Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные тенденции развития высшего образования и перспективы российской высшей школы.




На современном этапе мирового развития образование является одной из важнейших составляющих успешности и развитости государства. Именно поэтому в нашейстране вопрос о развитие высшей школы стоит особенно открыто. В стране реализуются множество образовательных программ, а к вопросу о конкурентоспособностинашего образования власть подходит с особым интересом.

Перед Высшими учебными заведениями нашей страны стоит ряд важнейших задач. Далее рассмотрим некоторые из них.

Основная главная задача, очевидная каждому, высшей школы состоит в подготовке квалифицированных кадров, которые будут востребованы рынком труда,т.е. можно утверждать, что Вузы являются некой фабрикой кадров для основополагающих, базовых отраслей экономики. Но стоит отметить, что в рамках деятельностиданных школ, также проводится подготовка специалистов для высокотехнологичных сфер экономики, «сфер будущего».

Для успешного существования и развития нашей страны в будущем, Вузам необходимо не только поставлять высококвалифицированные кадры, а также заниматьсянаучно-исследовательской работой, поэтому следующая задача звучит так – проведение фундаментальных научных исследований, являющихся основой технологийзавтрашнего дня, а также разработка мероприятий инновационного характера.

На базе вузов должны активно формироваться различные площадки для решений экономических, технологических, социальных, культурных проблем. Должнырешаться вопросы, связанные с возможностью привлечение в Россию талантливой молодежи, а также привлечение зарубежных специалистов для передачи опытароссийским студентам.

Также посредством высшей школы немало важно развивать коммуникативные качества студентов, повышать индивидуальную конкурентоспособность, формировать компетенции – все это является необходимой базой для успешности каждого специалиста в любой области.

Возможность организовывать различные информационно – коммуникативные площадки, где будут обсуждаться волнующие вопросы, проблемы и социально-экономического, и технологического характера, возможность проявить себя, высказать какие-либо идеи, формировать знания, а также производить связь между студентами и будущими работодателями, властями все это должно решаться с помощью высших учебных заведений.

Реализуя хотя бы данный круг задач, можно выделить следующие перспективы развития высшей школы в России: возможно повышение конкурентоспособностироссийского образования, повышения его качества, в особенности на заочных программах обучения и программах, реализуемых в филиалах высших учебныхзаведений.

Также важно сохранять территориальную доступность высшего образования, производить различные программы, направленные на поддержку и развитиевзаимодействия между вузами нашей страны и других стран необходим обмен опыта, студенческий обмен, развитие филиальной сети за рубежом и т. д. Необходимо произвести совершенствование правового регулирования, произвести уточнение требований к образовательным стандартам, профессиональным стандартам.

Произвести расширение возможностей для существования научной и инновационной деятельности в вузах, а также контроля над ходом реализации этапов работ иподведения итогов инновационного нововведения полученных результатов. В соответствии с профессиональным стандартом оптимизировать нагрузку преподавателявуза с обеспечением уклона на развитие воспитательного процесса и научно-технического творчества (научно- исследовательской и инновационной деятельности). Таким образом, формирование устойчивой системы образования, способной обеспечивать решение социально-экономических задач, а также формирование Россиикак технологического лидера – вот основной вектор развития современной высшей школы в России.

+ (если спросит о ФЗ)

Хорошая основа для проведения адекватной государственной политики в области высшего образования была заложена Законом "Об образовании", принятым Верховным Советом Российской Федерации и Указом № 1 Президента России. Однако провозглашенные в этих документах принципы, как было уже отмечено выше, долгое время остаются на уровне деклараций.
В Закон "Об образовании" включены следующие весьма прогрессивные положения.

Впервые интересы личности в системе образования ставятся на первое место. В первой же фразе преамбулы закона образование определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства...". Первая статья первого раздела провозглашает сферу образования приоритетной в Российской Федерации. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления и автономность образовательных учреждений.

Впервые в нашей новой истории государство готово оказывать содействие гражданам, проявившим выдающиеся способности в получении элитарного образования. Граждане России и других государств получили право выступать учредителями образовательных учреждений в Российской Федерации]. Содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации". Законодательно закреплена факультативность прохождения студентами военной подготовки, отнимающей много времени и сил у них и часто отрицательно влияющей на профессиональную подготовку.
Согласно п. 2 ст. 40, "Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода". Запрещаются любые формы дискриминации выпускников частных учебных заведений, их права полностью приравниваются к правам выпускников государственных школ и вузов. Законом также предусмотрены до сих пор не выполненные гарантии материального обеспечения "Размер средней ставки и должностного оклада... для профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности". Причем запрещается изыскивать средства на эти цели за счет повышения нагрузки преподавателей.

При исполнении профессиональных обязанностей за преподавателями закрепляется право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников, приемов оценки знаний. Педагогические работники имеют право на оплачиваемый отпуск для повышения своей квалификации длительностью до одного года не реже 1 раза в 10 лет. Преподаватель вуза имеет право безвозмездно читать тот или иной учебный курс, параллельный существующему, и руководство вуза обязано обеспечить ему для этого соответствующие условия. Перечисленные выше и многие другие положения Закона "Об образовании" позволяют констатировать, что в России создана хорошая законодательная база для развития образования в целом и высшего образования в частности. Однако реализация заложенных в законе возможностей будет зависеть от экономической ситуации в стране, общественно-политической обстановки и реальной политики исполнительной власти в области образования. Многое будет определяться и способностью всего преподавательского корпуса и особенно руководства вузов наладить эффективную деятельность вузов в новых условиях, организовать цивилизованный рынок образовательных услуг, не дожидаясь благодеяний "сверху". Положительные сдвиги в этом направлении весьма отчетливо обозначились за последние 2 - 3 года. В 1998 г. доля негосударственных высших учебных заведений превысила одну треть (334 из 914). В качестве яркого позитивного примера можно привести Современный Гуманитарный Университет (СГУ), образованный в 1992 г. Благодаря использованию новейших образовательных технологий, в частности дистанционного обучения, к 2001 г. университетом образовано более 100 филиалов, в которых обучается 100 тыс. студентов.

 





Планомерное формирование умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения детального подхода к правовому обучению и воспитанию.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (теория\концепция поэтапного формирования умственных действий) — одна из наиболее известных[1] теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным. Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует.

Согласно теории П. Я. Гальперина в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов:

1. Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).

2. Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию

3. Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.

4. Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение.

5. Этап внешней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).

6. Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.

На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...