Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина). ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ода — жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. В литературе различают оды хвалебные, праздничные, плачевные. По своей природе оды Ломоносова — это произведения, предназначенные для произнесения вслух Для оды характерна строгая логика изложения. Композиция торжественной оды также обусловлена законами риторики. Композиционно ода состоит из трех частей: 1 часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед Отечеством; 2 часть — прославление прошлых успехов страны, ее правителей; гимн современным просветительским успехам в стране; 3 часть — прославление монарха за деяния на благо России. Все торжественные оды Ломоносова написаны четырехстопными ямбами. Примером торжественной оды может служить «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства: Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии. Если в торжественной оде Ломоносов очень часто подменяет личное авторское местоимение «я» формой его множественного числа — «мы», то это свидетельствует не о безличности образа автора в оде, но о том, что для торжественной оды значима только одна грань авторской личности — именно та, которой он не отличается от всех других людей, но сближается с ними. В торжественной оде важно не индивидуально-частное, но общенационально-социальное проявление авторской личности, и в этом отношении голос Ломоносова в торжественной оде — это в полном смысле голос нации, собирательного россиянина. У Державина очень схожая прежде всего форма, метрика, ритмика. . .Державин разделял взгляды Ломоносова о значении России для судеб человечества. Уже в оде 1772 г. «На победы Екатерины II над турками» он говорил о падшей Греции, которую поднимает «Минерва» , имея в виду Екатерину II, т. е. Россию; в оде «На переход Альпийских гор» он напоминал современникам о том, что русские воюют за общее дело: «за свой, за ваш, за всех покой» . Тема вожделенного мира, который приносит усталой Европе русское оружие, особенно сильное развитие получила у Державина в конце жизни, во время наполеоновских войн. В записной книжке поэта имеются следующие строки: «Победа есть прекрасный цвет, приносящий райские плоды: мир и спокойствие» . 2. Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цельность и гармоничность натуры героини. Татьяна «русская душою». В романе «Евгений Онегин» Пушкин в образе Татьяны Лариной отобразил все свои представления об идеале русской девушки. Татьяна - любимая героиня писателя. Через ее образ он пытается донести до читателей, какая должна быть настоящая русская девушка: искренняя, с глубоким духовным миром, самоотверженная. Все эти качества присвоены именно Татьяне. При создании ее образа Пушкин уделил особое внимание имени: обычное простонародное, связанное с русской стариной. ней благородно. Но девушка намерена сохранить верность своему мужу, несмотря на то, что чувства к Онегину еще остались. На этом и заканчивается роман «Евгений Онегин». Билет № 21 1. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского (на примере баллады «Светлана»). В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характерный знак романтизма. Что же такое баллада? И почему именно этот жанр привлекал Жуковского? Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения. Начало XIX века. Жуковский разочарован в жизни, его душа страдает от несбывшегося счастья с любимой девушкой, с ранних лет он постоянно чувствует горечь социального неравенства. С социальными вопросами он сталкивается постоянно. Это декабристское движение, которое он вынужден воспринимать с двух точек зрения: и как друг многих декабристов и лиц из их окружения, и как придворный человек, близкий к царской семье. Все это и побудило Жуковского встать на путь этического решения острых проблем. С самого начала своего балладного творчества Жуковский боролся за нравственно чистую личность. Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло. Постоянный герой баллад — сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана» . «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского. В ней отразились народные предания, звучат народные песни. Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность стиха – все напоминает песенные мотивы. Народна и лексика стихотворения. В сцену гаданья поэт вводит такие слова и словосочетания, как «плат» , «злат и нов венец» , «песенки подблюдны» , «вечерок». Жуковский идет по пути сказок, в которых не было мистики. Явление жениха мертвеца в «Светлане» – всего лишь «лживый сон» . Концовка баллады жизнерадостна. По мысли Жуковского, человек создан для счастья: «О! Не знай сих страшных слов Ты, моя Светлана.. . Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга» . Баллада начинается с описания русских народных гаданий. Поздним вечером, сидя перед зеркалом, Светлана мечтает о далеком суженом и незаметно засыпает. Во сне ей приходится многое пережить. Просыпается Светлана уже поутру. За окном открывается солнечный морозный пейзаж, звенит колокольчик, сани останавливаются у ворот, на крыльцо поднимается статный гость – не мертвый, а живой жених Светланы. Так все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданно счастливую развязку. 2. Произведение М. А. Булгакова «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное писателю общество. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать не об объясняющих эти запреты моментах, а об оправдывающих. Лично я понял, что Булгаков солидарен с крамольными, или, как говорит доктор Борменталь, “контрреволюционными” рассуждениями профессора Преображенского, скажем, о разрухе: “Это мираж, дым, фикция!”/…/ Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? /…/ Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!” Эти злые тирады профессора Преображенского обнажают неприязнь автора к новой действительности. Но это лишь один момент, когда Булгаков сам себя подставляет цензуре. Второй момент более серьезный. Я бы сказал, даже более опасный для автора. Он выражает свои “крамольные мысли” через представителей новой действительности в лице домового комитета, в лице его председателя Швондера, а также примкнувшего к ним собакочеловекаШарикова. Мне ясно, что Шариков невозможен без Швондера, автор подчеркивает это гармоничное единение даже схожестью звукописи их фамилий. Они создают поле насилия и безнравственности под прикрытием классовых интересов, поле, которое принесло нашему народу столько бед. Конечно, я далек от мысли полностью отождествлять мировоззрение автора и его героя профессора Преображенского. Писатель сходится со своим героем только в неприятии организованной разрухи, хамства швондеров и шариковых. Он предлагает читателю разделить с ним восхищение выдающимся умом и одаренностью профессора-медика. Но мы видим, кто использует эти медицинские достижения. Чредою проходят через кабинет Преображенского его, скажем так, клиенты. Это некий фрукт, с совершенно засаленными волосами, омоложенный доктором: “Пароль, д’оннёр двадцать пять лет ничего подобного! — субъект взялся за пуговицу брюк, — верите ли, профессор, каждую ночь обнаженные девушки стаями… Я положительно очарован. Вы — кудесник”. Далее — “шуршащая дама” со страшными черными мешками под глазами, желающая омолодиться ради молодого негодяя, карточного шулера. Какой-то известный общественный деятель, увлеченный несовершеннолетней девочкой. Расхождение в мировоззрении автора со своим героем я заметил и в том, что главный научный подвиг профессора, возможно, рожден его брезгливой уверенностью в превосходстве научной мысли над всем. Преображенский делает все сознательно, он профессионально равнодушен к материалу своих научных опытов, в том числе и к человеческому материалу. Поэтому я не допускаю, что Преображенский где-то оплошал и ситуация вышла из-под его контроля. Не случайно и одиночество профессора. Ведь все окружающие его люди играют лишь роль помощников в достижении его целей. А для души ему нужны опера, вино, обед. Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло. 3. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «души» (по выбору обучающегося). Билет № 22 1. Особенности сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментализм — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина явилась повесть «Бедная Лиза» Сюжет повести — история любви городского дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста, и дважды на протяжении повести говорит об этом В первый раз — матери: «Матушка, матушка, как этому статься? Он барин, а между крестьянами.. .Лиза не договорила речи своей» . Второй раз — Эрасту «Однако тебе нельзя быть моим мужем!.. » — «Почему же? » — «Я крестьянка. . » Лиза любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти. Решая вопрос о внесословной ценности человека, автор стремился раскрыть красоту и благородство чувств своей героини. Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабый и ветреный.. .Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии... » Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях» , намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою» . Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог» . Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. В повести много картин природы, особенно сельской. Пейзажи вводятся не только для того, чтобы приурочить действие к определенной местности, но главным образом для того, чтобы через пейзаж раскрыть внутренний мир героев, их настроения. Сентиментализм сказывается и в языке повести, в котором явно выступает пристрастие автора к «приятности» , нежности, изяществу. Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с социальными барьерами крепостнического мира, идиллии быть не могло. Вывод: Н. Карамзин — представитель нового художественного метода — сентиментализма. В произведении "Бедная Лиза" прослеживаются все особенности сентиментализма: основная тематика повести – любовная; идейная основа – протест против испорченности аристократического общества; в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу; в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта; герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини – на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней – культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. 2. Дружба Ленского и Онегина, авторское отношение к героям (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). «Евгений Онегин» - произведение Пушкина А.С., в котором автор затрагивает все стороны жизни человека. Не минул автор и тему дружбы. Вот тему дружбы Онегина и Ленского мы и рассмотрим. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни. Они сошлись. Волна и камень, Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. еседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия. Меж ними все рождало споры Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах. Он верил, что друзья готовы Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". 3. Выразительное чтение наизусть стихотворение В.А. Жуковского (по выбору обучающегося из программы 9-го класса). Билет № 23 1. Особенности эпохи Просвещения (на примере трагедии И.В. Гёте «Фауст»). 18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. Общая характеристика эпохи Просвещения: В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека. Универсалии эпохи Просвещения: 1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром». 2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении. Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797—1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию. В основе трагедии Гёте — народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой — бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Гёте был близок этот искатель истины, не удовлетворенный немецкой действительностью. Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте — прежде всего ученый, подвергающий сомнению все — от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него — орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека. Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, — все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте. 2. Система образов повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Шариковы и швондеры как социальные типы. Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он - умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам. В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ - самая важная вещь в государстве. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Благие намерения Преображенского создать «новую единицу общества» оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: «Вы стоите на низшей ступени развития, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе... подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости». Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г. 3. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору обучающегося из программы 9-го класса). Билет № 24 1. Жанр путешествия и его содержательное наполнение в русской литературе ХVIII века (на примере «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Дороги в России всегда олицетворяли нечто большее, чем просто направление движения. Классические произведения русской литературы напрямую связаны с дорогой. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Главный герой произведения А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» едет из Петербурга в Москву. Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя - Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России. На разных станциях и в разных городах он знакомится с новыми людьми, которые рассказывают ему о своей жизни. Путешественник размышляет об их проблемах и успокаивает себя тем, что это происходит не с ним и, что у него всё хорошо. Например, когда герой направляется из Тосны в Любань, то он видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то, что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков, и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть. По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть: доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведен под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребенок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказ попутчика, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу. На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели. В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были еще несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку. В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего. Сквозным сюжетом «Путешествия» является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и «правила», ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника. Путешествие должно было его воспитать. Личности путешественника писатель уделяет большое внимание. Пристально следя за своим героем, он обнажает его нравственные богатства, подчеркивая его духовную деликатность, отзывчивость, беспощадную требовательность к себе. Умный и тонкий наблюдатель, он наделен чувствительным сердцем, его деятельной натуре чужда созерцательность и равнодушие к людям, он умеет не только слушать, но всегда стремится прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. После Радищева жанр путешествия в русской литературе прочно связался с темой России. Именно образ дороги позволял организовать в единое художественное пространство бесконечные российские просторы и пестроту русских нравов. 2. Тема войны в произведениях А.Т. Твардовского; своеобразие отражения этой темы в стихотворении «Я погиб подо Ржевом». Произведения А. Т. Твардовского о войне — это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, — поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы — воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», — пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой — рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить. Правда о войне — главный герой поэмы. О ней, «густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом» погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск — все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим: Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Со стихотворением «Я убит подо Ржевом» перекликается другое стихотворение о павших воинах — «В тот день, когда окончилась война». В нем отражены чувства оставшихся в живых фронтовиков. Их миновала смерть в бою, и этим они навсегда отделились от погибших товарищей. А. Т. Твардовский объясняет, почему мы постоянно вспоминаем погибших на войне: И жизнь пройдя по выпавшей тропе, В конце концов, у смертного порога В себе самих не угадать себе Их одобренья или их упрека? Одобрение или упрек отдавших свои жизни за счастье родины должны быть критерием поведения живущих на земле. Перед погибшими особая ответственность — ведь они безгласны, бессловесны: И если я по слабости солгу, Вступлю в тот след, который мне заказан, Скажу слова без прежней веры в них, То не успев их выдать повсеместно, Еще не зная отклика живых, Я ваш укор услышу бессловесный. Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. » Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике», — писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне. 3. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (по выбору обучающегося). Билет № 25 1. Гротеск и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Гротеск присущ художественному миру Гоголя как литературный прием, при котором часто преувеличивается не явление в целом, а какая-то его деталь, черта. В каждом из героев поэмы "Мертвые души" высшего кульминационного развития достигает определенная сторона характера. У Чичикова это стяжательство. Он стремится к наживе и даже совершает мошенничество, хотя и имеющее почти законное основание 2. Жанровые особенности рассказа (на примерах из изученных в 9-ом классе произведений А.П. Чехова). Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основное в творчестве Антона Павловича Чехова. Пошлость и обывательщина были ему ненавистны прежде всего своим равнодушием к вопросам, волнующим все человечество, своим паразитизмом и застойностью. Не случайно М. Горький сказал о Чехове: “Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею”. В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием уродливой среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, попы, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного русского общества. «Смерть чиновника» Основная тема – тема маленького человека.
Проблемы
Анализ В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека». В своём творчестве Чехов пытается протестовать против подавления человеческой личности. В рассказе представлен мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве. Рассказ «Тоска» Эпиграфом к рассказу «Тоска» автор взял слова из духовного стиха «Плачь Иосифа и быль»: «Кому повем печаль мою?...» Эпиграф этот в сознании людей, знакомых с каноническими религиозными текстами, вызывает в памяти весь стих и мысль о том, что только Владыка может услышать рыдания человеческие.
3. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XIX-го века (по выбору обучающегося из программы 9-го класса). Билет № 26 1. Особенности древнерусской литературы (на примере поэмы «Слово о полку Игореве»). Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность – анонимность. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Се-верский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю. «Слово о полку Игореве» - исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремле- нию князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как «опытные воины», а воины-богатыри черниговцы «без щитов, с заса-пожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о полку Игореве» описаны также страдания простого народа от набегов половцев. В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Се-верскогов'поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев. В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами. В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой. Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра. Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игоревен описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора». Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь. Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода. Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлу-ра вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О Донец! Немало тебе величья...». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. «Слово...» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря. Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
2. Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...». О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая. Дайте Родину мою».
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». В его поэзии это видимое, все залитое березовым светом, вставшее рядом изб вдоль Оки пространство и есть огромная, без конца и края, Русь:
Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир - для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него. Какая безграничная любовь к природе! Но уже и тогда Родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную, крестьянскую, Русь кануна Октября. В его стихах есть такие выразительные детали тяжелой мужицкой доли, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть»... Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период Первой мировой войны: ее героями Революционный Октябрь поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? С течением времени взгляд Есенина на жизнь, на мир стал шире. Если раньше Родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «по всей планете пройдет вражда племен», когда на земле будет один язык, и лишь «историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется»... Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий». Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему Родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-моему, не удавалось никому. Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Но для очень многих он стал великим сыном России. В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в ее будущее, великое будущее родного народа. Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью - любовью к Родине. 3. Выразительное чтение наизусть одного из монологов Гамлета из одноименной трагедии У. Шекспира (по выбору обучающегося). Билет № 27 1. Традиции Горация в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник». В 1796 году Г. Р. Державин обращается к данной теме, Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует 2. Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Пожалуй ни одна из «Маленьких трагедий» Пушкина не вызывает столько споров и разных суждений, как «Моцарт и Сальери».«Маленькие трагедии» - не пушкинское название. Оно возникло при публикации и основывалось на фразе из письма Пушкина, где словосочетание «маленькие трагедии» употребляется в буквальном смысле. Авторские варианты: «Драматические очерки», «Опыт драматических изучений» и т.п. «Маленькие трагедии» были написаны в период «болдинской осени» 1830 г., в цикл вошли: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Дата окончания «Моцарта и Сальери» - 26 октября. Замысел трагедии появился значительно раньше, еще в Михайловском. «Моцарт и Сальери» - единственная пьеса, поставленная при жизни Пушкина: впервые была показана на сцене Александринского театра 27 января 1832 года. Вопрос об отравлении Моцарта не решен до сих пор. Возможно, в истории он так и останется нерешенным, так как достоверных фактов, которые могли бы склонить исследователей в пользу одной гипотезы, насколько сейчас известно, не существует. Споры между знатоками биографий Моцарта, Сальери и близких к истории других композиторов ведутся в основном методом косвенного подтверждения возможных, но не доказанных связей между известными событиями и людьми. Почему же Пушкин берет для своей трагедии не вымышленных лиц? Это связано с постоянным стремлением поэта к «максимальному лаконизму», Пушкину необходимо было с помощью известных всем имен разбудить в читателях множество ассоциаций, которые при использовании выдуманных персонажей пришлось бы подготавливать дополнительными лицами или комментариями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1071. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |