Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.С. Грибоедова «Горе от ума»).




ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 2018 году

 

Билет № 1

1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов, способ рифмовки, строфические переносы).

«Онегинская строфа» состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.

Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; Все ярусы окинул взором, Всё видел: лицами, убором Ужасно недоволен он; С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился — и зевнул, И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел» А Б А Б В В Г Г Д Е Е Д Ж Ж

Получаем следующую схему:

Строки 1-4: а-б-а-б- перекрестные рифмы;

         5-8: в-в-г-г-смежные рифмы;

        9-12: д- е-е-д-опоясывающие рифмы

         13-14: ж-ж- смежные рифмы.

Подсчитаем количество слогов

Строки:

1-4: 9-8-9-8

5-8:в-в-г-г

9-12: 9-8-8-9

13-14:8-8

Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

В романе 389 строф и все включены в строфическую форму( кроме писем Татьяны и Евгения Онегина)

Однако в некоторых случаях Пушкин как бы перекидывает мостик от одной строфы к следующей с помощью переноса, когда строфы тематически объединены. Так, например, объединены две строфы, изображающие взволнованное состояние Татьяны в ожидании объяснения с Онегиным. Конец предложения, заканчивающего строфу XXXVIII главы третьей:

И, задыхаясь, на скамью
перенесен в начало строфы XXXIX:
Упала …
«Здесь он здесь Евгений!
Такой же случай в рассказе о смерти Ленского (VI гл., ХХХ):
.. лоэт
Роняет молча пистолет,
идет перенос (VI гл., XXXI):

На грудь кладет тихонько руку
И падает …

Пушкин отдавал себе отчет важной роли строфы в организации всего огромного материала, заключенного в романе. Несколько раз в тексте мы встречаем упоминание Пушкина о строфах «Евгения Онегина», и в конце VIII главы, в прощании с читателями и героями романа, мы находим слова:

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал .
Иных уж нет, а те далече .

2. Основные темы и мотивы творчества С.А. Есенина (на примере изученных в 9 классе произведений).

Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою "малую" родину - село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных".

Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты ("Там, где капустные грядки…", "Выткался на озере алый свет зари…", "Вот уж вечер. Роса…"). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:

О Русь - малиновое полеИ синь, упавшая в реку, -Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.

Постепенно пределы "страны березового ситца" расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах ("Край любимый! Сердцу снятся…", "Гой ты, Русь, моя родная…", "В том краю, где желтая крапива…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…"), но "черную, потом пропахшую выть", "деревню, потонувшую в ухабинах". Особенно обостряется чувство сыновней любви к Родине в период Первой мировой войны. В стихотворении "Русь" Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, "поджиданье седых матерей". Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых "сохнет рожь и не всходят овсы", старого деда, который, согнувши спину, "чистит вытоптанный ток", деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси ("Преображение", "Сельский часослов") Есенин переходит к постижению России начала XX в.

Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении "Не в моего ты бога верила…" поэт зовет "царевну сонную" Русь, живущую "на туманном берегу", к новой вере.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению "железного гостя", представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов. Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей - жеребенок, несущийся за паровозом. Поэт с грустью называет себя "последним поэтом деревни". Он стремится преодолеть отъединненость от революционных преобразований, понять суть событий ("Возвращение на Родину", "Русь уходящая", "Русь советская

Чтобы лучше понять настоящее, Есенин обращается к прошлому - к истории мужицких бунтов. Так родилась поэма "Пугачев".

Вся поэзия Есенина, по его словам, "жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве:

Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою".

Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к "братьям нашим меньшим". Животные - неотъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке", "Собаке Качалова".

Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина - тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.

 

3.Выразительное чтение наизусть одного стихотворения (или отрывок из стихотворения) Г.Р. Державина (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).











Билет № 2

1. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова, особенности ее отражения в стихотворении «Смерть Поэта».

С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой...” Лермонтов как, бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь! —
были восприняты при дворе как “призыв к революции”.
Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”. Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.
Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.

2. Отражение взглядов, чувств, настроений А.А. Блока в лирике поэта. Стихотворение А.А. Блока «Ветер принес издалека...»

Стихотворение «Ветер принёс издалёка…» написано 29 янва­ря 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездон­ная лазурь», «звёздный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей…». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые («Ветер принёс издалёка / Песни весенний намёк…») и последние («Ветер принёс издалёка / Звучные песни твои…») строчки стихотворения перекликаются следующим образом: А. А. Блок — глубочайший символист, человек огромного мис­тического таланта, ему было доступно то, что для других совер­шенно не понятно или даже не существует. Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражите­лей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного, мельтешащего можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств. Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно цепляется за внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать нача­тое. Характерна для стихов А. А. Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалека ветер. Ускользание от прямо­линейного тщательного рассмотрения каждого определения — основа той загадочности, что заложены в сти­хах поэта.

3. Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Г.Р. Державина (по выбору обучающегося по программе 9 класса).

 Билет № 3

1. Понятие «сатира». Отличительные особенности сатирических произведений (А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», М.А. Булгаков «Собачье сердце»).

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Отличительные признаки сатиры — подчеркнутая тенденциоз­ность, публицистичность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых, явлениях. Сатирический образ поэтому всегда условен, он порожден взглядом на мир «с одного боку» (Н. Гоголь) или «через увеличительное стекло» (В. Маяковский) . Сатирическое изображение отдельного лица может быть намеренно искаженным — с целью подчеркнуть в преувеличенно-смешной форме характерные черты изображаемого: так создается шарж, или карикатура. Чаще всего сатира прибегает к гротеску, гипер­болизации, к фантастическому заострению жизненных ситуаций. Так, Свифт в «Путешествиях Гулливера» показывает своего героя то среди лилипутов, то среди великанов, то приводит его в царство умных лошадей. Фантастические ситуации позволяют ему острее и злее обличать порядки современного ему общества.
   Своего рода энциклопедией сатирической фантастики, служащей как раз целям осознания изобличаемых явлений, можно считать «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Писатель использует многие характерные ситуации и персонажи русских народных сказок (волк, заяц, медведь, баран, ворон и т. д. ) . Он нередко прибегает к чисто сказочным выражениям типа «жили-были» , «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. Однако сказочная эпическая форма заполняется остросатирическим, злободневным содержанием, иначе говоря, сатирик предельно субъективизирует ее, заставляет служить своим целям. О смелости щедринских перелицовок сказочного жанра свидетельствуют сами названия многих сказок: «Медведь на воеводстве» , «Орел-меценат» , «Карась-идеалист» , «Премудрый пескарь» , «Бедный волк» , «Баран-непомнящий» и др.
      Можно привести в пример поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души». 

2. Одиночество Гамлета в его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века» в одноименной трагедии У. Шекспира.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заклю­чается в столкновении двух начал — гуманисти­ческих чувств, т. е. чистой и благородной чело­вечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Именно в таком столкно­вении раскрывается перед нами личность и судь­ба главного героя трагедии «Гамлет». Гамлет — интеллигентный молодой человек, получивший образование в одном из самых пере­довых университетов и вобравший в себя все про­грессивные настроения буржуазной молодежи. Юность героя прошла в Виттенберге — средото­чии вольных мыслей. Мы видим перед собой человека, которого пе­реполняют любовь к жизни, вера в силы и воз­можности человека. Но реальный мир и реальная жизнь далеки от его возвышенного идеала. «Нич­тожным, плоским и тупым» увидел герой окру­жающий мир, когда вернулся после обучения в университете в родные края.

С такой же безраздельностью весь мир заполонили грубые начала.Трагедии и разочарования с этого момента под­стерегают Гамлета на каждом шагу: странные об­стоятельства смерти отца, неожиданно скорое за­мужество матери, измена друзей. «Дания — тюрь­ма», «весь мир — тюрьма», «век вывихнут» — мучительно осознает герой. Его вера в человека как в «венец всего живущего» существенно подкошена: «Мужчины не занимают меня и женщи­ны тоже», — говорит герой. Сама земля кажется ему теперь «бесплодною скалою», а жизнь — бренной и пустой.

Вобравший в себя традиции гуманизма, моло­дой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испор­ченность света. Однако под силу ли одному чело­веку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой пони­мает это, но в его сердце живет страстное жела­ние отомстить за смерть отца. Он не может оста­вить все так...как есть, смириться с несправедли­востью, злом, обманом. Гамлета не страшит пу­тешествие в «страну, откуда ни один не возвра­щался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достой­ным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с соб­ственной совестью, которую ведут Клавдий, По­лоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости: К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его за­ветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия меж­ду стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия состав­ляют основу его душевной трагедии. Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гам­лет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит. Видя великие масштабы зла и порока, чув­ствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение рас­статься с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.

В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гам­лета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направ­лении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел из­менить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфорт­но в существующих, веками сложившихся усло­виях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия ис­торическая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.

По глубокому убеждению, Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимо­действия его характера и окружающих обстоя­тельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят по­пытки в одиночку исправить мир, каким губи­тельным может оказаться влияние общества, сре­ды, принадлежность к тому или иному сословию.

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).









Билет № 4

1. Понятие «характер литературного героя» (на примере персонажей комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Характер литературного героя (от греч. charaktei отпечаток, признак, отличительная черта) — это образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

  Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

  Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери.
Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам.
М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

  Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, — сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает грубость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацкого. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного — робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скептически относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в противоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужественно, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслушивает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно

  Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы.
Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза.
Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума». Это молодой человек дворянского происхождения , но находящийся в постоянном противоречии со стародворянскими мыслями , порядками и устоями. Он человек новых , прогрессивных идей. Идей , которые отвергают московское общество.
Александр Андреевич выступает проповедником новых идей. Он не принадлежит к тем молодым людям , которые гонятся за карьерой. Его мысли и поступки вызывают ненависть к нему других дворян. Но он безрассудно их отстаивает , не понимая где и что надо говорить.
Чацкий не на военной службе , так он: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это говорит о том , что он считает то , что служба перестала быть благородной. По его мнению служба превратилась в чинопочитание , бюрократизм, лицемерие , ложь , холопскую подчинённость. Конечно , офицерами становились чаще всего дворяне, но мне кажется , что душу , наполненную революционными идеями , не могла не возмущать отношения к обычным солдатам. Ведь с ними обращались как со скотом. За малейшую провинность наносились телесные наказания, да и долгая служба тоже мало кому могла нравиться.
Он презирает всеобщую увлечённость военной службой. Главный герой в монологе «а судьи кто» с возмущением говорит, что дворяне , дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
Главный герой в начале комедии романтик. Он свято верит в то, что век нынешний давно уже победил век минувший. Чацкий до конца верит в преданность и любовь Софьи. Несмотря на многолетнюю разлуку Александр Андреевич сохранил чувства к ней. И после мучительной дороги он сразу же отправился к ней. Но молодая дворянка давно уже полюбила другого . Главный герой до конца комедии не мог поверить в это. Предательство Софьи ( она распустила слух в обществе о том, что Александр Андреевич сумасшедший), что больнее всего ударила по Чацкому. В конце комедии Чацкий раскрывает этот заговор и на последнем балу прочитал свой монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций.
В конце произведения Чацкий уезжает из Москвы.

2. Особенности поэтики А.А. Ахматовой; художественные средства передачи внутреннего состояния лирической героини в произведении «Клятва». 

Анна Ахматова (1889-1966) творила для русской литературы почти шесть десятилетий. За все это время ее творческая манера перерождалась и эволюционировала, не изменяя при этом эстетическим принципам, сформировавшимся у Ахматовой еще в начале творческого пути.

Ахматова вошла в литературу «серебряного века» , как участник акмеистического движения. Критики сразу обратили внимание на первые два сборника стихов молодой поэтессы - «Вечер» (1912) и «Четки» (1914). Уже здесь был слышен сформированный голос Ахматовой, видны черты, отличающие ее стихотворения: глубина эмоций, психологизм, подчеркнутая сдержанность, ясность образов.

Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона. Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя.

Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов.

Стихи Ахматовой военного периода - особенные. Они не пестрят лозунгами, восхвалениями героизма, как стихи других поэтов. Ахматова пишет от имени женщин, живущих в тылу, которые страдают, ждут, скорбят. Среди антитоталитарных произведений Анны Ахматовой особенное место занимает поэма «Реквием» , в центре которой – боль, материнский страх за сына, безутешный плач по невинных, погибших в «лапах ежовщины» . Среди поэтической элиты «серебряного века» Анна Ахматова завоевала огромное уважение и популярность благодаря своему таланту, душевной утонченности, целостности характера. Не зря до сих пор литературоведы называют Ахматову «душой серебряного века» , «королевой Невы» .

Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости: И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит». Вторая часть строфы также представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»). Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа: Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно. Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1761.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...