Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ответы на вопросы к гос.экзаменуСтр 1 из 4Следующая ⇒
1. Обоснуйте методологические основы отечественной психологической науки. Общее понятие о методологии Практическому психологу или психологу-исследователю, методология необходима для того, чтобы на основе научно обоснованных принципах и методах осуществлять научно-практическую (исследовательскую) и практическую работу. Исследования методологии предопределяют всесторонний анализ проблемы, научно-обоснованную диагностику и выработку соответствующих рекомендаций.
Функции методологии: 1. Мировоззренческая (это есть научное мировоззрение профессионального психолога, при условии, если он усвоил методологию). 2. Нормативная (методологические принципы в тоже время есть своеобразные нормы, правила исследовательской и практической деятельности, которым должен следовать профессиональный психолог).
Методология психологической науки состоит из 3-ех уровней (или 3-ех компонентов):
I. Общенаучный уровень методологии
Принципы:
1.1. Он ориентирует психолога-практека на то, что окружающий мир материален, что человек психически отражает вещественные предметы и сам как организм, как биологическое существо относится к физическому миру предметов и вещей. 1.2. Он ориентирует так же на то, что деятельность человека протекает в предметном мире и носит предметный характер: · Действия личности направлены на предмет; · Продукт действия – предмет; · В качестве психологических орудий действия выступают, не редко, предметы; · Цель действия – представления о будущем продукте (предмете); · Побуждает человека к действиям предметное желание; · Мотив деятельности – образ желаемого предмета потребности; · Человек ощущает разнообразные свойства предметов (цвет, форма, температура и т.д.). Продуктом наших ощущений является психический образ, свойства предметов; · Человек запоминает предмет, представляет, сравнивает, анализирует предмет (мыслит), выражает свои представления о предмете с помощью речи и других психологических орудий и действует предметно, в широком смысле; · Психика человека субъективна и потому каждый человек ощущает, воспринимает, представляет, мыслит, выражает свои представления по-своему; · Формой существования предметов, явлений окружающего мира является движение. И потому, человек психически отражает изменяющийся мир, ситуацию, обстоятельства, явления и т.д.; · Человек как существо, вовлечено во всеобщую связь предметов, явлений, людей и, его деятельность и общение, протекает в исторически сложившихся формах социального взаимодействия в организациях. 1.3. Этот принцип ориентирует психолога: · Изучать личность всесторонне, как представителя разнообразных организаций; · Изучать личность в деятельности, протекающий во взаимодействии с другими людьми.
Принцип всеобщей связи ориентирует на то, чтоб изучать деятельность личности во взаимосвязи с деятельностью других личностей.
Где, Лр – личность руководителя, Лп – личность подчинённого, Ц – цель, Стрелки – психические средства.
Задача включает в себя: · Образ продукта, · Образ сырья, из которого должен быть изготовлен продукт, · Образ психологических орудий, с помощью которых из данного сырья должно ыть произведён продукт, · Образ места действия и времени действия, · Образ людей с кем предстоит взаимодействовать человеку, · Образ связи между условиями задачи и цели.
Следует учитывать, что человек относится к различным системам: · Как физическое тело – он относится к миру физических тел и, как следствие, испытывает на себе влияние других физических тел. · Как индивид – он относится к виду Homo Sapiens и естественно несёт несёт в себе видовые признаки генотипа, · Как организм человек относится к животным, · Как личность – он относится к различным социальным группам.
Все это свидетельствует о проявлении всеобщей связи (не бывает так, чтобы человек был отдельно от всех).
Он ориентирует на то, что человеческие ощущения, восприятие, представления и т.д. являются вторичными – психические образы окружающего предметного мира. В психики нет нечего иного как образы этого предметного мира и фантазии. Существует научно обоснованная концепция развития психике в филогенезе (смотри ст. развития Леонтьева). Согласно концепции Леонтьева, психическое отражение появляется на более поздних этапах развития мира. Считается что в филогенезе животные (кроме человека) прошли четыре стадии своего развития.
Четыре стадии развития животных в филогенезе: А) Сенсомоторная стадия (примитивные насекомые, примитивные черви). Животные на этой стадии обладают только ощущениями. Ориентируется в пространстве с помощью ощущений животные осуществляют деятельность по добыче пищи путём передвижения (например, черви находят пищу по запаху). Их действия (деятельность) носит инстинктивный характер. Б) Стадия перцептивной психики (перцепция – познание восприятия). Наряду с ощущением животные обладают восприятием, то есть психически отражает предметы в целом: запоминает и представляет. Действие носит предметный характер. На этой стадии развития находится некоторые виды рыб, некоторые виды насекомых (пчёлы), некоторые виды птиц (но не вороны), грызуны и т.д. В) Стадия интеллектуальной психики. Животные обладают всеми психическими функциями, свойственными 1-ой и 2-ой стадии, плюс мышление. Деятельность носит предметный характер: животные решают задачу по добыче пищи, воды; задачи, связанные с репродуктивной деятельностью. В экспериментах установлено, что животные решают задачи актуально, переносят способы действия из прошлых задач, которые оно решало. Свойственно собакам, воронам, обезьянам (интеллект вороны соответствует 3-5-летнему ребёнку). Г) Стадия сознательной психики. Она характерна только для человека. Её возникновение стало возможным в виду совместной трудовой деятельности, членораздельной речи, на той биологической основе, которая была свойственна первобытному человеку.
Сознание
Сознательный человек – это: · Имеющий представление о себе самом, то есть «Я» и могущий выразить это представление с помощью разнообразных психических свойств: речи, мимики, жестов и других психологических орудий. · Человек, обладающей ВПФ: ощущение, восприятие, память, представление, темперамент, характер. · Человек, осуществляющий деятельность и общение в исторически сложившихся формах социального взаимодействия. · Человек, обладающий личностными (неповторимыми) особенностями.
Он ориентирует на то, что человек способен познавать окружающие предметы и осуществлять, со знанием дела, деятельность по производству продуктов. Критерием истинности познания являются произведённый продукт. В любом случае, познание человека относительно, бесконечно неисчерпаемо (т.е. нет конечного знания). Кроме того, практическому психологу следует иметь в виду, что психические отражения – ощущение, восприятие, мышление человека и т.д. – могут быть ошибочными; причём, познание психики другого человека, тоже может быть ошибочными.
Он ориентирует психолога на изучение деятельности людей, психических и социально-психических проявлений, непосредственно во времени и пространстве. Особенно это касается экспериментальной работы, которая должна иметь пространственно-временные характеристики.
Методологические значение имеет законы диалектики, такие как: 1) Закон единства и борьбы противоположности. 2) Закон перехода количественных изменения в качественные (Если первый закон выражает источник развития (выходит из противоречий), то второй закон даёт понимание нам как идёт развитие(путём накопления)). 3) Закон отрицания отрицания. Он свидетельствует о том, что каждый боле высокий уровень овладения человеком каким-либо знанием, навыков как бы отрицает предшествующие уровни, и в тоже время сохраняет в себе эти элементы предшествующих уровней.
Методологическое значение для психологической науки имеют такие категории материалистической диалектики как: · Причины и следствия, · Сущность и явления, · Возможность и действительность, · Формы и содержание.
Эти понятия используются в психологической науки для интерпретации психологических явлений.
II. Конкретно-научный уровень методологии Принципы: 1. Принцип детерминизма (смотри стр. 8). Причиной обусловленности психических проявлений человека, его психика в целом, а т.ж. социально-психологических явлений в группе лиц, осуществляющих какую-либо деятельность.
Психическое отражение имеет сложную детерминацию. Оно детерминировано: а) Предметом, который человек воспринимает, запоминает… б) Физиологическими процессами в организме. в) Имеющимся у человека знаниями, представлениями, его способностями, то есть внутренними психическими условиями. г) На психическое отражения человека, на его оценки, оказывает существенное влияние другие люди, взаимодействующие и общающиеся с ним (то есть, социальные условия). Кроме того, человек живет в природном мире, и своеобразные изменения в природе существенно сказываются на психическом отражении.
Принцип детерминизма ориентирует:
Примечание: причиной мышления, мыслительного процесса является проблема, задача, возникающая в деятельности. Причиной деятельности является мотивы, то ради чего деятельность осуществляется.
Причиной внимания является соотношение свойств предмета (яркость освещения, необычная форма и т.д.).
Неуспеваемость школьника может детерминироваться отсутствием мотивов к учёбной деятельности: · стрессом, депрессией; · неприязненными межличностными отношениями с учителями, учащимися; · низкий социально-психологический статус; · низкий уровень подготовленности к обучению в школе.
Принцип детерминизма требует: А) Выяснить наиболее значимые детерминанты, в интересах их устранения или развития при условии их деструктивности. Б) Особое внимание уделять исследованию социально-психологических явлений в группе, которые там же детерминированы (имеют причины), т.е. причины их возникновения и развития. Даже на уровне такого психического процесса как восприятие предмета, человеком обнаруживается сложная многофакторная детерминация. Продуктом восприятия является психический образ предмета. Этот образ детерминирован следующим: · Воспринимаемым предметом; · Физиологическими процессами, протекающими в анализаторах (в нервной системы); · Качеством анализатора; · Внутренними условиями: прошлыми представлениями, оценками; мыслями о данном предмете, человеке; · Ситуацией социального взаимодействия.
Данный методологический принцип разрабатывали Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев, Михаил Григорьевич Ярошевский, Борис Федорович Ломов и др. Данный принцип в истории психологии неоднократно дискутировался и абсолютизировался в отношении факторов детерминант развития личности. В частности английский философ Джон Локк абсолютизировал роль социального фактора (человек – чистая доска). Другой английский учёный-психолог Франц Гальтор абсолютизировал роль генеалогического наследственного фактора в развитие личности. В настоящие время утвердился системный принцип в развитие психических явлений личности. 2. Принцип развития
Этот принцип предписывает и требует: изучать личность в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в постоянном развитии, являющийся продуктом деятельности.
Этот принцип требует: Учитывать особенности психического развития. Эти особенности выделил Б.Ф. Ломов: · Коммуникативный характер психического развития. · Скачкообразный характер психического развития. Это действие растянуто во времени, выполняется постепенно. Со временем накапливается. Из-за этих позитивных явлений и происходит скачёк. · Кризисность развития. Развитие проходит через кризисы. Не всегда кризисы проявляются в полной мере (Леонтьев выделил 11-ть кризисов в развитии, Эрик Эриксонвыделил 8-мь кризисов психического развития человека). · Наличие сензитивных периодов развития (возраст ребёнка от 1-го года до 2-ух лет – наиболее сензитивный период). · Необратимость психического развития.
В истории психологии немало примеров в практической реализации принципов развития.
Алексей Николаевич Леонтьев исследовал развитие психике в филогенезе и выделил четыре стадии в развитии 1. Сенсомоторная стадия. 2. Стадия перцептивной психике, 3. Стадия интеллектуальной психике, 4. Стадия сознательной психике.
Лев Семёнович Выготский изучая психическое развитие детей в учебной деятельности, сформулировал такие представления о развитии как зона ближайшего развития детей и зона актуального развития. Это конкретные зоны развития, применительно к конкретным учебным дисциплинам (например, математика, химия). Зона актуального развития определяется уровнем трудности задач, которые он решает самостоятельно на той или иной ступени обучения (например, задача 1-го, 2-го, 3-го класса и т.д.) Зона ближайшего развития определяются уровнем трудности задач (математика, физика, химия и т.д.), которые ребёнок не может решить самомтоятельно, а может решить при содействии учителя.
Он предложил учителям осуществлять преподовательскую деятельность в зоне ближайшего развития детей.
Зигмунд Фрейд исследовал психосексуальное развитие личности в онтогенези. Выделил пять стадий: · Оральный, · Анальный, · Фолический, · Латентный, · Генитальный.
Жан Жак Пиаже исследуя детский интеллект в онтогенезе. Выделил четыре стадии в развитии: · Сенсомоторная стадия, · Предоперационная стадия (расширяется круг представлений об окружающем предметном мире, ребёнок овладевает речью), · Стадия конкретных операций. Опираясь на предметы, их модели или символы предметов ребёнок обучается производить умственные операции счёта (сложения, вычитания), анализа, синтеза, сравнения, обобщения. · Стадия абстрактных (или формальных) операций. На этой стадии умственные операции как бы отрываются от предметной основы и становятся абстрактными.
Борис Михайлович Теплов исследовал развитие способностей во времени и выделил следующие уровни в их развитии: · Одарённость, · Талант, · Гениальность.
Данный методологический принцип предписывает изучать психические явления в изменении, развитии; он требует выделять тенденции развития; обосновывать прогноз развития психике и психических проявлений Выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выготский в своих трудах обосновал культурно-историческую теорию развития высших психических функций человека. 3. Принцип деятельного подхода. Он ориентирует нас на то, чтоб изучать психического проявления (непосредственно внимания, ощущения, памяти и так далее) в деятельности человека; у действующего человека с точки зрения их функционирования конкретной деятельности. Психические процессы человека порождаются деятельностью, развиваются в деятельности и реализуются в деятельности. Исходя из этого принципа, можно содействовать развитию каких-либо функций у личности, за счёт изменений в её деятельности. Этот принцип ориентирует человека (исследователя) на психологический анализ той деятельности, которую он исследует: на выделение и описания тех действий, из которых она состоит (это деятельность); тех требований к специалистам, которая она предъявляет.
Этот принцип сформулирован и обоснован Рубинштейном и Леонтьевым. Этот принцип ориентирует: А) Исследовать психические проявления деятельности личности. Б) В связи с деятельностью, выяснить роль и место ощущения, восприятия, характера, темперамента и т.д. в человеческой деятельности. В) Выяснить мотивы, которыми данная деятельность побуждается, т.е. исследовать мотивы.
Этот принцип требует: · Анализировать деятельность психики; · Выяснять структуру действий, образующих деятельность; · Исследовать каждое действие, входящие в деятельность; · Выяснять личностные предпосылки, предопределяющие успешность деятельности.
Психологические предпосылки успешной деятельности:
4. Принцип личностного подхода (Исследуем личность действующего человека с его психическими особенностями). Для обозначения человека в психологической науке приняты следующие понятия: · Индивид, · Личность, · Индивидуальность, · Человек.
И потому данный принцип требует индивидуального подхода в исследовательской, коррекционной и развивающей работе с каждой личностью. 5. Принцип системного подхода(если человек в системе, то он должен обладать системными качествами, чтобы система его не отвергла). В основе системного подхода лежит принцип системной организации мира и существующих в нём явлений, с позиции которого рассматриваются все психологические явления и поведение человека. В начале XX в. Системный подход занимает центральное место и является одним из ведущих методологических принципов. Если человек в системе, то он должен обладать системными качествами, чтобы система его не отвергла. 6. Принцип единства психики, деятельности и общения. Взаимосвязь психики, деятельности и общения в их конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту, изменяющихся формах, является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. Единство психики и деятельности имеет внутренние и внешние проявления, которое взаимосвязано между собой. Внешние проявления не всегда адекватно внутреннему проявлению. По этому, задача состоит в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Психика проявляется в деятельности, деятельность характеризует психику, а общение способствует развитию того и другого. 7. Принцип конкретного исторического анализа Этот принцип ориентирует нас на историчность подхода к изучению человека, т.е. чтобы понять психическое состояние человека, порой необходимо понять тенденции и этапы его становления. Данный принцип требует, чтобы практический психолог уделял должное внимание историческому аспекту становления личности для более полного понимания причин того или иного внешнего проявления внутреннего мира личности. 8. Принцип единства теории, практики и эксперимента
Этот принцип ориентирует и требует от нас, чтобы в теоретических измышлениях по тем или иным психологическим проблемам, – которые нас интересуют – подтверждались объективно существующие практические проявления данной проблемы, а эксперимент тесно переплетаясь с практикой, подтверждал или опровергал теорию. В этом и состоит единство теории, практики и эксперимента. III. Процедурный уровень методологии
Среди методов можно выделить разные группы:
А) Сравнительный. Для исследования берётся экспериментальная группа (Э.Г.) и контрольная группа (К.Г.). Сопоставляются и сравниваются результаты в Э.Г. после воздействия и в К.Г. б) Лонгитюдный. В) Смешанный или комбинированный (элементы а) и б)).
· Социометрический метод (рассматривает межличностные отношения) · Экспериментальный метод. · Тестовый метод. · Метод опроса. Проводится два вида опроса: ○ интервью, ○ анкетирование. · Метод наблюдения. · Метод экспертных оценок. · Метод бесед. · Метод анализа продуктов и процессов деятельности.
· Анализ, · Синтез, · Обобщение, · Абстрагирование, · Конкретизация.
· Методы психологической защиты по Фрейду, · Методы социального обучения, тренинги, деловые игры. · Конкретные методы и техники коррекции (напр.: речевая коррекция и т.д.). · Конкретные методы и техники терапии. 2. Охарактеризуйте основные положения ассоциативно-рефлективной теории учения и преподавания. В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями. ../AppData/Local/Temp/А-Р теория обучения/ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Раздел IV. Тема 12..mht 2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: · восприятие учебного материала; · его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; · запоминание и сохранение в памяти изученного материала; · применение усвоенного в практической деятельности. 3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач. · формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых; · подачи учебного материала в определенной последовательности; · демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; · применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.
Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы: · слуховые; · зрительные; · двигательные и др.
Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается. · выделять главное; · использовать подчеркивание; · использовать цвет; · предложить обратить особое внимание и т.д.
Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.
· доступным; · логически взаимосвязанным; · правильно понятым; · актуализированным.
В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.
· составление конспекта изученного; · повторение; · рассказ; · объяснение; · показ усвоенного товарищу; · применение полученных знаний в практической деятельности.
В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.
· направленность на активизацию познавательной деятельности; · направленность на умственное развитие учеников; · формирование у учеников самостоятельного творческого мышления.
Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.
3. Определите место и роль ощущений и восприятий в человеческой деятельности. Ощущение— это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.
Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия называют чувственными образами, потому что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.
Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, помещенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к развитию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психического развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная стимуляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготовкой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нарушения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определенного набора ощущений. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях. В частности, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством – сначала посредством хватательных движений, а затем передвижения.
Классификация ощущения В зависимости от видов стимулов-раздражителей: - пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе) - интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов), - специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями: - зрительные, - слуховые, - вкусовые, - обонятельные - осязательные и т.д. Классификация восприятия
Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами. Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия. Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.
В зависимости от активности работы анализатора:
4. Охарактеризуйте мышление личности при решении учебной и практической задачи. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу. Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.). Выделяют четыре стадии решения проблемы: · подготовка; · созревание решения; · вдохновение; · проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему). 2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.). 3. Поиск решения: 3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление). 3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов. 3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов. 3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление). 3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.). 3.4.2. На основе использования аналогий. 3.4.3. На основе использования эвристических приемов. 3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи: 3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" – "созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению": a. высокая увлеченность проблемой; b. вера в успех, в возможность решения проблемы; c. высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; d. высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции). 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт "складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели". Из лекции Азарнова Н.Н. Деятельность состоит из действий. Прежде чем осуществить преобразование предмета в соответствии с целью (процесс, подчинённый достижению личностью какой либо цели), человек осуществляет ряд, предшествующих предметному действию, умственных действий, а именно: · действия по уяснению задачи и оценки условий её решения; · умственное действие (действие по решению задачи); · действие по планированию будущего предметного действия; · предметное действие.
Таким образом, предметные действия человека соотносятся с задачей, а задача соотносится с мышлением. Всё, что вы делаете наперёд – это воображение, а когда уже сделаете – воображение трансформируется в представление.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |