Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выразительное чтение наизусть отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по выбору обучающегося).




Билет № 5

1. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского (на примере изученных в 9 классе произведений).

Главным жанром романтической лирики Жуковского стала элегия - печальное и светлое воспоминание о былом счастье, молодых радостях и надеждах, полноте и силе первого чувства. Поэт создаёт знаменитый образ «гений чистой красоты» , который потом заимствовал у него Пушкин, но называет так саму Музу, поэзию, а не смертную женщину.
Все тончайшие оттенки чувств, слов и наблюдений, высказавшие диалектику романтической души, сложились в живой, подвижный, светлый облик мудреца и мечтателя, увидевшего мир и человека в новой конкретности, создавшего точный, гармонический стиль для развёрнутых лирических высказываний и описаний. Часто в элегиях Жуковского нет сюжета, это чистая лирика, где поэтические чувство и мысль даны в развитии, переходят от образа к образу.
Такова элегия «Невыразимое» , где говорится о невозможности выразить всё богатство и красоту вечной природы с помощью бедного, несовершенного человеческого языка:
Невыразимое подвластно ль выраженью?. .
И лишь молчание понятно говорит.
Автор назвал элегию «Невыразимое» отрывком, это как бы завершённая часть, самоценный фрагмент всей его элегической лирики, размышляющей о светлом гении чистой вечной красоты, царящем над миром и облагораживающем человеческую душу.
Человек с его личной неповторимой судьбой – лишь утлый челнок в бурной стихии бытия, одинокий пловец, отчаянно борющийся в бушующем море с могучими волнами и опасными течениями. Море – вечный поэтический символ жизни, ибо из него вышло всё живое. Морская стихия Жуковского безмолвна, спокойна, полна любовью и тихой думой, тайной, тянется к далёкому светлому небу, отражает его вечную лазурь. Стихия волн у него отражает смятение, скрытую в глубинах тоску по небу; бурями и ветрами море стремится разогнать тучи, застилающие от него спокойное тихое небо. В этом волнообразном движении поэтических образов морского пейзажа дана картина человеческого чувства, ощущающего красоту и величие небес и природы. Здесь нет утлого, захлестываемого волнами челна и одинокого паруса. Море и вместе с ним человек тянутся вверх, к лазурному небу, его свету, блаженству и покою. Их роднит врождённая память о небе. Такова высота романтического идеала, выраженного в элегии Жуковского.

Жуковский был гениальным переводчиком, главный его жанр – баллада. Поле битвы добра и зла – сердца людей, борющиеся начала принимают у Жуковского образы Бога и дьявола – духа зла и их посланцев. Фантастика, чудесное и страшное, религиозные поверья, народные легенды и сказки – всё это интересует поэта-лирика как художественные формы и способы выражения верований и метаний текучей человеческой души.
Этот «средневековый» колорит, готика, мрачные краски, битвы и преступления, рыцари, чудовища и волшебники создали особую экзотическую окраску романтической баллады, привлекли к ней внимание русских читателей. Лирическое изречение немецкого поэта Шиллера давно стало для нас словами переложившего его для русского читателя Жуковского:
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
Самая известная баллада Жуковского – «Светлана» . Жуковский переделал страшную «готическую» балладу в русскую народную сценку с элементами вещего сна, гаданья девушек на Крещенье, песен и обрядов, взятых из отечественного фольклора.
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.

2. История создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

"И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал. "
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» . Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
   Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина» , которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу.
    Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 г. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают.
Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности,
многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита
приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской
жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать
все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар”
Онегина и малиновый берет Татьяны) , меню престижных ресторанов, театральный
репертуар.
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом
показаны все слои русского общества того времени

3. Выразительное чтение наизусть стихотворение поэта XX-го века (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).





























Билет № 6

1. Сюжет и композиция трагедии И.В. Гёте «Фауст», особенности жанра трагедии.

«Фауст» имеет сложную построение. Композиционно произведение делится на две большие по объему части (первая – 25 сцен, вторая – 5 действий). События первой части произведения происходят в средневековой Германии, а во второй части временные и пространственные границы сюжета расширяются и развиваются параллельно в средневековье и античности, между которыми свободно передвигаются главные герои произведения. Сквозным мотивом, сочетающий в композиционную целостность все отдельные сцены произведения, является мотив странствий Фауста, сопровождаемого Мефистофелем.

Яркая особенность композиционного построения «Фауста» – его вступительная часть, которая состоит из трех отдельных сцен, является завязкой последующих сюжетных линий произведения. Введение. Первая сцена вступления называется «Посвящение» и содержит лирическое обращение к друзьям молодости, с которыми Гете был связан, когда начинал писать «Фауста», и каким он благодарит за поддержку. Вторая сцена – «Пролог в театре» – передает разговор директора театра. Поэта и комедийный актер, которые выражают различные взгляды на назначение искусства. их диспут характеризует эстетические принципы Гете, но еще не имеет прямой связи с содержанием «Фауста». Его сюжетная завязка происходит в третьей сцене – «Пролог на небе», где между Господом и дьяволом по имени Мефистофель возникает спор относительно ценностей, которые определяют человеческое существо, смысл человеческой жизни, содержание духовных стремлений человека.

Если Господь видит в человеке «божественное создание», которое стремится путем обуздания животных инстинктов своего естества познать мир, его высшие, духовные ценности, то Мефистофель, наоборот, относится к человеку пренебрежительно и считает движущей силой ее поступков и деяний низкие животные инстинкты, которые обнаруживают себя в пренебрежении духовными и нравственными ценностями в угоду плотским утехам и наслаждениям. Мефистофель предлагает Богу паре: он докажет ничтожность человеческой природы и, как вознаграждение, получит душу соблазненной греховными деяниями человека. Объектом этого морального эксперимента выбрана врача и ученого Фауста, в моральной твердости которого и интеллектуальной способности противостоять потенциальным соблазнам дьявола Господь вполне уверен.

2. Гражданская лирика М.Ю. Лермонтова; своеобразие отражения чувства любви к Отчизне в стихотворении «Родина».

Стихотворение Лермонтова “Родина”, написанное поэтом в последний год своей жизни (1841), отражает мысли и чувства автора перед самой смертью. Теперь для лирического героя важна его родина, в ней он нашел свои идеалы, в ней увидел искреннюю и естественную жизнь. Теперь уже лирический герой не бунтует, не противостоит всему миру, а, наоборот, хочет слиться с ним воедино, хочет быть частью целого, огромного — своей Родины. Но любовь лирического героя к родине особенная (как сам пишет Лермонтов: “Люблю отчизну я, но странною любовью! ”), она нерассудочная: “Не победит её рассудок мой”, необъяснимая. Только сердцем (и им одним) любит лирический герой отчизну.
Такая любовь к России найдёт своё отражение в творчестве поэтов ХХ века, в частности в творчестве Блока. В стихотворении Блока “Грешить бесстыдно, беспробудно… ” русский народ описан противоречиво: с похмелья идёт в церковь, усердно молится, подаёт милостыню, а затем, приходя домой, становится опять злым и жадным. Так и Лермонтов, потеряв всякую надежду найти чистоту, искренность в мире, перед смертью понимает, что родина есть воплощение его идеалов — то, что искал поэт на протяжении своей недолгой и трагической жизни. Стихотворение Лермонтова “Родина” композиционно делится на две части: первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о том, что не за славу, не за покой, не за заветные преданья он любит родину, а за что, не знает сам; вторая часть этого стихотворения посвящена описанию той отчизны, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано всё, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, “огни… деревень”, “дымок спалённой жнивы”, берёза, изба, “полное гумно”.Эти части стихотворения противопоставляются с помощью союза “но”: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я её люблю — за что, не знаю сам — // Её степей холодное молчанье”.Лермонтов так же, как и Блок, не видит недостатков крестьянской жизни (описывает сельскую жизнь в идеале, не описывает ни крестьянский труд, ни плохие черты характера крестьян) , преклоняется перед ними, умиляется: “Смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков”. И именно поэтому, не видя пороков крестьян, идеализируя их, в обществе интеллигентов ХХ века сложилось ощущение вины перед народом, вины за долгие годы крепостничества в России. На мой взгляд, тема родины непосредственно связана с темой дома, приюта, которых ищет лирический герой: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно”; “вздыхая о ночлеге”.Родина — вот приют лирического героя, его дом. В крестьянской жизни лирического героя привлекает общность, то, что все вместе, в этой жизни нет места одиночеству: “Дрожащие огни печальных деревень” (и огни, и деревни употреблены во множественном числе; их много, а не один огонь и не одна деревня) ; “Люблю… чету белеющих берёз”; мужички. Всё едино в сельской жизни, по мнению Лермонтова, а жизнь сама полна и достаточна: “Я вижу полное гумно”.В начале стихотворения Русь описана как бы сверху, из-за этого расширяется пространство, и мы можем увидеть всю Русь, охватить взглядом и необъятную территорию вместе с лирическим героем; мы видим и “разливы рек… подобные морям” и степи, и леса, и “огни… деревень”. А затем постепенно уменьшается пространство: пейзаж деревенский описывается более подробно как будто с земли герой наблюдает всю происходящую картину.
Родина лирического героя холодная, молчаливая, безбрежная, печальная. Холодность — признак чистоты и целомудрия; безбрежность — это огромные просторы, необъятность и сила. Молчаливая и печальная родина, как молодая девушка, влюблённая, и поэтому какая-то таинственная. С течением времени лирический герой испытывает уже совершенно другие чувства: любовь, отраду, умиление — а не чувство борьбы, не одиночество, не месть.

3. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» (по выбору обучающегося).



Билет № 7

1. Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок».

Комедия в трех действиях «Бедность не порок» была написана А. Н. Островским в 1853 году, а напечатана уже через год. Первоначальное название комедии - «Гордым Бог противиться». Автора произведения когда-то называли «Колумбом Замоскворечья», так как он жил в «купеческом» районе Москвы и прекрасно знал порядки этого сословия. Он мастерски описывал весь драматизм, происходящий за высокими заборами купеческих домов. Порой шекспировские страсти разворачивались в душах как купеческого, так и простого сословия. Патриархальные законы уже уходили в прошлое, но все еще оставались пережитки. В своем произведении Островский показал как, несмотря на патриархальный мир, «горячие» сердца живут по своим собственным законам. Даже старые обычаи не в силах победить любовь и добро.

Главные герои произведения - бедный приказчик Митя и дочь богатого купца Любовь Гордеевна. Молодые давно влюблены друг в друга, но сказать не смеют, так как понимают, что отец девушки не даст своего согласия. В планах Гордея Карпыча выдать свою единственную дочь за богатого московского купца и перебраться поближе к столичной знати. Вскоре такой претендент нашелся. Это был пожилой и расчетливый фабрикант Африкан Савич Коршунов. Он когда-то хитростью в Москве разорил брата Гордея Карпыча, но сам Торцов об этом ничего не знал. Любим Карпыч пытался всячески вразумить брата и вернуть ему рассудок, который он потерял от жадности к деньгам и почестям. Когда в доме Торцовых стало известно о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны с Коршуновым, такой случай как раз выдался.

В этой патриархальной семье никто не смел перечить хозяину дома и идти против его воли. Даже Пелагея Егоровна, которая была против этого брака, ничего не могла поделать. Узнав, что их добрый и верный приказчик Митя давно влюблен в Любовь Гордеевну, она лишь может как сторонний наблюдатель посочувствовать молодым. Когда Митя просит ее разрешения увезти Любовь, Пелагея Егоровна восклицает, что не будет брать такой грех на душу, у них так не заведено. Да и сама Любовь Гордеевна, несмотря на то, что любит Митю всем сердцем, отказывается от своего счастья в угоду родительского решения. Она не смеет пойти против отцовской воли и нарушить издревле сложившиеся традиции. К счастью для всех в этом патриархальном мире находится человек, который открыто выражает свой протест.

Любим Карпыч появляется как раз вовремя, чтобы раскрыть всем глаза на старого фабриканта Коршунова, в свое время разорившего его. Он требует его вернуть долг, а заодно и приплатить огромный выкуп за племянницу. Оскорбленный гость покидает дом Торцовых и не желает больше жениться на дочери Гордея Карпыча, пока ему не выразят извинения. Но гордый хозяин не намерен унижаться перед каким-то фабрикантом, и заявляет, что выдаст свою дочь за любого, хотя бы за Митю. Это объявление настолько осчастливило молодых, что они сразу же попросили благословить их. Пользуясь моментом, благословения на брак попросил и племянник Торцова - Яша Гуслин. Вот так, благополучно завершилась пьеса «Бедность не порок», в которой любовь и добродетель восторжествовали над патриархальностью.

2. Образ Чичикова – «рыцаря копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

В поэме "Мертвые души" Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, — яркие тому свидетельства. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков — человек новой формации, делец-приобретатель. Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: "не красавец, но и не дурной наружности", "ни слишком толст, ни слишком тонок", "человек средних лет", — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа. Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова. Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу "сквозных" героев ("здесь он полный хозяин"), хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома. Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Чичиков отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик "херсонский", но все-таки дворянин), Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси "с одного боку". Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники. В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает "темное и скромное" происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в "маленькой горенке с маленькими окнами", которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторешиться друзей и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей. Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинации на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, "все приобретают", если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет "угрызениями совести", размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния. Гоголь, пристально следящий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях "была некоторая сторона справедливости". Грустно звучит гоголевская ирония, как страшно понимать, что такое поведение чиновников в России было естественно. Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с Чичиковым произошло что-то такое странное" ("...видно, и Чичиковы на несколько минут жизни обращаются в поэтов"). Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное ("... но слово "поэт" будет уж слишком"). Гоголю удалось показать характер сложный, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова "подлецом", писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества. Приступая к самому грандиозному проекту — покупке "мертвых душ", Павел Иванович пытался учесть опыт предшествующих неудач, потому действия его были неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг "великую тайну нравиться", производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог, беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенйо "мертвые души" чиновников и помещиков. Однако "живая душа" героя "Мертвых душ" несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость. Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет за собой потерю человечности. Исследования характера приобретателя ("приобретение — вина всего") автор заканчивает горьким раздумьем о том, что "миллионщик", новоявленный Наполеон — Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя помочь избавиться людям от пороков: "Я думал, что... лирическая сила... поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом" ("Авторг екая исповедь").

3. Выразительное чтение наизусть отрывка из оды М.В. Ломоносова (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).

Билет № 8

1. Жанровые особенности трагедии У. Шекспира «Гамлет». 

Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром в 1601г., в начале второго периода его творчества и во время кризиса Ренессанса - когда был сожжен на костре Джордано Бруно, запрятан в тюрьму великий ученый Галилео Галилей, сожжен Жаном Кальвином гуманист и ученый, открывший малый круг кровообращения Михаил Сервет, началась охота на ведьм. Шекспир запечатлел трагическое разочарование в людей в силе и благе разума. Этот разум он воспел в лице своего героя - Гамлета. Сюжет трагедии заимствован из древней легенды, записанной в XIII веке датским историком Саксоном Грамматиком. Предполагают, что Шекспир использовал также утраченную ныне пьесу Томаса Кида «Гамлет», шедшую в Лондоне в 80-х годах XVI века и посвященную теме сыновьей мести за убийство отца. Однако все это не умаляет самобытности произведения Шекспира и созданных им характеров. Старинный сюжет насыщен у драматурга общественным и философским содержанием. «Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, - теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.» Аникст А.А. Творчество Шекспира. Гамлет - человек недюжинных способностей, смелый, эрудированный, способный к философскому анализу действительности. Он жил так, как жили все молодые люди его круга. У него был отец, которого он уважал и мать, которую он любил. Ему свойственно возвышенное представление о назначении человека, его душа преисполнена жажды чистоты и благородства в человеческих отношениях. Смерть отца служит поворотным пунктом в сознании героя - его взору открывается мир со всем его трагизмом и злом. К убийству отца Гамлет относится не только как к личной утрате, он понимает, что источник этого преступления - в преступном характере общества. Королевский двор с его порочностью воплощает для него всю систему мирового зла. В этой трагедии Шекспира волнует проблема столкновения гуманной личности сообществом и судьба самого гуманизма в антигуманном мире. Знаменит гамлетовский вопрос: «Быть иди не быть - вот в чем вопрос?». Его волнует вопрос как вести себя по отношению ко вселенскому злу. В своем монологе он говорит со всем человечеством. Есть два пути - смириться со злом как неизбежным элементом бытия, уступить ему или, презрев все опасности, выступить в борьбу со злом. Гамлет избрал второй путь. Но он все время откладывает свершение мести, так как она ничем не может поспособствовать переделке мира и всего человечества. Это обстоятельство приводит героя к глубокой меланхолии .В "Гамлете" раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей Пьеса Шекспира - энциклопедия мудрости. В каждой ее строке открывается ум и знание жизни. Наставления Полония Лаэрту, отъезжающему во Францию - это наставления для всех людей и всех времен, им следовать должен не только аристократ по рождению, но и аристократ по духу. Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Создавая различные стороны действительности, Шекспир не утрачивает веру в торжество добра и справедливости. Именно поэтому Гамлет обращается к своему другу Горацио с просьбой рассказать людям его историю, чтобы последующие поколения сумели разобраться в причинах его слабости и его трагедии. Это придает трагедии Шекспира значение произведения, актуального во все времена.

2. Характеристика героев романа Ф.М. Достоевского «Белые ночи» Мечтателя и Настеньки. 

Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».
Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем <...> тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе.
А вот и ее исповедь.Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.
Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения.

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).





Билет № 9

1. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Гамлет – это персонаж пьесы с одноименным названием. На его судьбе, его внутренних муках, английский поэт пытался показать трагический образ человека, который пытается найти ответы на вечные вопросы жизни и смерти. Гамлет очень хорошо чувствует современную ему действительность. Он глубоко переживает в себе все, что происходит вокруг и именно это не дает ему покоя. Он задумывается о природе человека.

«Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!... Краса вселенной! Венец всего живущего!» - говорит Гамлет. Он считает, что человек может сделать все. Он идеализирует человеческое существо. И именно поэтому Гамлета намного больше разочаровывает собственная несостоятельность и несовершенство: «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Он с презрением относится и ко всему миру, к каждому человеку: «Из людей меня не радует ни один…»

Гамлет с течением пьесы подвергается все большему и большему внутреннему разладу. Он «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия», потому что мир для него стал пустым, бессмысленным, воздух - «мутным и чумным скоплением паров». Гамлет разочаровывается в мире, где царит только зло. Для Гамлета зло – это уже не только Клавдий, убивший его отца и женившийся на его матери, но и весь мир. Гамлета предают самые близкие люди, сначала его родная мать, затем друзья Розенкранц и Гильденстерн, игрушкой в руках отца оказывается и возлюбленная Гамлета Офелия.

Все его предают так или иначе, поэтому Гамлет и считает, что «быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». Добро и правда исчезли для Гамлета. А вся его страна, наследным принцем которой он является, «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».

В самом значительном монологе «Быть или не быть – вот в чем вопрос» Гамлет затрагивает практически все проблемы, затронутые в пьесе. Он размышляет о том, стоит ли жизнь борьбы, или стоит подчиниться безумству мира. Стоит ли жить, или легче уснуть, умереть? Стоит ли вообще этот мир, где существует «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге» того, чтобы с ним бороться?

Но эти вопросы остаются открытыми. А вместе с ними остаются открытыми и все те проблемы, показанные на судьбе Гамлета и на его образе. Свои тайны принц Датский уносит в могилу. В конце пьесы он умирает, пронзенные отравленным клинком. Но не умирает его образ, остающийся вечным в мировой литературе.

2. Истинные и ложные ценности героев рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Что же понимал под ценностью человеческой личности сам А.П.Чехов? Вот, что об этом пишет Э.А.Полоцкая: «Ценность человеческой личности — в ней самой, в ее индивидуальности, а не в ее величии и необыкновенности». Поэтому со страниц рассказов писателя на нас смотрят самые обыкновенные люди. Но
даже в среде, где обычным является несправедливость, какое бы положение герои не занимали, они должны оставаться верными себе и своим высоким нравственным принципам. Однако в рассказах Чехова появляются, где намеки, а где и полностью выписанные персонажи, которые изначально пошли по ложному пути. И нередко это приводит к тупику. Выход где-то был, но они его уже давно миновали. Наверное, поэтому, столько горечи и грусти нам встречается в рассказах Чехова «Смерть чиновника».«Если личность подчиняется силе обстоятельств и в ней постепенно гаснетспособность к сопротивлению, то она, в конце концов, теряет все истинночеловеческое, что ей было свойственно», — так Полоцкая пишет о совершеннодругом рассказе. Но как это все соотносится с рассказом «Смерть чиновника».Герой произведения, возможно, остался верен себе и истинным жизненнымценностям, но где-то глубоко внутри. А на деле он пошел по ложному пути исам растоптал свое человеческое достоинство. Окружение только помогло емусделать шаг в неверном направлении.В рассказе, правда, есть один персонаж, который, хоть и шутя, но пытаетсяостановить Червякова Червякова в его желании унижаться, выпрашиваяпрощения. Это жена Червякова: «Придя домой, Червяков рассказал женео своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленноотнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, чтоБризжалов «чужой», успокоилась». Жена чиновника живет по каким-то своим неписаным законам, она очень далека от каких-либо ценностей. Для нее оказалосьважнее мнение о человеке, чем сам внутренний мир этого человека. ИванДмитриевич Червяков еще более утвердился в своей низостиЧервяков ведет себя не как личность, он заменяет это понятие своим социальнымположением. Этой ложной ценности он и следует на протяжении всего рассказа.Случайно обрызгав сидящего впереди генерала, «Червяков сконфузился, глупоулыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, уж блаженства больше не
чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». И герой начинает свою эпопеюс бесконечными извинениями. Но на мгновение чиновник словно прозревает,понимает, что пошел по ложному пути. «Вовсе тут нет никаких насмешек!Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же больше извиняться передэтим фанфароном!» Значит в нем, где-то очень глубоко, таится все-таки мысль отом, что человеческое достоинство превыше всего на свете, что это и есть самаяглавная ценность человеческой личности.Однако Червяков не следует этому вновь открывшемуся для него пути. Онподчиняется той роли и положению, что определило для него общество.Путь каждого персонажа, да и вообще, наверное, любого человека должныосвещать только истинные ценности. Без этого, как видно из рассказов Чехова,жизни нет или она пуста. Жизнь жестоко наказывает человека за омертвениедуши. Писатель утверждает, что самая главная ценность в жизни 0 внимание илюбовь к обычным простым людям.

3. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого из комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума» (по выбору обучающегося).



Билет № 10

1. «Вечный сюжет» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Основой сюжета поэмы стала афера чиновникаПавла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

2. Традиции и новаторство в творческих поисках поэтов начала ХХ века (на примере изученных произведений В.В. Маяковского и М.И. Цветаевой).  

Русская литература, особенно поэзия начала 20 века отличается творческим, и отчасти переворотным новаторством для всей дальнейшей русской литературы. Это обусловлено теми историческими событиями, которыми был насыщен этот временной период сознание русского народа фундаментально менялось, и естественно, что это отображалось и на культурной жизни.
Переломная поэзия
Тема революции была темой каждой отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии.
Былые традиции литературы окончательно видоизменились, появились новые жанры поэзии и ее новые формы.
Тем не менее, были поэты, которые не отходили от традиций русской поэзии, и в привычной форме воспевали русский дух и свою любовь к Родине (реализм).
Поэзию начала 20 века называют "переломной" и "критической", так как культура нуждалась в обновлении, но пути обновления представляли собой совершенно разные жанры поэзии. Происходит основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии, и наряду с этим развиваются нетрадиционные жанры поэзии фрагмент, миниатюра, лирическая новелла.
Примером гармоничного слияния традиций и новаторства в поэзии является лирика Александра Блока (символизм) , одного из основателей поэзии "серебренного века". Его стихотворения сохраняют традиционные жанры для поэзии, но все же в лирике отчетливо прослеживаются новаторские походы, более нигилистический взгляд на вещи.
А такой оригинальный и самобытный поэт, как Владимир Маяковский, пошел совершенно по другому творческому пути. Если его поэзия и носила исповедальный характер, то все же фундаментом поэзии Маяковского остается яркий символизм и футуризм.
Именно Маяковский принес в русскую поэзию совершенно новые жанры и формы, его творчество — это олицетворение радикальных изменений в жизни русского общества.
Можно сказать, что он превратил свою противоречивую, порой сложную для однозначной интерпретации поэзию в социально-общественное движение, и пытался таким образом ярко и откровенно высказать свою гражданскую позицию.
В его поэзии есть основополагающая традиция для русской литературы — это ярко выраженный гуманизм, только у Маяковского гуманизм уже приобретает несколько другую форму, неприятие ограничения и унижения людей и выражается в резкой, безапелляционной форме.

3. Выразительное чтение наизусть монолога Фамусова из комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума» (по выбору обучающегося).











Билет № 11

1. Понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений А.С. Пушкина).

Лири́ческийгеро́й - одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии...” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:

На холмах Грузии лежит ночная мгла
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...

Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный.
Твой колокольчик огласил...
Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.
Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Но мне она мила, читатель дорогой,—
Красою тихою, блистающей смиренно... Или:
Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...

Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.

Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.
В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь...
2. Истории создания, система персонажей поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия». «Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtаsacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

 Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта.

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).





















Билет № 12

1. Романсы и песни как синтетический жанр ХІХ-ХХ веков на примерах следующих произведений по выбору обучающегося: А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»; К.Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь»).

В старину романсом называли песню на родном языке в отличие от литературы книжной, которая писалась на латыни, подобно Священному Писанию. Зародился романс в средневековой Испании в результате активного соприкосновения с арабской и еврейской культурой (с VII по XV век продолжалась реконкиста
— постепенное изгнание арабов с Пиренейского полуострова, где был образован Кордовский халифат).
Англичане и французы называли романсами различные по жанру произведения: англичане — большие рыцарские песни, а французы — песни лирические, любовные (песни трубадуров).



Учебник с. 290-292

2. Тема гармонии человека с природой в творчестве Н.А. Заболоцкого (по выбору обучающегося из программы 9-го класса).

Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932—1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” — то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:

Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и — от частного к общему — засыпающая “печальная природа” — все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

3. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по выбору обучающегося).

















Билет № 13

1. Роль сатирического обличения в изображении персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является жизнь русского помещичьего класса, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и "бьет прямо в лоб". Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония — характерный элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в речи персонажей. Ирония — одна из существенных примет поэтики Гоголя — придает повествованию больший реализм, став художественным средством критического анализа действительности.

В крупнейшем произведении Гоголя — поэме "Мертвые души" образы помещиков даны наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души". Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.

2. Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака; попытка осознания собственного «я» в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

Философская лирика Бориса Пастернака весьма богата и разнообразна. Однако, как и многие его предшественники, автор постоянно возвращается к теме роли поэта в современном обществе. Правда, в отличие от многих других авторов, Пастернак выводит собственную формулу успешности литератора, которая включает в себя не только поэтический дар и умение рифмовать слова, но и способность тонко чувствовать окружающий мир.

В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Однако если понять простые вещи автору удается без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Поэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтет, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не дает ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты».

Таким образом, Пастернак убежден, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения. По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Однако для этого необходимо не только постоянно постигать суть вещей, но и чувствовать малейшие изменения в окружающем мире, уметь им искренне восхищаться, как делали это многие поэты 19 века.

Пастернак никогда не считал себя непревзойденным пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом сам Борис Пастернак прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные. Причем, далеко не каждому, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, удается поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи.

Автору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать.

3. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» (по выбору обучающегося).

Билет № 14

1. Понятия «художественный тип» и «типичный характер» (на примерах изученных произведений по программе 9-го класса).

Художественный тип - это художественный образ, наделённый характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (сословия, класса, нации, эпохи). Например, в 9 классе мы изучали "художественный тип лишнего человека". Образцом является Евгений Онегин, главный герой романа А.С.Пушкина. Или тип "маленького человека" у Н.В.Гоголя - это Акакий Акакиевич Башмачкин из "Шинели".
А типичный характер - это обобщённый образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определённой среды в определённое время. Возьмите Чацкого из "Горя от ума" Грибоедова или Печорина из "Героя нашего времени" Лермонтова - они "лишние люди", для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела.

2. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина.

Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «...Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем. В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души. И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно. Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1649.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...