Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с налогоплательщиками – физическими лицами




2.1 Налоги с физических лиц, как составная часть налоговой системы РФ

В Российской Федерации, как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в новом налоговом законодательстве 1990-х гг. обобщенным термином — физические лица. Эта система в 1992 г. существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного — подоходного налога были отменены некоторые ранее установленные налоги. Это налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу, сельскохозяйственный налог, налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен и новыми налогами.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особенности проявляются особенно четко.
В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на имущество, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них они уплачивают целевые и общие с Юридическими лицами налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие, зачисляемые в дорожные фонды; налог на операции с ценными бумагами;
местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог с физических лиц — наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.
Подоходный налог — один из главных налогов в современных государствах. Он возник в условиях капиталистического общества в XVIII—XIX вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов разных социальных групп:
заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный процент и т. д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требовавшее налоговой реформы с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы. Так, известный русский экономист И. X. Озеров, специалист по финансовой системе, объяснял причины введения подоходного налога в Англии “дефицитами2, а затем общественными отношениями, ростом трудящихся, которые стали представлять уже крупную силу и были в состоянии заставить прислушиваться к их интересам”3.
В царской России предпринимались попытки введения подоходного налога, однако этому препятствовало крепостное право4. После его отмены к этому вопросу вновь вернулись. В 1916 году был наконец принят закон о подоходном налоге со сроком начала взимания в октябре 1917 г. В связи с революционными событиями ввод в действие этого закона не состоялся. Позднее, в советский период, в стране действовало законодательство о подоходном налоге с населения.
От установленного ранее существенно отличается новый порядок взимания подоходного налога, введенный с января 1992 г. на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г., что связано с изменениями в экономике, процессами перехода ее к рыночным отношениям.
Наиболее существенные отличия заключаются в следующем. Произведен переход к исчислению подоходного налога всеми категориями плательщиков, исходя из совокупного готового дохода, а не месячного, как было установлено для большей части налогоплательщиков. В отношении всех видов доходов теперь установлена' единая шкала ставок и единая система льгот, тогда как прежде они различались по категориям доходов и плательщиков налогов (заработная плата рабочих и служащих,
доходы от кустарно-ремесленных промыслов и т. д.). Расширен и круг плательщиков: начиная с 1992 г. подоходный налог уплачивают и члены колхозов. Ранее колхозом уплачивался налог с фонда оплаты труда колхозников в целом. По-новому определяется необлагаемый налогом минимум доходов: не в конкретной сумме, а в размере определенной кратности относительно минимальной заработной платы (пятикратной, трехкратной или однократной). Более широким стало применение деклараций о доходах. Такие черты создают предпосылки для дальнейшего реформирования подоходного налога исходя из новых экономических условий.
Плательщиками подоходного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие постоянное место жительства в стране, так и не имеющие его. Все они обобщенно именуются в законе физическими лицами.
Вместе с тем Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства (к ним относятся те из них, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.
Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (т. е.с 1 января по 31 декабря), как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
При этом у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ, учитывается доход от источников в стране и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства,— только от источников в РФ.
Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. При этом в нем выделяются две группы доходов:
во-первых, не включаемые в совокупный доход, и, во-вторых, суммы доходов (расходов), на которые производится уменьшение совокупного дохода.
К первой группе относятся различного рода государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности), пенсии, суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им вследствие производственной травмы, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении и по безработице, различного рода компенсационные выплаты (родителям, женам
погибших военнослужащих и др.), алименты, получаемые физическими лицами, выигрыш по облигациям государственных займов и лотерей, проценты по вкладам в учреждения банков, доходы (выплаты) некоторых групп населения в целях их социальной поддержки — доходы учащихся высших, средних специальных и других учебных заведений (дневной формы обучения), получаемые в связи с учебно-производственным процессом и за работы в период каникул в составе студенческих отрядов, по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов, суммы стипендий студентов и аспирантов в целях стимулирования определенных видов общественно-полезной деятельности и ее финансовой поддержки, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, и др. Кроме того, совокупный доход уменьшается на:
а) сумму установленного Законом необлагаемого минимума доходов. Он предусмотрен в размере:
пятикратной минимальной заработной платы (для Героев Советского Союза, Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, инвалидов и участников Великой Отечественной и Гражданской войн; лиц, получивших лучевую болезнь вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
лиц, находившихся в Ленинграде в период блокады в годы Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп, инвалидов с детства);
трезскратной минимальной заработной платы (для родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы;
военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах; для одного из родителей, супруга, опекуна или попечителя, на содержании которых находится инвалид с детства или инвалид I группы; инвалидов Ш группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей);
однократной минимальной заработной платы—для всех остальных налогоплательщиков. Размер минимальной заработной платы в связи с инфляционными процессами регулярно устанавливается Законом РФ5;
б) суммы доходов, подлежащие налогообложению и перечисляемые по заявлению налогоплательщика на благотворительные цели;
в) сумму расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах минимальной заработной платы ежемесячно (обоим супругам, вдове, вдовцу, одинокому родителю, опекуну, попечителю);
г) суммы, направленные на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи (до трех лет) в пределах 500 минимальных заработных плат, установленных законом.
Законом предусмотрены и некоторые другие вычеты, в результате производства которых из совокупного дохода образуется облагаемый совокупный доход. Закон требует учитывать все доходы, получаемые физическим лицом в разных местах и от разных источников, поэтому при налогообложении дохода к нему применяется термин “совокупный”.
Ставки налога установлены в отношении облагаемого совокупного годового дохода (по всем видам доходов). С начала введения закона в действие они подвергались изменениям в связи с инфляцией и с 1 января 1994 г.6 установлены в следующих размерах:
с дохода до 10 млн. руб. — 12%;
от 10 000 001 до 50 млн. руб. — 1 200 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 10 млн. руб.;
от 50 000 001 руб. и выше — 9 200 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 50 млн. руб.
С лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, налог удерживается у источника выплаты в размере 20%, если иное не предусмотрено международными договорами. Однако с доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, налог удерживается на общих основаниях.
Устанавливая в принципе одинаковый порядок налогообложения всех видов доходов. Закон закрепляет и их особенности по следующим группам.
1. Налогообложение доходов, получаемых за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы). Исчисление и удержание налога в этом случае производится предприятием, учреждением, организацией с начала календарного года по истечении каждого месяца. При этом учитывается доход, полученный не только от выполнения основных трудовых обязанностей, но и по совместительству и от выполнения работ по гражданско-правовому договору в этой же организации. По окончании года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года.
2. Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы). Если гражданин, помимо места основной работы (службы, учебы), получает одновременно какие-либо доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, то такие доходы подлежат налогообложению без исключения из них сумм установленного законом размера минимальной заработной платы и расходов на содержание детей и иждивенцев.
По окончании года сведения об этих доходах должны быть включены в декларацию (если совокупный облагаемый доход превысил установленную законом сумму).
Предприятия, организации, учреждения и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал представлять налоговым органам сведения о выплаченных физическим лицам суммах и удержанных с них налогов.
3. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов.
В данном случае определяется порядок налогообложения доходов физических лиц от любых видов предпринимательской деятельности и других доходов (кроме уже рассмотренных выше). К ним относятся: доходы граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица; доходы, получаемые гражданами, не имеющими основного места работы (службы, учебы), от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц на основе заключенных договоров гражданско-правового характера; другие доходы (не отнесенные к первой и второй группам).
К плательщикам налога с таких доходов относятся, в частности: граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность индивидуально, а также в коллективе без образования юридического лица (в составе полного товарищества); граждане, сдающие в аренду строения, комнаты, гаражи и т. д.7
При этом из валового дохода исключаются документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с извлечением этого дохода, затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, облагаемым доходом выступает разность между суммой валовых доходов и произведенных для их получения расходов.
При определении облагаемого дохода делаются и другие вычеты, предусмотренные законодательством для всех налогоплательщиков — физических лиц (минимальная заработная плата, расходы на иждивенцев и др.). Если доходы получены от нескольких предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, то вычеты производятся лишь в одном месте получения доходов по выбору налогоплательщика. При наличии у последнего места основной работы такие вычеты не производятся.
Налог по данной группе доходов исчисляется и удерживается при выплате дохода предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, или налоговыми органами на основании деклараций либо материалов проверок, а также полученных от организаций сведений. Налог, исчисляемый налоговыми органами, уплачивается налогоплательщиком в три срока по доходам за прошедший год. Перерасчет по совокупному годовому доходу производится не позднее 15 июля.
В Законе о подоходном налоге особо регулируется порядок представления деклараций о доходах. В сравнении с ранее действовавшим законодательством значительно расширяется круг лиц, которым надлежит представлять декларацию налоговым органам.
От представления декларации освобождаются лица, имеющие доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы, а также те лица, совокупный облагаемый доход которых не превышает установленную Законом сумму (т. е. сумму дохода, исчисление налога с которой производится по минимальной ставке).
В других случаях требуется представление декларации налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
При неправильном привлечении к уплате налога возврат или довзыскание производятся не более чем за три года, предшествующих обнаружению акта неправильного удержания. При уклонении налогоплательщика от уплаты налога невзысканные суммы взыскиваются за все время уклонения.

