Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответы на вопросы к гос.экзамену




1. Обоснуйте методологические основы отечественной психологической науки.

Об­щее по­ня­тие о ме­то­до­ло­гии

Прак­ти­че­ско­му пси­хо­ло­гу или пси­хо­ло­гу-ис­сле­до­ва­те­лю, ме­то­до­ло­гия не­об­хо­ди­ма для то­го, что­бы на ос­но­ве на­уч­но обос­но­ван­ных прин­ци­пах и ме­то­дах осу­ще­ст­в­лять на­уч­но-прак­ти­че­скую (ис­сле­до­ва­тель­скую) и прак­ти­че­скую ра­бо­ту. Ис­сле­до­ва­ния ме­то­до­ло­гии пре­до­пре­де­ля­ют все­сто­рон­ний ана­лиз про­бле­мы, на­уч­но-обос­но­ван­ную ди­аг­но­сти­ку и вы­ра­бот­ку со­от­вет­ст­вую­щих ре­ко­мен­да­ций.

 

Функ­ции ме­то­до­ло­гии:

1. Ми­ро­воз­зрен­че­ская (это есть на­уч­ное ми­ро­воз­зре­ние про­фес­сио­наль­но­го пси­хо­ло­га, при ус­ло­вии, ес­ли он ус­во­ил ме­то­до­ло­гию).

2. Нор­ма­тив­ная (ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы в то­же вре­мя есть свое­об­раз­ные нор­мы, пра­ви­ла ис­сле­до­ва­тель­ской и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, ко­то­рым дол­жен сле­до­вать про­фес­сио­наль­ный пси­хо­лог).

Ме­то­до­ло­гия пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки со­сто­ит из 3-ех уров­ней (или 3-ех ком­по­нен­тов):

  1. Об­ще­на­уч­ный, вклю­чаю­щий в се­бя ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся во всех нау­ках, в том чис­ле и в пси­хо­ло­гии.
  2. Кон­крет­но-на­уч­ный. Это ме­то­до­ло­ги­че­ские прин­ци­пы соб­ст­вен­но пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки (кров­ные прин­ци­пы).
  3. Про­це­дур­ный. Это уро­вень кон­крет­ных ме­то­дов и ме­то­дик ис­сле­до­ва­ния (ди­аг­но­сти­ки), раз­ви­тия (пси­хо­ло­ги­че­ская те­ра­пия, пси­хо­ло­ги­че­ская кор­рек­ция).

I. Об­ще­на­уч­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

 

Прин­ци­пы:

  1. Прин­цип ма­те­рии и дви­же­ния

1.1. Он ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га-прак­те­ка на то, что ок­ру­жаю­щий мир ма­те­риа­лен, что че­ло­век пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет ве­ще­ст­вен­ные пред­ме­ты и сам как ор­га­низм, как био­ло­ги­че­ское су­ще­ст­во от­но­сит­ся к фи­зи­че­ско­му ми­ру пред­ме­тов и ве­щей.

1.2. Он ори­ен­ти­ру­ет так же на то, что дея­тель­ность че­ло­ве­ка про­те­ка­ет в пред­мет­ном ми­ре и но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер:

· Дей­ст­вия лич­но­сти на­прав­ле­ны на пред­мет;

· Про­дукт дей­ст­вия – пред­мет;

· В ка­че­ст­ве пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий дей­ст­вия вы­сту­па­ют, не ред­ко, пред­ме­ты;

· Цель дей­ст­вия – пред­став­ле­ния о бу­ду­щем про­дук­те (пред­ме­те);

· По­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка к дей­ст­ви­ям пред­мет­ное же­ла­ние;

· Мо­тив дея­тель­но­сти – об­раз же­лае­мо­го пред­ме­та по­треб­но­сти;

· Че­ло­век ощу­ща­ет раз­но­об­раз­ные свой­ст­ва пред­ме­тов (цвет, фор­ма, тем­пе­ра­ту­ра и т.д.). Про­дук­том на­ших ощу­ще­ний яв­ля­ет­ся пси­хи­че­ский об­раз, свой­ст­ва пред­ме­тов;

· Че­ло­век за­по­ми­на­ет пред­мет, пред­став­ля­ет, срав­ни­ва­ет, ана­ли­зи­ру­ет пред­мет (мыс­лит), вы­ра­жа­ет свои пред­став­ле­ния о пред­ме­те с по­мо­щью ре­чи и дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий и дей­ст­ву­ет пред­мет­но, в ши­ро­ком смыс­ле;

· Пси­хи­ка че­ло­ве­ка субъ­ек­тив­на и по­то­му ка­ж­дый че­ло­век ощу­ща­ет, вос­при­ни­ма­ет, пред­став­ля­ет, мыс­лит, вы­ра­жа­ет свои пред­став­ле­ния по-сво­ему;

· Фор­мой су­ще­ст­во­ва­ния пред­ме­тов, яв­ле­ний ок­ру­жаю­ще­го ми­ра яв­ля­ет­ся дви­же­ние. И по­то­му, че­ло­век пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет из­ме­няю­щий­ся мир, си­туа­цию, об­стоя­тель­ст­ва, яв­ле­ния и т.д.;

· Че­ло­век как су­ще­ст­во, во­вле­че­но во все­об­щую связь пред­ме­тов, яв­ле­ний, лю­дей и, его дея­тель­ность и об­ще­ние, про­те­ка­ет в ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся фор­мах со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия в ор­га­ни­за­ци­ях.

1.3. Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га:

· Изу­чать лич­ность все­сто­рон­не, как пред­ста­ви­те­ля раз­но­об­раз­ных ор­га­ни­за­ций;

· Изу­чать лич­ность в дея­тель­но­сти, про­те­каю­щий во взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми людь­ми.

 

  1. Прин­цип объ­ек­тив­но­сти (ма­те­рия объ­ек­тив­но су­ще­ст­ву­ет, а мы от­ра­жа­ем её субъ­ек­тив­но, на ос­но­ве сво­его опы­та, сво­их пред­став­ле­ний и т.д.).

 

  1. Прин­цип все­об­щей свя­зи(глав­ная связь – дея­тель­ная связь, она по­ро­ж­да­ет и дру­гие свя­зи: меж­лич­но­ст­ные свя­зи и т.д.).

 

Прин­цип все­об­щей свя­зи ори­ен­ти­ру­ет на то, чтоб изу­чать дея­тель­ность лич­но­сти во взаи­мо­свя­зи с дея­тель­но­стью дру­гих лич­но­стей.

 

 


Где, Лр – лич­ность ру­ко­во­ди­те­ля,

Лп – лич­ность под­чи­нён­но­го,

Ц – цель,

Стрел­ки – пси­хи­че­ские сред­ст­ва.

 

За­да­ча – есть цель, дан­ная че­ло­ве­ку в оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях.

 

За­да­ча вклю­ча­ет в се­бя:

· Об­раз про­дук­та,

· Об­раз сы­рья, из ко­то­ро­го дол­жен быть из­го­тов­лен про­дукт,

· Об­раз пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий, с по­мо­щью ко­то­рых из дан­но­го сы­рья долж­но ыть про­из­ве­дён про­дукт,

· Об­раз мес­та дей­ст­вия и вре­ме­ни дей­ст­вия,

· Об­раз лю­дей с кем пред­сто­ит взаи­мо­дей­ст­во­вать че­ло­ве­ку,

· Об­раз свя­зи ме­ж­ду ус­ло­вия­ми за­да­чи и це­ли.

 

Сле­ду­ет учи­ты­вать, что че­ло­век от­но­сит­ся к раз­лич­ным сис­те­мам:

· Как фи­зи­че­ское те­ло – он от­но­сит­ся к ми­ру фи­зи­че­ских тел и, как след­ст­вие, ис­пы­ты­ва­ет на се­бе влия­ние дру­гих фи­зи­че­ских тел.

· Как ин­ди­вид – он от­но­сит­ся к ви­ду Homo Sapiens и ес­те­ст­вен­но не­сёт не­сёт в се­бе ви­до­вые при­зна­ки ге­но­ти­па,

· Как ор­га­низм че­ло­век от­но­сит­ся к жи­вот­ным,

· Как лич­ность – он от­но­сит­ся к раз­лич­ным со­ци­аль­ным груп­пам.

 

Все это сви­де­тель­ст­ву­ет о про­яв­ле­нии все­об­щей свя­зи (не бы­ва­ет так, что­бы че­ло­век был от­дель­но от всех).

 

  1.  Прин­цип пер­вич­но­сти ма­те­рии по от­но­ше­нию к пси­хи­ке (к соз­на­нию) (пси­хи­ка воз­ник­ла поз­же раз­ви­тия объ­ек­тив­но­го ми­ра).

 

Он ори­ен­ти­ру­ет на то, что че­ло­ве­че­ские ощу­ще­ния, вос­при­ятие, пред­став­ле­ния и т.д. яв­ля­ют­ся вто­рич­ны­ми – пси­хи­че­ские об­ра­зы ок­ру­жаю­ще­го пред­мет­но­го ми­ра.

В пси­хи­ки нет не­че­го ино­го как об­ра­зы это­го пред­мет­но­го ми­ра и фан­та­зии.

Су­ще­ст­ву­ет на­уч­но обос­но­ван­ная кон­цеп­ция раз­ви­тия пси­хи­ке в фи­ло­ге­не­зе (смот­ри ст. раз­ви­тия Ле­он­ть­е­ва).

Со­глас­но кон­цеп­ции Ле­он­ть­е­ва, пси­хи­че­ское от­ра­же­ние по­яв­ля­ет­ся на бо­лее позд­них эта­пах раз­ви­тия ми­ра. Счи­та­ет­ся что в фи­ло­ге­не­зе жи­вот­ные (кро­ме че­ло­ве­ка) про­шли че­ты­ре ста­дии сво­его раз­ви­тия.

 

Че­ты­ре ста­дии раз­ви­тия жи­вот­ных в фи­ло­ге­не­зе:

А) Сен­со­мо­тор­ная ста­дия (при­ми­тив­ные на­се­ко­мые, при­ми­тив­ные чер­ви). Жи­вот­ные на этой ста­дии об­ла­да­ют толь­ко ощу­ще­ния­ми. Ори­ен­ти­ру­ет­ся в про­стран­ст­ве с по­мо­щью ощу­ще­ний жи­вот­ные осу­ще­ст­в­ля­ют дея­тель­ность по до­бы­че пи­щи пу­тём пе­ре­дви­же­ния (на­при­мер, чер­ви на­хо­дят пи­щу по за­па­ху). Их дей­ст­вия (дея­тель­ность) но­сит ин­стинк­тив­ный ха­рак­тер.

Б) Ста­дия пер­цеп­тив­ной пси­хи­ки (пер­цеп­ция – по­зна­ние вос­при­ятия).

На­ря­ду с ощу­ще­ни­ем жи­вот­ные об­ла­да­ют вос­при­яти­ем, то есть пси­хи­че­ски от­ра­жа­ет пред­ме­ты в це­лом: за­по­ми­на­ет и пред­став­ля­ет. Дей­ст­вие но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер. На этой ста­дии раз­ви­тия на­хо­дит­ся не­ко­то­рые ви­ды рыб, не­ко­то­рые ви­ды на­се­ко­мых (пчё­лы), не­ко­то­рые ви­ды птиц (но не во­ро­ны), гры­зу­ны и т.д.

В) Ста­дия ин­тел­лек­ту­аль­ной пси­хи­ки.

Жи­вот­ные об­ла­да­ют все­ми пси­хи­че­ски­ми функ­ция­ми, свой­ст­вен­ны­ми 1-ой и 2-ой ста­дии, плюс мыш­ле­ние. Дея­тель­ность но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер: жи­вот­ные ре­ша­ют за­да­чу по до­бы­че пи­щи, во­ды; за­да­чи, свя­зан­ные с ре­про­дук­тив­ной дея­тель­но­стью.

В экс­пе­ри­мен­тах ус­та­нов­ле­но, что жи­вот­ные ре­ша­ют за­да­чи ак­ту­аль­но, пе­ре­но­сят спо­со­бы дей­ст­вия из про­шлых за­дач, ко­то­рые оно ре­ша­ло.

Свой­ст­вен­но со­ба­кам, во­ро­нам, обезь­я­нам (ин­тел­лект во­ро­ны со­от­вет­ст­ву­ет 3-5-лет­не­му ре­бён­ку).

Г) Ста­дия соз­на­тель­ной пси­хи­ки. Она ха­рак­тер­на толь­ко для че­ло­ве­ка.

Её воз­ник­но­ве­ние ста­ло воз­мож­ным в ви­ду со­вме­ст­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти, чле­но­раз­дель­ной ре­чи, на той био­ло­ги­че­ской ос­но­ве, ко­то­рая бы­ла свой­ст­вен­на пер­во­быт­но­му че­ло­ве­ку.

 

Соз­на­ние

 

Соз­на­тель­ный че­ло­век – это:

· Имею­щий пред­став­ле­ние о се­бе са­мом, то есть «Я» и мо­гу­щий вы­ра­зить это пред­став­ле­ние с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных пси­хи­че­ских свойств: ре­чи, ми­ми­ки, жес­тов и дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских ору­дий.

· Че­ло­век, об­ла­даю­щей ВПФ: ощу­ще­ние, вос­при­ятие, па­мять, пред­став­ле­ние, тем­пе­ра­мент, ха­рак­тер.

· Че­ло­век, осу­ще­ст­в­ляю­щий дея­тель­ность и об­ще­ние в ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся фор­мах со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

· Че­ло­век, об­ла­даю­щий лич­но­ст­ны­ми (не­по­вто­ри­мы­ми) осо­бен­но­стя­ми.

 

  1. Прин­цип по­зна­ва­ния че­ло­ве­ком ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти(че­ло­век в про­цес­се сво­ей по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти ни­ко­гда не дос­тиг­нет пол­но­го по­зна­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти).

Он ори­ен­ти­ру­ет на то, что че­ло­век спо­со­бен по­зна­вать ок­ру­жаю­щие пред­ме­ты и осу­ще­ст­в­лять, со зна­ни­ем де­ла, дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву про­дук­тов. Кри­те­ри­ем ис­тин­но­сти по­зна­ния яв­ля­ют­ся про­из­ве­дён­ный про­дукт.

В лю­бом слу­чае, по­зна­ние че­ло­ве­ка от­но­си­тель­но, бес­ко­неч­но не­ис­чер­пае­мо (т.е. нет ко­неч­но­го зна­ния). Кро­ме то­го, прак­ти­че­ско­му пси­хо­ло­гу сле­ду­ет иметь в ви­ду, что пси­хи­че­ские от­ра­же­ния – ощу­ще­ние, вос­при­ятие, мыш­ле­ние че­ло­ве­ка и т.д. – мо­гут быть оши­боч­ны­ми; при­чём, по­зна­ние пси­хи­ки дру­го­го че­ло­ве­ка, то­же мо­жет быть оши­боч­ны­ми.

  1. Прин­цип про­стран­ст­ва и вре­ме­ни (че­ло­век жи­вёт в про­стран­ст­ве и в оп­ре­де­лён­ном вре­ме­ни, и от­ра­жа­ет соб­ст­вен­ное те­че­ние вре­ме­ни в про­цес­се дея­тель­но­сти, от­ра­жа­ет во вре­ме­ни пе­ре­ме­ще­ние пред­ме­тов) (че­ло­век вос­при­ни­ма­ет вре­мя на ос­но­ве сво­их пси­хи­че­ских со­стоя­ний).

 

Он ори­ен­ти­ру­ет пси­хо­ло­га на изу­че­ние дея­тель­но­сти лю­дей, пси­хи­че­ских и со­ци­аль­но-пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний, не­по­сред­ст­вен­но во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­ной ра­бо­ты, ко­то­рая долж­на иметь про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

ДИА­ЛЕК­ТИ­КА [от греч . dialektike (techne) – ис­кус­ст­во вес­ти бе­се­ду, спор], фи­ло­соф­ское уче­ние о ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии бы­тия и по­зна­ния и ос­но­ван­ный на этом уче­нии ме­тод мыш­ле­ния.

 

Ме­то­до­ло­ги­че­ские зна­че­ние име­ет за­ко­ны диа­лек­ти­ки, та­кие как:

1) За­кон един­ст­ва и борь­бы про­ти­во­по­лож­но­сти.

2) За­кон пе­ре­хо­да ко­ли­че­ст­вен­ных из­ме­не­ния в ка­че­ст­вен­ные (Ес­ли пер­вый за­кон вы­ра­жа­ет ис­точ­ник раз­ви­тия (вы­хо­дит из про­ти­во­ре­чий), то вто­рой за­кон да­ёт по­ни­ма­ние нам как идёт раз­ви­тие(пу­тём на­ко­п­ле­ния)).

3) За­кон от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния. Он сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ка­ж­дый бо­ле вы­со­кий уро­вень ов­ла­де­ния че­ло­ве­ком ка­ким-ли­бо зна­ни­ем, на­вы­ков как бы от­ри­ца­ет пред­ше­ст­вую­щие уров­ни, и в то­же вре­мя со­хра­ня­ет в се­бе эти эле­мен­ты пред­ше­ст­вую­щих уров­ней.

 

Ме­то­до­ло­ги­че­ское зна­че­ние для пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки име­ют та­кие ка­те­го­рии ма­те­риа­ли­сти­че­ской диа­лек­ти­ки как:

· При­чи­ны и след­ст­вия,

· Сущ­ность и яв­ле­ния,

· Воз­мож­ность и дей­ст­ви­тель­ность,

· Фор­мы и со­дер­жа­ние.

 

Эти по­ня­тия ис­поль­зу­ют­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки для ин­тер­пре­та­ции пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний.

 

 

II. Кон­крет­но-на­уч­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

Прин­ци­пы:

1. Прин­цип де­тер­ми­низ­ма (смот­ри стр. 8). При­чи­ной обу­слов­лен­но­сти пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний че­ло­ве­ка, его пси­хи­ка в це­лом, а т.ж. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний в груп­пе лиц, осу­ще­ст­в­ляю­щих ка­кую-ли­бо дея­тель­ность.

 

ДЕ­ТЕР­МИ­НИЗМ (от лат . determino – оп­ре­де­ляю), фи­ло­соф­ское уче­ние за­ко­но­мер­ной взаи­мо­свя­зи и при­чин­ной обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний; про­ти­во­сто­ит ин­де­тер­ми­низ­му, от­ри­цаю­ще­му все­об­щий ха­рак­тер при­чин­но­сти.

 

Дея­тель­ность со­от­но­сит­ся с по­ня­ти­ем мо­ти­ва

 

Пси­хи­че­ское от­ра­же­ние име­ет слож­ную де­тер­ми­на­цию. Оно де­тер­ми­ни­ро­ва­но:

а) Пред­ме­том, ко­то­рый че­ло­век вос­при­ни­ма­ет, за­по­ми­на­ет…

б) Фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми в ор­га­низ­ме.

в) Имею­щим­ся у че­ло­ве­ка зна­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми, его спо­соб­но­стя­ми, то есть внут­рен­ни­ми пси­хи­че­ски­ми ус­ло­вия­ми.

г) На пси­хи­че­ское от­ра­же­ния че­ло­ве­ка, на его оцен­ки, ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние дру­гие лю­ди, взаи­мо­дей­ст­вую­щие и об­щаю­щие­ся с ним (то есть, со­ци­аль­ные ус­ло­вия). Кро­ме то­го, че­ло­век жи­вет в при­род­ном ми­ре, и свое­об­раз­ные из­ме­не­ния в при­ро­де су­ще­ст­вен­но ска­зы­ва­ют­ся на пси­хи­че­ском от­ра­же­нии.

 

Бли­зость пред­став­ле­ния воз­ни­ка­ет в про­цес­се об­щей дея­тель­но­сти суп­ру­гов, при по­вто­ряе­мо­сти за­дач и воз­ни­ка­ет схо­жесть пред­став­ле­ния в ре­ше­нии за­дач.

 

Прин­цип де­тер­ми­низ­ма ори­ен­ти­ру­ет:

  • Изу­чать при­чи­ны, по­ро­ж­даю­щие и раз­ви­ваю­щие пси­хи­ку лич­но­сти в це­лом; пси­хи­че­ские яв­ле­ния, свой­ст­ва, про­цес­сы в лич­но­сти, а так же со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские яв­ле­ния в ор­га­ни­зо­ван­ных груп­пах.
  • Мно­гие пси­хи­че­ские про­яв­ле­ния, пси­хи­че­ские или со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы бо­лее де­тер­ми­ни­ро­ва­ны, то есть име­ют ряд при­чин, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ис­сле­до­вать.

 

При­ме­ча­ние: при­чи­ной мыш­ле­ния, мыс­ли­тель­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся про­бле­ма, за­да­ча, воз­ни­каю­щая в дея­тель­но­сти.

При­чи­ной дея­тель­но­сти яв­ля­ет­ся мо­ти­вы, то ра­ди че­го дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся.

 

По­треб­ность не по­бу­ж­да­ет дея­тель­ность, она по­бу­ж­да­ет мо­тив.

 

При­чи­ной вни­ма­ния яв­ля­ет­ся со­от­но­ше­ние свойств пред­ме­та (яр­кость ос­ве­ще­ния, не­обыч­ная фор­ма и т.д.).

 

Не­ус­пе­вае­мость школь­ни­ка мо­жет де­тер­ми­ни­ро­вать­ся от­сут­ст­ви­ем мо­ти­вов к учёб­ной дея­тель­но­сти:

· стрес­сом, де­прес­си­ей;

· не­при­яз­нен­ны­ми меж­лич­но­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми с учи­те­ля­ми, уча­щи­ми­ся;

· низ­кий со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский ста­тус;

· низ­кий уро­вень под­го­тов­лен­но­сти к обу­че­нию в шко­ле.

 

Прин­цип де­тер­ми­низ­ма тре­бу­ет:

А) Вы­яс­нить наи­бо­лее зна­чи­мые де­тер­ми­нан­ты, в ин­те­ре­сах их уст­ра­не­ния или раз­ви­тия при ус­ло­вии их де­ст­рук­тив­но­сти.

Б) Осо­бое вни­ма­ние уде­лять ис­сле­до­ва­нию со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний в груп­пе, ко­то­рые там же де­тер­ми­ни­ро­ва­ны (име­ют при­чи­ны), т.е. при­чи­ны их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия.

Да­же на уров­не та­ко­го пси­хи­че­ско­го про­цес­са как вос­при­ятие пред­ме­та, че­ло­ве­ком об­на­ру­жи­ва­ет­ся слож­ная мно­го­фак­тор­ная де­тер­ми­на­ция. Про­дук­том вос­при­ятия яв­ля­ет­ся пси­хи­че­ский об­раз пред­ме­та. Этот об­раз де­тер­ми­ни­ро­ван сле­дую­щим:

· Вос­при­ни­мае­мым пред­ме­том;

· Фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми, про­те­каю­щи­ми в ана­ли­за­то­рах (в нерв­ной сис­те­мы);

· Ка­че­ст­вом ана­ли­за­то­ра;

· Внут­рен­ни­ми ус­ло­вия­ми: про­шлы­ми пред­став­ле­ния­ми, оцен­ка­ми; мыс­ля­ми о дан­ном пред­ме­те, че­ло­ве­ке;

· Си­туа­ци­ей со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия.

 

Дан­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский прин­цип раз­ра­ба­ты­ва­ли Сер­гей Ле­о­ни­до­вич Ру­бин­штейн, Алек­сей Ни­ко­лае­вич Ле­он­ть­ев, Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Яро­шев­ский, Бо­рис Фе­до­ро­вич Ло­мов и др.

 Дан­ный прин­цип в ис­то­рии пси­хо­ло­гии не­од­но­крат­но дис­ку­ти­ро­вал­ся и аб­со­лю­ти­зи­ро­вал­ся в от­но­ше­нии фак­то­ров де­тер­ми­нант раз­ви­тия лич­но­сти. В ча­ст­но­сти анг­лий­ский фи­ло­соф Джон Локк аб­со­лю­ти­зи­ро­вал роль со­ци­аль­но­го фак­то­ра (че­ло­век – чис­тая дос­ка). Дру­гой анг­лий­ский учё­ный-пси­хо­лог Франц Галь­тор аб­со­лю­ти­зи­ро­вал роль ге­неа­ло­ги­че­ско­го на­след­ст­вен­но­го фак­то­ра в раз­ви­тие лич­но­сти.

В на­стоя­щие вре­мя ут­вер­дил­ся сис­тем­ный прин­цип в раз­ви­тие пси­хи­че­ских яв­ле­ний лич­но­сти.

2. Прин­цип раз­ви­тия

Пси­хи­че­ское раз­ви­тие – это сис­тем­ные, струк­тур­ные, функ­цио­наль­ные, ко­ли­че­ст­вен­ные и ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния пси­хи­ки лич­но­сти (со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний), из­ме­не­ния во вре­ме­ни, в оп­ре­де­лён­ном на­прав­ле­нии.

 

Этот прин­цип пред­пи­сы­ва­ет и тре­бу­ет: изу­чать лич­ность в дея­тель­но­сти, во взаи­мо­дей­ст­вии с дру­ги­ми людь­ми, в по­сто­ян­ном раз­ви­тии, яв­ляю­щий­ся про­дук­том дея­тель­но­сти.

 

Этот прин­цип тре­бу­ет:

Учи­ты­вать осо­бен­но­сти пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

Эти осо­бен­но­сти вы­де­лил Б.Ф. Ло­мов:

· Ком­му­ни­ка­тив­ный ха­рак­тер пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

· Скач­ко­об­раз­ный ха­рак­тер пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Это дей­ст­вие рас­тя­ну­то во вре­ме­ни, вы­пол­ня­ет­ся по­сте­пен­но. Со вре­ме­нем на­ка­п­ли­ва­ет­ся. Из-за этих по­зи­тив­ных яв­ле­ний и про­ис­хо­дит ска­чёк.

· Кри­зис­ность раз­ви­тия. Раз­ви­тие про­хо­дит че­рез кри­зи­сы. Не все­гда кри­зи­сы про­яв­ля­ют­ся в пол­ной ме­ре (Ле­он­ть­ев вы­де­лил 11-ть кри­зи­сов в раз­ви­тии, Эрик Эрик­сонвы­де­лил 8-мь кри­зи­сов пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка).

· На­ли­чие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов раз­ви­тия (воз­раст ре­бён­ка от 1-го го­да до 2-ух лет – наи­бо­лее сен­зи­тив­ный пе­ри­од).

· Не­об­ра­ти­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

 

В ис­то­рии пси­хо­ло­гии не­ма­ло при­ме­ров в прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции прин­ци­пов раз­ви­тия.

 

Алек­сей Ни­ко­лае­вич Ле­он­ть­ев ис­сле­до­вал раз­ви­тие пси­хи­ке в фи­ло­ге­не­зе и вы­де­лил че­ты­ре ста­дии в раз­ви­тии

1. Сен­со­мо­тор­ная ста­дия.

2. Ста­дия пер­цеп­тив­ной пси­хи­ке,

3. Ста­дия ин­тел­лек­ту­аль­ной пси­хи­ке,

4. Ста­дия соз­на­тель­ной пси­хи­ке.

 

Лев Се­мё­но­вич Вы­гот­ский изу­чая пси­хи­че­ское раз­ви­тие де­тей в учеб­ной дея­тель­но­сти, сфор­му­ли­ро­вал та­кие пред­став­ле­ния о раз­ви­тии как зо­на бли­жай­ше­го раз­ви­тия де­тей и зо­на ак­ту­аль­но­го раз­ви­тия.

Это кон­крет­ные зо­ны раз­ви­тия, при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным учеб­ным дис­ци­п­ли­нам (на­при­мер, ма­те­ма­ти­ка, хи­мия).

Зо­на ак­ту­аль­но­го раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ет­ся уров­нем труд­но­сти за­дач, ко­то­рые он ре­ша­ет са­мо­стоя­тель­но на той или иной сту­пе­ни обу­че­ния (на­при­мер, за­да­ча 1-го, 2-го, 3-го клас­са и т.д.)

Зо­на бли­жай­ше­го раз­ви­тия оп­ре­де­ля­ют­ся уров­нем труд­но­сти за­дач (ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, хи­мия и т.д.), ко­то­рые ре­бё­нок не мо­жет ре­шить са­мом­тоя­тель­но, а мо­жет ре­шить при со­дей­ст­вии учи­те­ля.

 

Он пред­ло­жил учи­те­лям осу­ще­ст­в­лять пре­по­до­ва­тель­скую дея­тель­ность в зо­не бли­жай­ше­го раз­ви­тия де­тей.

 

Зиг­мунд Фрейд ис­сле­до­вал пси­хо­сек­су­аль­ное раз­ви­тие лич­но­сти в он­то­ге­не­зи.

Вы­де­лил пять ста­дий:

· Ораль­ный,

· Аналь­ный,

· Фо­ли­че­ский,

· Ла­тент­ный,

· Ге­ни­таль­ный.

 

Жан Жак Пиа­же ис­сле­дуя дет­ский ин­тел­лект в он­то­ге­не­зе.

Вы­де­лил че­ты­ре ста­дии в раз­ви­тии:

· Сен­со­мо­тор­ная ста­дия,

· Пре­до­пе­ра­ци­он­ная ста­дия (рас­ши­ря­ет­ся круг пред­став­ле­ний об ок­ру­жаю­щем пред­мет­ном ми­ре, ре­бё­нок ов­ла­де­ва­ет ре­чью),

· Ста­дия кон­крет­ных опе­ра­ций. Опи­ра­ясь на пред­ме­ты, их мо­де­ли или сим­во­лы пред­ме­тов ре­бё­нок обу­ча­ет­ся про­из­во­дить ум­ст­вен­ные опе­ра­ции счё­та (сло­же­ния, вы­чи­та­ния), ана­ли­за, син­те­за, срав­не­ния, обоб­ще­ния.

· Ста­дия аб­ст­ракт­ных (или фор­маль­ных) опе­ра­ций. На этой ста­дии ум­ст­вен­ные опе­ра­ции как бы от­ры­ва­ют­ся от пред­мет­ной ос­но­вы и ста­но­вят­ся аб­ст­ракт­ны­ми.

 

Бо­рис Ми­хай­ло­вич Те­п­лов ис­сле­до­вал раз­ви­тие спо­соб­но­стей во вре­ме­ни и вы­де­лил сле­дую­щие уров­ни в их раз­ви­тии:

· Ода­рён­ность,

· Та­лант,

· Ге­ни­аль­ность.

 

Дан­ный ме­то­до­ло­ги­че­ский прин­цип пред­пи­сы­ва­ет изу­чать пси­хи­че­ские яв­ле­ния в из­ме­не­нии, раз­ви­тии; он тре­бу­ет вы­де­лять тен­ден­ции раз­ви­тия; обос­но­вы­вать про­гноз раз­ви­тия пси­хи­ке и пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний

Вы­даю­щий­ся оте­че­ст­вен­ный пси­хо­лог Лев Се­мё­но­вич Вы­гот­ский в сво­их тру­дах обос­но­вал куль­тур­но-ис­то­ри­че­скую тео­рию раз­ви­тия выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций че­ло­ве­ка.

3. Прин­цип дея­тель­но­го под­хо­да. Он ори­ен­ти­ру­ет нас на то, чтоб изу­чать пси­хи­че­ско­го про­яв­ле­ния (не­по­сред­ст­вен­но вни­ма­ния, ощу­ще­ния, па­мя­ти и так да­лее) в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка; у дей­ст­вую­ще­го че­ло­ве­ка с точ­ки зре­ния их функ­цио­ни­ро­ва­ния кон­крет­ной дея­тель­но­сти.

Пси­хи­че­ские про­цес­сы че­ло­ве­ка по­ро­ж­да­ют­ся дея­тель­но­стью, раз­ви­ва­ют­ся в дея­тель­но­сти и реа­ли­зу­ют­ся в дея­тель­но­сти.

Ис­хо­дя из это­го прин­ци­па, мож­но со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию ка­ких-ли­бо функ­ций у лич­но­сти, за счёт из­ме­не­ний в её дея­тель­но­сти.

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет че­ло­ве­ка (ис­сле­до­ва­те­ля) на пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз той дея­тель­но­сти, ко­то­рую он ис­сле­ду­ет: на вы­де­ле­ние и опи­са­ния тех дей­ст­вий, из ко­то­рых она со­сто­ит (это дея­тель­ность); тех тре­бо­ва­ний к спе­циа­ли­стам, ко­то­рая она предъ­яв­ля­ет.

 

Этот прин­цип сфор­му­ли­ро­ван и обос­но­ван Ру­бин­штей­ном и Ле­он­ть­е­вым.

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет:

А) Ис­сле­до­вать пси­хи­че­ские про­яв­ле­ния дея­тель­но­сти лич­но­сти.

Б) В свя­зи с дея­тель­но­стью, вы­яс­нить роль и ме­сто ощу­ще­ния, вос­при­ятия, ха­рак­те­ра, тем­пе­ра­мен­та и т.д. в че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

В) Вы­яс­нить мо­ти­вы, ко­то­ры­ми дан­ная дея­тель­ность по­бу­ж­да­ет­ся, т.е. ис­сле­до­вать мо­ти­вы.

 

Этот прин­цип тре­бу­ет:

· Ана­ли­зи­ро­вать дея­тель­ность пси­хи­ки;

· Вы­яс­нять струк­ту­ру дей­ст­вий, об­ра­зую­щих дея­тель­ность;

· Ис­сле­до­вать ка­ж­дое дей­ст­вие, вхо­дя­щие в дея­тель­ность;

· Вы­яс­нять лич­но­ст­ные пред­по­сыл­ки, пре­до­пре­де­ляю­щие ус­пеш­ность дея­тель­но­сти.

 

Пси­хо­ло­ги­че­ские пред­по­сыл­ки ус­пеш­ной дея­тель­но­сти:

  • Про­фес­сио­наль­ная и управ­лен­че­ская ком­пе­тент­ность.
  • Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ком­пе­тент­ность.
  • Управ­лен­че­ские спо­соб­но­сти.
  • Управ­лен­че­ская на­прав­лен­ность.
  • Вы­со­кие, со­от­вет­ст­вую­щие тре­бо­ва­ни­ям дея­тель­но­сти, чер­ты ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та.
  • Нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние пси­хи­ки, по­зна­ва­тель­ных, эмо­цио­наль­ных и во­ле­вых про­цес­сов в дея­тель­но­сти.
  • Эмо­цио­наль­но-во­ле­вая ус­той­чи­вость и ус­той­чи­вость к стрес­сам.

 

4. Прин­цип лич­но­ст­но­го под­хо­да (Ис­сле­ду­ем лич­ность дей­ст­вую­ще­го че­ло­ве­ка с его пси­хи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми).

Для обо­зна­че­ния че­ло­ве­ка в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке при­ня­ты сле­дую­щие по­ня­тия:

· Ин­ди­вид,

· Лич­ность,

· Ин­ди­ви­ду­аль­ность,

· Че­ло­век.

 

Че­ло­век – это тер­мин, при­ня­тый для обо­зна­че­ния био­ло­ги­че­ско­го ви­да мле­ко­пи­таю­щих жи­вот­ных. Homo sapiens.
Ин­ди­вид – от­дель­ный пред­ста­ви­тель дан­но­го ви­да.

 

Лич­ность – соз­на­тель­ный ин­ди­вид (нет соз­на­ния, зна­чит не лич­ность), во­вле­чен­ный, раз­но­об­раз­ны­ми ви­да­ми дея­тель­но­сти, в ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся фор­мы со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия (ор­га­ни­за­ции) и об­ла­даю­щий лич­но­ст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми.

 

Ин­ди­ви­ду­аль­ность – это уни­каль­ность, не­по­вто­ри­мость лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей.

 

И по­то­му дан­ный прин­цип тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да в ис­сле­до­ва­тель­ской, кор­рек­ци­он­ной и раз­ви­ваю­щей ра­бо­те с ка­ж­дой лич­но­стью.

5. Прин­цип сис­тем­но­го под­хо­да(ес­ли че­ло­век в сис­те­ме, то он дол­жен об­ла­дать сис­тем­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, что­бы сис­те­ма его не от­верг­ла).

В ос­но­ве сис­тем­но­го под­хо­да ле­жит прин­цип сис­тем­ной ор­га­ни­за­ции ми­ра и су­ще­ст­вую­щих в нём яв­ле­ний, с по­зи­ции ко­то­ро­го рас­смат­ри­ва­ют­ся все пси­хо­ло­ги­че­ские яв­ле­ния и по­ве­де­ние че­ло­ве­ка. В на­ча­ле XX в. Сис­тем­ный под­ход за­ни­ма­ет цен­траль­ное ме­сто и яв­ля­ет­ся од­ним из ве­ду­щих ме­то­до­ло­ги­че­ских прин­ци­пов.

Ес­ли че­ло­век в сис­те­ме, то он дол­жен об­ла­дать сис­тем­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, что­бы сис­те­ма его не от­верг­ла.

6. Прин­цип един­ст­ва пси­хи­ки, дея­тель­но­сти и об­ще­ния.

Взаи­мо­связь пси­хи­ки, дея­тель­но­сти и об­ще­ния в их кон­крет­ных, от сту­пе­ни к сту­пе­ни и от мо­мен­та к мо­мен­ту, из­ме­няю­щих­ся фор­мах, яв­ля­ет­ся не толь­ко объ­ек­том, но и сред­ст­вом пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, опор­ной ба­зой всей ме­то­ди­ки.

Един­ст­во пси­хи­ки и дея­тель­но­сти име­ет внут­рен­ние и внеш­ние про­яв­ле­ния, ко­то­рое взаи­мо­свя­за­но ме­ж­ду со­бой. Внеш­ние про­яв­ле­ния не все­гда аде­к­ват­но внут­рен­не­му про­яв­ле­нию. По это­му, за­да­ча со­сто­ит в том, что­бы аде­к­ват­но вы­явить это от­но­ше­ние и, та­ким об­ра­зом, по внеш­не­му про­те­ка­нию ак­та оп­ре­де­лить его внут­рен­нюю пси­хо­ло­ги­че­скую при­ро­ду.

Пси­хи­ка про­яв­ля­ет­ся в дея­тель­но­сти, дея­тель­ность ха­рак­те­ри­зу­ет пси­хи­ку, а об­ще­ние спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию то­го и дру­го­го.

7.  Прин­цип кон­крет­но­го ис­то­ри­че­ско­го ана­ли­за

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет нас на ис­то­рич­ность под­хо­да к изу­че­нию че­ло­ве­ка, т.е. что­бы по­нять пси­хи­че­ское со­стоя­ние че­ло­ве­ка, по­рой не­об­хо­ди­мо по­нять тен­ден­ции и эта­пы его ста­нов­ле­ния.

Дан­ный прин­цип тре­бу­ет, что­бы прак­ти­че­ский пси­хо­лог уде­лял долж­ное вни­ма­ние ис­то­ри­че­ско­му ас­пек­ту ста­нов­ле­ния лич­но­сти для бо­лее пол­но­го по­ни­ма­ния при­чин то­го или ино­го внеш­не­го про­яв­ле­ния внут­рен­не­го ми­ра лич­но­сти. 

8. Прин­цип един­ст­ва тео­рии, прак­ти­ки и экс­пе­ри­мен­та

 

Этот прин­цип ори­ен­ти­ру­ет и тре­бу­ет от нас, что­бы в тео­ре­ти­че­ских из­мыш­ле­ни­ях по тем или иным пси­хо­ло­ги­че­ским про­бле­мам, – ко­то­рые нас ин­те­ре­су­ют – под­твер­жда­лись объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­щие прак­ти­че­ские про­яв­ле­ния дан­ной про­бле­мы, а экс­пе­ри­мент тес­но пе­ре­пле­та­ясь с прак­ти­кой, под­твер­ждал или оп­ро­вер­гал тео­рию. В этом и со­сто­ит един­ст­во тео­рии, прак­ти­ки и экс­пе­ри­мен­та.

 III. Про­це­дур­ный уро­вень ме­то­до­ло­гии

 

Ме­то­до­ло­гия – ми­ро­воз­зре­ние и нор­мы ис­сле­до­ва­ния.

 

Сре­ди ме­то­дов мож­но вы­де­лить раз­ные груп­пы:

  1. Ме­то­ды ор­га­ни­за­ции ис­сле­до­ва­ния.

А) Срав­ни­тель­ный. Для ис­сле­до­ва­ния бе­рёт­ся экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па (Э.Г.) и кон­троль­ная груп­па (К.Г.). Со­пос­тав­ля­ют­ся и срав­ни­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты в Э.Г. по­сле воз­дей­ст­вия и в К.Г.

б) Лон­ги­тюд­ный.

В) Сме­шан­ный или ком­би­ни­ро­ван­ный (эле­мен­ты а) и б)).

  1. Ме­тод ди­аг­но­сти­ки.

· Со­цио­мет­ри­че­ский ме­тод (рас­смат­ри­ва­ет меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния)

· Экс­пе­ри­мен­таль­ный ме­тод.

· Тес­то­вый ме­тод.

· Ме­тод оп­ро­са. Про­во­дит­ся два ви­да оп­ро­са:

○ ин­тер­вью,

○ ан­ке­ти­ро­ва­ние.

· Ме­тод на­блю­де­ния.

· Ме­тод экс­перт­ных оце­нок.

· Ме­тод бе­сед.

· Ме­тод ана­ли­за про­дук­тов и про­цес­сов дея­тель­но­сти.

  1. Ме­тод ко­ли­че­ст­вен­ной об­ра­бот­ки дан­ных или ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния. Все ме­то­ды ма­те­ма­ти­че­ской ста­ти­сти­ки.
  2. Ме­тод ка­че­ст­вен­ной об­ра­бот­ки дан­ных.

· Ана­лиз,

· Син­тез,

· Обоб­ще­ние,

· Аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние,

· Кон­кре­ти­за­ция. 

  1. Ме­тод раз­ви­тия, кор­рек­ции и пси­хо­ло­ги­че­ской те­ра­пии.

· Ме­то­ды пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты по Фрей­ду,

· Ме­то­ды со­ци­аль­но­го обу­че­ния, тре­нин­ги, де­ло­вые иг­ры.

· Кон­крет­ные ме­то­ды и тех­ни­ки кор­рек­ции (напр.: ре­че­вая кор­рек­ция и т.д.).

· Кон­крет­ные ме­то­ды и тех­ни­ки те­ра­пии.

2. Охарактеризуйте основные положения ассоциативно-рефлективной теории учения и преподавания.

В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.

 

 

 

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.

../AppData/Local/Temp/А-Р теория обучения/ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Раздел IV. Тема 12..mht 2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

· восприятие учебного материала;

· его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

· запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

· применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

· формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

· подачи учебного материала в определенной последовательности;

· демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

· применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.

 

 

Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы:
Во-первых, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы):

· слуховые;

· зрительные;

· двигательные и др.

 

 

Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Важно также помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

· выделять главное;

· использовать подчеркивание;

· использовать цвет;

· предложить обратить особое внимание и т.д.

 

 

Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.


Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

· доступным;

· логически взаимосвязанным;

· правильно понятым;

· актуализированным.

 

 

В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.


В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание.


Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения.
Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение:

· составление конспекта изученного;

· повторение;

· рассказ;

· объяснение;

· показ усвоенного товарищу;

· применение полученных знаний в практической деятельности.

 

 

В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.


Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.


Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:

· направленность на активизацию познавательной деятельности;

· направленность на умственное развитие учеников;

· формирование у учеников самостоятельного творческого мышления.

 

 

Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.

 

3.  Определите место и роль ощущений и восприятий в человеческой деятельности.

Ощущение— это простейший психический процесс, состоящий в отраже­нии отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внут­ренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражи­телей на соответствующие рецепторы.

 

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

 Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

 

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощуще­ния и восприятия называют чувственными образами, потому что они возни­кают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.

 

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются посто­янным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения свя­заны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечи­вается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощуще­ния связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регу­лирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, поме­щенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к разви­тию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психичес­кого развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная сти­муляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготов­кой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нару­шения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определен­ного набора ощущений.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством – сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения.

 












Классификация ощущения

       В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

- пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)

- интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),

- специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

 

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

- зрительные,

- слуховые,

- вкусовые,

- обонятельные

- осязательные и т.д.

Классификация восприятия

           

       Свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

       Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

       Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

 

В зависимости от активности работы анализатора:

Анализаторы: Тип восприятия:
- Зрительный - зрительное
- слуховой - слуховое
- мышечный - кожный - осязательное

 

4. Охарактеризуйте мышление личности при решении учебной и практической задачи.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

· подготовка;

· созревание решения;

· вдохновение;

· проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

a. высокая увлеченность проблемой;

b. вера в успех, в возможность решения проблемы;

c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели".

Из лекции Азарнова Н.Н.

Деятельность состоит из действий. Прежде чем осуществить преобразование предмета в соответствии с целью (процесс, подчинённый достижению личностью какой либо цели), человек осуществляет ряд, предшествующих предметному действию, умственных действий, а именно:

· действия по уяснению задачи и оценки условий её решения;

· умственное действие (действие по решению задачи);

· действие по планированию будущего предметного действия;

· предметное действие.

 

Таким образом, предметные действия человека соотносятся с задачей, а задача соотносится с мышлением.

Всё, что вы делаете наперёд – это воображение, а когда уже сделаете – воображение трансформируется в представление.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...