Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А.С. Грибоедова «Горе от ума»).Стр 1 из 3Следующая ⇒
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 2018 году
Билет № 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов, способ рифмовки, строфические переносы). «Онегинская строфа» состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.
Получаем следующую схему: Строки 1-4: а-б-а-б- перекрестные рифмы; 5-8: в-в-г-г-смежные рифмы; 9-12: д- е-е-д-опоясывающие рифмы 13-14: ж-ж- смежные рифмы. Подсчитаем количество слогов Строки: 1-4: 9-8-9-8 5-8:в-в-г-г 9-12: 9-8-8-9 13-14:8-8 Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов. В романе 389 строф и все включены в строфическую форму( кроме писем Татьяны и Евгения Онегина) Однако в некоторых случаях Пушкин как бы перекидывает мостик от одной строфы к следующей с помощью переноса, когда строфы тематически объединены. Так, например, объединены две строфы, изображающие взволнованное состояние Татьяны в ожидании объяснения с Онегиным. Конец предложения, заканчивающего строфу XXXVIII главы третьей: И, задыхаясь, на скамью На грудь кладет тихонько руку Пушкин отдавал себе отчет важной роли строфы в организации всего огромного материала, заключенного в романе. Несколько раз в тексте мы встречаем упоминание Пушкина о строфах «Евгения Онегина», и в конце VIII главы, в прощании с читателями и героями романа, мы находим слова: Но те, которым в дружной встрече 2. Основные темы и мотивы творчества С.А. Есенина (на примере изученных в 9 классе произведений). Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою "малую" родину - село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты ("Там, где капустные грядки…", "Выткался на озере алый свет зари…", "Вот уж вечер. Роса…"). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки: О Русь - малиновое полеИ синь, упавшая в реку, -Люблю до радости и болиТвою озерную тоску. Постепенно пределы "страны березового ситца" расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах ("Край любимый! Сердцу снятся…", "Гой ты, Русь, моя родная…", "В том краю, где желтая крапива…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…"), но "черную, потом пропахшую выть", "деревню, потонувшую в ухабинах". Особенно обостряется чувство сыновней любви к Родине в период Первой мировой войны. В стихотворении "Русь" Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, "поджиданье седых матерей". Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых "сохнет рожь и не всходят овсы", старого деда, который, согнувши спину, "чистит вытоптанный ток", деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси ("Преображение", "Сельский часослов") Есенин переходит к постижению России начала XX в. Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении "Не в моего ты бога верила…" поэт зовет "царевну сонную" Русь, живущую "на туманном берегу", к новой вере. В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению "железного гостя", представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей - жеребенок, несущийся за паровозом. Поэт с грустью называет себя "последним поэтом деревни". Он стремится преодолеть отъединненость от революционных преобразований, понять суть событий ("Возвращение на Родину", "Русь уходящая", "Русь советская Чтобы лучше понять настоящее, Есенин обращается к прошлому - к истории мужицких бунтов. Так родилась поэма "Пугачев". Вся поэзия Есенина, по его словам, "жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве: Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою". Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к "братьям нашим меньшим". Животные - неотъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке", "Собаке Качалова". Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина - тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.
3.Выразительное чтение наизусть одного стихотворения (или отрывок из стихотворения) Г.Р. Державина (по выбору обучающегося из программы 9-го класса). Билет № 2 1. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова, особенности ее отражения в стихотворении «Смерть Поэта». С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой...” Лермонтов как, бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова: 2. Отражение взглядов, чувств, настроений А.А. Блока в лирике поэта. Стихотворение А.А. Блока «Ветер принес издалека...» Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» написано 29 января 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездонная лазурь», «звёздный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей…». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые («Ветер принёс издалёка / Песни весенний намёк…») и последние («Ветер принёс издалёка / Звучные песни твои…») строчки стихотворения перекликаются следующим образом: А. А. Блок — глубочайший символист, человек огромного мистического таланта, ему было доступно то, что для других совершенно не понятно или даже не существует. Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражителей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного, мельтешащего можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств. Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно цепляется за внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать начатое. Характерна для стихов А. А. Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалека ветер. Ускользание от прямолинейного тщательного рассмотрения каждого определения — основа той загадочности, что заложены в стихах поэта. 3. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Г.Р. Державина (по выбору обучающегося по программе 9 класса). Билет № 3 1. Понятие «сатира». Отличительные особенности сатирических произведений (А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.А. Булгаков «Собачье сердце»). Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений. Отличительные признаки сатиры — подчеркнутая тенденциозность, публицистичность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых, явлениях. Сатирический образ поэтому всегда условен, он порожден взглядом на мир «с одного боку» (Н. Гоголь) или «через увеличительное стекло» (В. Маяковский) . Сатирическое изображение отдельного лица может быть намеренно искаженным — с целью подчеркнуть в преувеличенно-смешной форме характерные черты изображаемого: так создается шарж, или карикатура. Чаще всего сатира прибегает к гротеску, гиперболизации, к фантастическому заострению жизненных ситуаций. Так, Свифт в «Путешествиях Гулливера» показывает своего героя то среди лилипутов, то среди великанов, то приводит его в царство умных лошадей. Фантастические ситуации позволяют ему острее и злее обличать порядки современного ему общества. 2. Одиночество Гамлета в его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века» в одноименной трагедии У. Шекспира. Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал — гуманистических чувств, т. е. чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Именно в таком столкновении раскрывается перед нами личность и судьба главного героя трагедии «Гамлет». Гамлет — интеллигентный молодой человек, получивший образование в одном из самых передовых университетов и вобравший в себя все прогрессивные настроения буржуазной молодежи. Юность героя прошла в Виттенберге — средоточии вольных мыслей. Мы видим перед собой человека, которого переполняют любовь к жизни, вера в силы и возможности человека. Но реальный мир и реальная жизнь далеки от его возвышенного идеала. «Ничтожным, плоским и тупым» увидел герой окружающий мир, когда вернулся после обучения в университете в родные края. С такой же безраздельностью весь мир заполонили грубые начала.Трагедии и разочарования с этого момента подстерегают Гамлета на каждом шагу: странные обстоятельства смерти отца, неожиданно скорое замужество матери, измена друзей. «Дания — тюрьма», «весь мир — тюрьма», «век вывихнут» — мучительно осознает герой. Его вера в человека как в «венец всего живущего» существенно подкошена: «Мужчины не занимают меня и женщины тоже», — говорит герой. Сама земля кажется ему теперь «бесплодною скалою», а жизнь — бренной и пустой. Вобравший в себя традиции гуманизма, молодой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испорченность света. Однако под силу ли одному человеку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой понимает это, но в его сердце живет страстное желание отомстить за смерть отца. Он не может оставить все так...как есть, смириться с несправедливостью, злом, обманом. Гамлета не страшит путешествие в «страну, откуда ни один не возвращался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достойным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с собственной совестью, которую ведут Клавдий, Полоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости: К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия между стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия составляют основу его душевной трагедии. Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гамлет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит. Видя великие масштабы зла и порока, чувствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение расстаться с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство. В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гамлета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направлении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел изменить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфортно в существующих, веками сложившихся условиях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия историческая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом. По глубокому убеждению, Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят попытки в одиночку исправить мир, каким губительным может оказаться влияние общества, среды, принадлежность к тому или иному сословию. 3. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору обучающегося из программы 9-го класса). Билет № 4 1. Понятие «характер литературного героя» (на примере персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Характер литературного героя (от греч. charaktei отпечаток, признак, отличительная черта) — это образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями. Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию. Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип. Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера. Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор. Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, — сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает грубость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацкого. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного — робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скептически относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в противоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужественно, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслушивает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума». Это молодой человек дворянского происхождения , но находящийся в постоянном противоречии со стародворянскими мыслями , порядками и устоями. Он человек новых , прогрессивных идей. Идей , которые отвергают московское общество. 2. Особенности поэтики А.А. Ахматовой; художественные средства передачи внутреннего состояния лирической героини в произведении «Клятва». Анна Ахматова (1889-1966) творила для русской литературы почти шесть десятилетий. За все это время ее творческая манера перерождалась и эволюционировала, не изменяя при этом эстетическим принципам, сформировавшимся у Ахматовой еще в начале творческого пути. Ахматова вошла в литературу «серебряного века» , как участник акмеистического движения. Критики сразу обратили внимание на первые два сборника стихов молодой поэтессы - «Вечер» (1912) и «Четки» (1914). Уже здесь был слышен сформированный голос Ахматовой, видны черты, отличающие ее стихотворения: глубина эмоций, психологизм, подчеркнутая сдержанность, ясность образов. Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона. Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя. Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов. Стихи Ахматовой военного периода - особенные. Они не пестрят лозунгами, восхвалениями героизма, как стихи других поэтов. Ахматова пишет от имени женщин, живущих в тылу, которые страдают, ждут, скорбят. Среди антитоталитарных произведений Анны Ахматовой особенное место занимает поэма «Реквием» , в центре которой – боль, материнский страх за сына, безутешный плач по невинных, погибших в «лапах ежовщины» . Среди поэтической элиты «серебряного века» Анна Ахматова завоевала огромное уважение и популярность благодаря своему таланту, душевной утонченности, целостности характера. Не зря до сих пор литературоведы называют Ахматову «душой серебряного века» , «королевой Невы» . Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости: И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключена развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Вторая часть строфы также представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомневается. Эффект уверенности также достигается здесь с помощью лексического повтора («клянемся, клянемся…»). Заключительные строки — это клятва лирической героини, которую она дает от имени всего народа: Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не покорятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно. Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»). |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1761. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |