Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с налогоплательщиками – юридическими лицами




3.1 Категории налогоплательщиков

 

 

3.2 Состав прав и обязанностей налогоплательщиков

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законода­тельства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях на­логоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должно­стных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­веденных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого­вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уп­лате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интере­сов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплатель­щиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федераль­ными законами.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующи­ми обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неиспол­нение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотрен­ную федеральными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предус­мотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчет­ность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также не препятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информа­цию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих по­лученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодатель­ством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные пред­приниматели — помимо вышеперечисленных обязанностей обяза­ны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

-об открытии или закрытии счетов в 10-дневный срок;

-обо всех случаях участия в российских и иностранных орга­низациях в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;

-обо всех обособленных подразделениях, созданных на терри­тории РФ, в срок не позднее месяца со дня их создания, реорга­низации или ликвидации;

-об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвида­ции или реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;

-об изменении своего места нахождения или места жительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установлен­ные сборы, а также нести иные обязанности, установленные зако­нодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) не­сет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие на­логи и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможен­ным законодательством РФ.

 

3.3 Ответственность налогоплательщиков – юридических лиц

Видами юридической ответственности за нарушение налогового законодательства являются: дисциплинарная, административная, финансовая (налоговая), уголовная. За нарушение налогового законодательства несут ответственность юридические лица и должностные лица организаций.

Налогоплательщик - юридическое лицо, нарушившее налоговое законодательство, несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неуточненный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли):

б) штрафа в размере 10% причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из видов нарушений: отсутствие учета объекта налогообложения; ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период не менее чем на 5% причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;

в) пени в случае задержки уплаты в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. В соответствии с п. 24 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» размер ставки с 1 января 1994 г. увеличен до 0,7%.

г) недоимки по налогам и другим обязательным платежам.

Гос. налоговые инспекции вправе приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (п. 9 ст. 7 Закона); предъявлять в арбитражном суде иски: о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании регистрации предприятий недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего, полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

За сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие иных объектов налогообложения, а также несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, предусматривается штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенного в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Руководитель предприятия и его заместители за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей могут быть уволены с предприятия (п. 1 ст. 254 КЗоТ РСФСР), т.е. несут дисциплинарную ответственность.

Главный бухгалтер предприятия (должностное лицо предприятия) также несет административную, уголовную, дисциплинарную ответственность за нарушение налогового законодательства, поскольку осуществляет руководство бухгалтерией предприятия, учреждения, организации (ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Однако в тех случаях, когда руководитель предприятия дал письменное распоряжение главному бухгалтеру предприятия принять к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству, в том числе и налоговому, и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, главный бухгалтер исполняет такое распоряжение. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия.

 

Налоговые проверки

4.1 Формы проведения налогового контроля

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (ст.82 НК РФ)

· налоговых проверок (камеральных и выездных),

· получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

· проверки данных учета и отчетности,

· осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),

· а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт и проведена экспертиза (см. ст.95 НК РФ) или специалист (см. ст.96 НК РФ), а также переводчик (см. ст.97 НК РФ).

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (см. ст.90 НК РФ). Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ и несет ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы (см. ст.99 НК РФ).

 

 

4.2 Порядок учета налогоплательщиков

Постановка на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по ее местонахождению, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

1. фамилия, имя, отчество;

2. дата и место рождения;

3. место жительства;

4. данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

5. данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по местонахождению обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ, в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено ст. 84 Налогового кодекса РФ.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов РФ.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ.

 

4.3 Налоговые проверки

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...