Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей юридической школе.Стр 1 из 34Следующая ⇒
Задачи курса «Методика правового обучения и воспитания». Задачей Методики правового воспитания как отрасли науки является определение цели. Так же содержания и форм правового воспитания молодежи, а также разработка средств и приемов формирования у молодёжи правовой культуры, то задачей учебной дисциплины с тем же наименованием является вооружение студентов педагогических вузов знаниями, умениями и навыками организации и осуществления правовоспитательной работы с учащимися, помочь будущим педагогам овладеть искусством правового воспитания. Правовое воспитание - это очень важная и самостоятельная часть педагогического процесса. Оно имеет свое содержание, принципы и осуществляется с помощью специфических форм, методов и приёмов. Правовое воспитание– это весьма сложное дело. Оно не приходит само собой. Им можно овладеть, опираясь на глубокое знание методики правового воспитания. А. С. Макаренко говорил, что умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Это в полной мере относится и к правового воспитанию. Овладению искусством правового воспитания способствует учебная дисциплина «Методика правового воспитания молодёжи». Разумеется, изучение курса - первый этап приобщения к искусству правового воспитания. Завершаться же оно будет в ходе практической деятельности на педагогическом поприще. Однако уровень педагогического искусства во многом зависит от тех знаний, которые студенты получат в процессе изучения настоящей учебной дисциплины. Образование высшей школы в современном мире. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению Формирующийся рынок труда потребовал не просто людей с дипломом о высшем образовании, а образованных людей. Поэтому российская высшая школа пытается соответствовать современным требованиям образования, отсюда возникает немало проблем. Одной из таких проблем является проблема Болонской системы образования в ВУЗах. Участие России в Болонском процессе является уникальным примером взаимодействия и сближения нашей страны с Европейским Союзом. Россия в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу . Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие: проблема формирования эффективной системы аккредитации; неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации: 1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра. 2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков). 3. Излишняя регламентация, недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ. 4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда.6 Наряду с перечисленными проблемами существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции: недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации; недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте; отток высококвалифицированных специалистов. Теперь более подробно рассмотрим существующие проблемы и трудности. Следует отметить еще одну проблему – это переход на двухступенчатую систему обучения. Предусматривается введение степеней «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» (2 года). Переход на «двухступенчатую систему» высшего образования создает ряд проблем. Сразу бросается в глаза сокращение срока обучения для большинства студентов. Естественно, такое сокращение вызывает снижение качества выпускников – так называемых «бакалавров». Как известно, в настоящее время вся программа обучения делится на три больших информационных массива (общетеоретические, общепрофессиональные и узкоспециальные знания). Изучение каждого из этих массивов основывается на успешном усвоении предыдущего. Сокращение срока обучения на 20% требует соответственного увеличения набора в вузы на бюджетные места. Ничего подобного мы пока не наблюдаем. Болонская система превращает систему образования в сферу предоставления услуг. Преимущества данной системы: 1. Академическая мобильность. То есть, выпускник, имеющий диплом бакалавра европейского образца, сможет продолжить образование в любом вузе РФ, а также в любой из стран - участниц Болонского соглашения.27 2. Возможность более обдуманного выбора студентом профиля образования. В двухуровневой системе образования первые два года обучения студентов различных отделений одного и того же направления - допустим, социально-экономического, ничем не различаются. Программы идентичны. Поэтому через два года каждый студент имеет возможность еще раз оценить свои способности и природную предрасположенность к той или иной профессии и определить будущий профиль образования. Но и получив через два года обучения по конкретному профилю диплом бакалавра, студент имеет возможность еще раз сменить направление своего профессионального образования. То есть, поступить на дальнейшее обучение в магистратуру по новому профилю. В результате иметь дипломы по двум различным специальностям. По одной - диплом бакалавра. По другой - диплом магистра. Это, конечно же, увеличивает его шансы на успешное трудоустройство. Переход на многоуровневую систему для многих специальностей, безусловно, нужен и оправдан. В том числе потому, что российским ученикам придется работать в других странах, где такая система существует. Задача правительства в рамках Болонской системы – сделать высшее образование доступным и вместе с тем качественным. Поэтому мы еще лет пятнадцать будем идти по пути реформ.
Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей юридической школе. В качестве желательной идейной основы системы образования и воспитания теоретики и практики образования указывают на принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании рассматривают реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации образования. У понятия «гуманизм» (от лат. Humanus – человечный) существует несколько значений [1]. Гуманизм как мировоззрение включает ценности, получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра – человека. В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом. Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное отношение к человеку как к высшей ценности. С позиций гуманизма конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, существом, ответственным за происходящее в мире. Мера гуманизации образования и воспитания определяется тем, насколько они создают предпосылки для самореализации личности. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный. Но на уровне средней и высшей школы возникает проблема оценки уровня гуманизации образования и проблема методики оценивания степени формирования гуманности как компетенции личности. Развитие личности возможно на основе овладения достижениями человеческой культуры, что напрямую зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи самоопределение личности в контексте мировой культуры – стержневая линия гуманитаризации содержания образования, которая должна прослеживаться на всех уровнях образования – от средней школы к высшей школе. Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация, которая проявляется в целях, содержании, технологиях и формах образования, в системе управления образовательным процессом. Можно выделить два ее аспекта: 1. увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); 2. улучшение качества преподавания гуманитарных предметов. Первый аспект связан с задачей гуманизации преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них историко-культурологической компоненты для того, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций. Улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин актуально в связи с несколькими причинами. Среди которых: распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию; повышение роли неформального образования; неадекватность форм проверки и оценки достижений учащихся на основе требований новых образовательных стандартов. Гуманитаризация как предпосылка гуманизации образования создает условия для овладения культурой, способствует формированию осознанной социальной принадлежности, ответственности за результаты своих действий.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |