Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность налогов как экономической категории. Основные элементы налога, их содержание.




Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Элементы налогообложения, а именно:

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог.

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа).

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога.

НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

– твердая, или специфическая;

– адвалорная, или процентная;

– комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество.

Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы.

Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы.

62.Единый сельскохозяй­ственный налог, условия его применения. Льготы по единому сельскохозяйственному налогу.

ЕСХН – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.

Организации (индивидуальные предприниматели), которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять ЕСХН.

Освобождает от налогов:

1) Организации:

— налога на прибыль организаций

— налога на имущество организаций

— налога на добавленную стоимость

2) Индивидуальные предприниматели:

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности)

— налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности)

— налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)

Процедура перехода
Переход на ЕСХН осуществляется добровольно.

Для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган.

Организации уведомляют налоговый орган по месту нахождения организации

ИП уведомляют налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя.

До 31 декабря срок подачи уведомления для действующих организаций/ИП (для перехода на ЕСХН со следующего календарного года) (п. 2 ст. 346.3 НК)

В течение 30 дней с даты постановки на учёт организация/ИП может подать уведомление о применении ЕСХН.

Объект н/о:

Объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов

Налоговая база - денежное выражение дохода, уменьшенное на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка 6%

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов уменьшенных на величину произведенных расходов

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода

Можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих годах

Налоговый период:календарный год.

Отчетный период:полугодие.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН:

1. Сумма ЕСХН к уплате = Налоговая база * Налоговая ставка.

2. По итогам отчетного периода (полугодия) исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Срок уплаты Авансовых платежей - не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

 

3. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода.

4. Уплата производится по местонахождению организации (месту жительства ИП).

5. Срок уплаты налога по итогам налогового периода - не позднее срока для подачи налоговой декларации.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации:

— организации - по месту своего нахождения;

— индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства

Срок подачи налоговой декларации:

— по итогам налогового периода: не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

— в случае прекращения предпринимательской деятельности: не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта деятельность прекращена согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган

 

Причины возникновения налогов, налоги как постоянный и основной источник доходов бюджета. Определение налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, различие налогов и сборов.

Причины возникновения налогов, их общественное назначение впервые исследованы А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.

Д. Рикардо отстаивал те же взгляды на налог и его источники. Он трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...