальше забывание происходило медленнее, тем не ме­нее через 2 дня сохранилось всего 27,8%, а через месяц только 21% инфор­мации (рис. 5).

 

 

Таким образом, механическое заучивание, «зубрежка» весьма мало эффек­тивны. Гораздо более эффективным является логически осмысленное запо­минание. Во многих исследованиях показано, что гораздо лучше запомина­ются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные слоги. Доля воспроизведения осмысленного текста через 6 дней рав­няется примерно 70%. Поэтому важнейшим условием эффективного заучи­вания является использование рациональных приемов запоминания, к кото­рым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление свя­зей между этими частями.

Прочность запоминания во многом зависит от повторения. При этом ко­личество повторений, необходимых для заучивания, растет гораздо быстрее, чем объем информации (например, если испытуемый за одно предъявление правильно воспроизводит 6-7 слогов, то для воспроизведения 12 ему уже потребуется 16 предъявлений). Поэтому, заучивая большие объемы матери­ала, их нужно делить на части и заучивать по частям, соединяя затем в це­лое. Для успешного запоминания необходима определенная организация запоминаемого материала, его заучивание, которое носит характер целена­правленной деятельности. На эффективность заучивания положительное вли­яние оказывает интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучивае­мый материал, что обеспечивает высокий уровень активации мозга и боль­шую эффективность мнемической деятельности. При повторениях заучивае­мого возникает узнавание, и это создает ложное чувство знакомости, кото­рое может создать уверенность в том, что человек уже знает материал, прочно его усвоил. Между тем проверить по узнаванию нельзя, можно проверить лишь полным самостоятельным воспроизведением.

Важными факторами успешного запоминания являются также: установ­ка на длительное запоминание и чередование разных по содержанию, непо­хожих видов деятельности, так как тем самым снижается действие ретроак­тивного торможения. Оно проявляется в том, что деятельность, следующая сразу после заучивания, оказывает тормозящее влияние, при этом уменьшает­ся процент воспроизведенной информации по сравнению со случаями, когда . после заучивания следовал отдых или деятельность, отличная, противополож­ная по содержанию и характеру от заучивания. При запоминании действует так называемый краевой эффект, проявляющийся в том, что лучше запомина­ются начало и конец, информация, которая была в середине, запоминается хуже. В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того — незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершен­ные. Влияние на эффективность заучивания оказывает также объем инфор­мации, не следует стремиться запоминать сразу большие объемы информации, так как процент запомненного обратно пропорционален объему предъявлен­ной информации. Чтобы облегчить запоминание и увеличить объем запоми­наемой информации, часто прибегают к использованию специальных техник мнемотехник. Вот некоторые из них: установление ассоциаций между зау­чиваемым материалом и элементами ситуации, обстановки («размещение ин­формации в пространстве»), создание образов при запоминании слов, пере­кодирование — можно использовать при запоминании цифр, слов, формул. Каждый со школьной скамьи помнит, как заучивалась, например, последова­тельность цветов в радуге, зашифрованная во фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Процесс забывания протекает во времени неравномерно. Наибольшие потери происходят сразу же после заучивания (как это видно также из кри­вой Эббингауза), в дальнейшем забывание идет медленнее. При этом для осмысленного материала характерным является то, что забытое сразу же после восприятия (при первом воспроизведении) может восстанавливаться через 1-2 дня (при отсроченном воспроизведении). Это явление называется реминис­ценцией (смутное воспоминание). С ним, по-видимому, сталкивалось боль­шинство студентов, когда на следующий после экзамена день (то есть через день после окончания заучивания) информация воспроизводилась в памяти особенно полно, отчетливо и ясно. Реминисценция объясняется эмоциональ­ным торможением, а также, по-видимому, в большей мере тем, что происхо­дит внутренняя, иногда неосознаваемая, работа по осмыслению материала, его упорядочиванию, переводу в долговременную память, что и обусловли­вает более полное воспроизведение информации.

                  

Ари­сто­тель вы­де­лил три спо­со­ба за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции:

1. По смеж­но­сти (ас­со­циа­ции, воз­ни­каю­щие у че­ло­ве­ка по по­во­ду то­го или ино­го пред­ме­та или яв­ле­ния).

2. По сход­ст­ву фор­мы или со­дер­жа­нию.

3. По кон­тра­сту.

 

Ас­со­циа­ция– (лат. Association – при­сое­ди­не­ние, при­об­ще­ние) Воз­ни­каю­щая в опы­те ин­ди­ви­да за­ко­но­мер­ная связь ме­ж­ду дву­мя со­дер­жа­ния­ми соз­на­ния (ощу­ще­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми, мыс­ля­ми, чув­ст­ва­ми и т.п.), ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в том, что по­яв­ле­ние в соз­на­нии од­но­го из со­дер­жа­ний вле­чет за со­бой и по­яв­ле­ние дру­го­го. Яв­ле­ние ас­со­циа­ции опи­са­но еще Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем, од­на­ко тер­мин "ас­со­циа­ция" был пред­ло­жен Дж. Лок­ком в ХVII в.( Наи­бо­лее из­вест­ная его кни­га – «Вос­пи­та­ние Джент­ль­ме­нов».)

 

В кон­це XIX на­ча­ле XX сто­ле­тия на­блю­да­ет­ся рас­цвет пси­хо­фи­зио­ло­гии (Се­че­нов, Бех­те­рев, Пав­лов) в то же вре­мя в пси­хо­ло­ги­че­ской шко­ле про­цве­та­ет би­хе­вио­ризм и учё­ные счи­та­ли что па­мять ра­бо­та­ет по прин­ци­пу «сти­мул –ре­ак­ция», че­рез по­сле­до­ва­тель­ное под­кре­п­ле­ние ре­ак­ци­ей про­ис­хо­дит за­по­ми­на­ние.

За­по­ми­на­ние име­ет кор­ни в ин­стинк­тив­ном по­ве­де­нии жи­вот­ных и лю­дей.

 

Ви­ды па­мя­ти:

1. По ха­рак­те­ру пси­хи­че­ской ак­тив­но­сти.

· Дви­га­тель­ная (или мо­тор­ная) – память на движения, эта память имеет значение при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма), трудовых, танцевальных движений, во всех видах мотор­ного научения.

· Эмоциональная,или аффективная память — память на эмоции, чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. При этом лучше всего запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную эмоциональную окраску.

· Об­раз­ная – это па­мять на пред­став­ле­ния, кар­ти­ны при­ро­ды и жиз­ни, а так­же на зву­ки, за­па­хи, вкус и др. В основе образной памяти лежат ощущения, восприятия, представления. В зависимости от того, какая сенсорная область служит ос­новой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. Ведущий тип памяти опре­деляется индивидуальными особенностями человека и зависит от ведущего органа чувств в структуре сенсорной организации. Чистые типы памяти встре­чаются редко, обычно наблюдается сочетание: зрительно-двигательная, зри­тельно-слуховая, двигательно-слуховая. Запоминание будет эффективнее и полнее, если человек активизирует все виды памяти: например, не только прочтет информацию, но и запишет, и проговорит ее вслух. Это подтверж­дается опытами с бимодальным предъявлением информации на зрительный и слуховой канал, что позволило увеличить информационную емкость крат­ковременной памяти на 30%.

· Сло­вес­но-ло­ги­че­ская па­мять вы­ра­жа­ет­ся в за­по­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­нии на­ших мыс­лей. Мы за­по­ми­на­ем и вос­про­из­во­дим мыс­ли, воз­ник­шие у нас в про­цес­се об­ду­мы­ва­ния, раз­мыш­ле­ния, пом­ним со­дер­жа­ние про­чи­тан­ной кни­ги, раз­го­во­ра с друзь­я­ми. Словесно-логическая памятьпамять, в основе которой лежит опери­рование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Сис­тема закрепления знаний в процессе их усвоения включает развитие этой высшей формы памяти, свойственной только человеку.

2. По ха­рак­те­ру це­лей дея­тель­но­сти.

· Не­про­из­воль­ная па­мять – это за­по­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­ние, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, без во­ле­вых уси­лий че­ло­ве­ка, без кон­тро­ля со сто­ро­ны соз­на­ния.

· Про­из­воль­ная па­мять– это за­по­ми­на­ние ма­териала, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре вни­ма­ния, и осо­бен­но то­гда, ко­гда свя­зан­на с ним оп­ре­де­лен­ная ум­ст­вен­ная ра­бо­та.

3. По про­дол­жи­тель­но­сти со­хра­не­ния ин­фор­ма­ции.

· Крат­ко­вре­мен­ная па­мять – характеризуется очень кратким (около 20 сек) сохранением ин­фор­ма­ции. (7 ± 3 эле­мен­та, а дли­тель­ность со­хра­не­ния око­ло 3 су­ток.) после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

· Дол­го­вре­мен­ная, вторичная па­мять– объ­ём не ог­ра­ни­чен, длительное сохранение инфор­мации (начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после мно­гократного повторения и воспроизведения.

· Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

· Опе­ра­тив­ная па­мять – это та па­мять, с ко­то­рой че­ло­век ра­бо­та­ет не­по­сред­ст­вен­но, ко­гда нуж­но удер­жать какие-либо эле­мен­ты на ко­рот­кое вре­мя. (Объ­ём 7±3 эле­мен­та, а дли­тель­ность, без по­вто­ре­ния, 12-20 се­кунд.). Оперативная памятьэто мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональ­ной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего мо­мента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговре­менной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт.

 

Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную инфор­мацию на протяжении всей жизни.

 

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность.

Объемпамяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость— время, в течение которого человек способен запомнить оп­ределенный объем информации.

Прочностьдлительность сохранения информации.

Точностьправильность и полнота воспроизведения информации.

Готовностьумение своевременно вспомнить требуемое.

Эти характеристики используют обычно, когда хотят оценить память че­ловека как хорошую или плохую, соответствующую норме или отклоня­ющуюся. На показатели памяти существенное влияние оказывают возраст­ные особенности. Известно, что у детей ведущим типом памяти является об­разная, которая достигает оптимальных показателей в возрасте 8-11 лет и подвержена наименьшим возрастным изменениям. Вербальная память таких оптимальных показателей достигает в 16 лет (Рыбалко) и сохраняется на относительно постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает ее постепен­ное снижение. Однако необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллек­туальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у де­тей, но и у взрослых.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное со­стояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, за­трудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровожда­ющихся интоксикацией организма.

 

Фор­мы за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции – это важ­ный фак­тор оп­ре­де­ляю­щий на­шу ин­ди­ви­ду­аль­ность.

Про­цесс за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции за­ви­сит от субъ­ек­тив­ной зна­чи­мо­сти.

 

Уров­ни вос­про­из­ве­де­ния ин­фор­ма­ции де­лят­ся на (по Зинченко):

1. Ин­фор­ма­ция без смыс­ла – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 33%.

2. Кон­крет­ная ин­фор­ма­ция – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 66%.

3. Ло­ги­че­ская ин­фор­ма­ция – вос­про­из­во­дит­ся в объ­ё­ме 95%.

 

Ис­сле­до­ва­ния дол­го­вре­мен­ной хра­ни­лищ па­мя­ти за­ни­ма­лись Шеф­рин и Ат­кинс.

Бы­ло ус­та­нов­ле­но, что раз­ме­ще­ние ин­фор­ма­ции в дол­го­вре­мен­ной па­мя­ти по­хо­жа на биб­лио­теч­ную сис­те­му.

В дол­го­вре­мен­ном хра­ни­ли­ще па­мя­ти ин­фор­ма­ция на­хо­дит­ся в пол­ном объ­ё­ме, как она бы­ла вос­при­ня­та, но да­ле­ко не все­гда она мо­жет быть вос­тре­бо­ва­на в про­цес­се при­по­ми­на­ния, по раз­ным при­чи­нам.

Тул­винг вы­де­лил прин­цип спе­ци­фич­но­сти ко­ди­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции.

 

Три спо­со­ба ко­ди­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции: 

  1. Эпи­зо­ди­че­ский (по сво­ей су­ти) – это па­мять ав­то­био­гра­фич­на, по­мо­га­ет ус­та­но­вить связь ме­ж­ду про­шлы­ми и на­стоя­щи­ми со­бы­тия­ми.
  2.  Се­ман­ти­че­ская (нау­ка о сим­во­лах) свя­зан­на с ре­чью дру­го­го, раз­ли­че­нию под­тек­стов, ко­то­рый по­ни­ма­ет­ся за­по­ми­наю­щим.
  3. Про­це­дур­ный. В на­стоя­щие вре­мя про­це­дур­ная па­мять сла­бо раз­ви­та так как тра­ди­ции в куль­ту­ре не зна­чи­тель­ны, её не­об­хо­ди­мо раз­ви­вать, та­ким об­ра­зом мож­но умень­шить гра­ни­цу не по­ни­ма­ния ме­ж­ду по­ко­ле­ния­ми.

 

Эф­фек­ты за­по­ми­на­ния ин­фор­ма­ции

  1. Эф­фект не за­вер­шен­но­го дей­ст­вия. Мы луч­ше за­по­ми­на­ем то, что нам в своё вре­мя не уда­лось за­вер­шить до кон­ца.
  2. Эф­фект ин­тер­фе­рен­ции (от­но­сит­ся к геш­таль шко­ле) – со­хра­не­ние в па­мя­ти че­го-ли­бо час­то пре­пят­ст­ву­ет по­сле­до­вав­шей или пред­ше­ст­вую­щий за этим со­бы­ти­ем. В со­хра­не­ние ин­фор­ма­ции струк­ту­ра и фор­ма дан­ной ин­фор­ма­ции иг­ра­ют мень­шую роль, чем субъ­ек­тив­ная зна­чи­мость.
  3. Эф­фект за­мо­ти­ви­ро­ван­но­го за­бы­ва­ния из па­мя­ти вы­тес­ня­ет­ся всё не же­ла­тель­ные вос­по­ми­на­ния.

Ос­нов­ные фор­мы вос­про­из­ве­де­ния или из­вле­че­ния из дол­го­вре­мен­но­го и кратко­вре­мен­но­го хра­ни­ли­ща па­мя­ти.

  1. Уз­на­ва­ние воз­ни­ка­ет при по­втор­ном вос­про­из­ве­де­нии со­бы­тий (до сих пор не вы­яс­не­ны при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния эф­фект «де­жа вю»).
  2. Вос­по­ми­на­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии вос­при­ятия кон­крет­но­го объ­ек­та или ма­те­риа­ла.
  3. При­по­ми­на­ние воз­ни­ка­ет как от­вет­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка на по­став­лен­ные пе­ред ним за­да­чи, за­ви­сят от яс­но­сти и кон­крет­но­сти по­ста­нов­ки за­да­чи.
  4. Ре­ми­нис­цен­ция – это не про­из­воль­ное вос­про­из­ве­де­ния ран­не­го при­об­ре­тен­но­го опы­та.

 

Не­га­тив­ная роль па­мя­ти

Про­шлый опыт мо­жет ме­шать раз­ви­тию ин­тел­лек­та.

Эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние пе­ре­жи­тых со­бы­тий мо­жет не­сти не­га­тив­ную на пе­ре­жи­ва­ние схо­жи со­стоя­ний в бу­ду­щим.

Расстройство памяти

Довольно распространённое нарушение, характерно не только для больных людей, но и для всех.

Память – это форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующих воспроизведений человеком своего опыта.

Нарушение памяти часто сопровождается психическими заболеваниями.

Для человека память характеризуется не фотографическим отображением действительности, а переработка, классификация и сортировка.

Структура запоминания и воспроизведения довольно сложна.

 

Выделяют несколько разновидностей нарушений памяти (мнестической деятельности):

1. Нарушения непосредственной памяти:

· Корсаковский синдром – нарушение памяти на текущие события, память о прошлом сохраняется. Описан Корсаковым. Часто сочетается с дезориентацией во времени и пространства, а также с таким явлением как конфабуляция (конфабуляция – заполнение провалов в памяти не существующими событиями).

У больных нарушается процесс воспроизведения. Теряется возможность увязывать своё поведение с временными отрезками, то есть трудно планировать будущие; нарушается адекватность восприятия действительности и оценка окружающего, что связано с дезориентацией.

· Прогрессирующая амнезия.

Расстройства памяти распространяется как на текущие события, так и на прошлые события. Характерно для старческого и пожилого возраста, когда возникают психические заболевания, когда идёт разрушение коры головного мозга.

Путаются все события, смешивается хронология, то есть происходит полная дезориентация в пространстве и времени. От лёгких форм до глубоких.

Прогрессирующие развитие в сторону ухудшения (начало ухудшается память на текущие события, за тем и долговременная память).

2. Нарушение динамики мнестической деятельности – процессы памяти носят прерывистый характер. Заболевания головного мозга (ВСД и т.д.), ЧМТ, интоксикации, а также воздействие некоторых профессиональных факторов.

Хорошо воспринимают и запоминают то, что необходимо запомнить, но с течением времени этот процесс приобретает прерывистый характер, т.е. колебания мнестической деятельности.

Оценка состояния памяти самим больным зачастую являются неадекватной. Нарушение динамической стороны сочетаются с внезапными провалами или западаниями.

Такие процессы как познавательная и эмоциональная сферы характеризуются также неустойчивостью.

Существуют определённые методы диагностики.

Один из показателей нарушения мнестической памяти является возможность улучшения или компенсации.

3. Нарушение мотивационного компонента памяти.

Измененная мотивация запоминания. Мотивационный компонент завязан на саму ситуацию.

Ухудшается целенаправленность, произвольность, избирательность процессов памяти и запоминаний, то есть зависимость от воли.

4. Нарушение опосредованной памяти.

Больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания. Больные начинают с подробностями рисовать ситуацию, чтобы запомнит.

8. Обоснуйте влияние психических состояний на деятельность и общение личности.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и "массовидные" состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний- общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве "строительного материала" для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

  1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний- личностные и ситуативные;
  2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
  3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
  4. в зависимости от времени протекания- кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
  5. в зависимости от влияния на личность- положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
  6. в зависимости от степени осознанности- состояния более или менее осознанные;
  7. в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему с










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...