Налог на имущество физических лиц
Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г.8 До него в советский
период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода'.
Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены в порядке исключения лишь автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом10.
Круг объектов налога на имущество по действующему законодательству существенно расширен.
Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты, указанные в Законе о данном налоге.
Объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за приведенным выше исключением). Обязанность уплаты налога с этих объектов возникает у физических лиц только в том случае, если они находятся у него в собственности.
Определяя ставки налога, Закон делит объекты налогообложения на две группы.
1. За строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно до 0,1% от их инвентаризационной стоимости, определяемой для расчета суммы по обязательному страхованию. Ставки в этом пределе ежегодно устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации.
2. Транспортные средства облагаются налогом в зависимости от мощности двигателя по ставкам, установленным с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности в процентах к минимальной заработной плате (от 3 до 13,5%). Они различаются по видам транспортных средств (вертолеты и самолеты, яхты и катера, и т. д.).
Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества.
По всем объектам за особые заслуги перед обществом и государством от налога освобождаются Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, участники Гражданской и Великой Отечественной войн и т. п. В качестве социальной поддержки также по всем объектам освобождаются от налога инвалиды I и II групп; лица, получающие льготы как подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Помимо этого освобождаются от налога на строения, помещения и сооружения: пенсионеры; солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, военнослужащие и военнообязанные, выполнявшие интернациональный долг в странах, в которых велись боевые действия;
родители и супруги погибших военнослужащих, а также государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие специально оборудованные помещения (включая жилье) исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий.
От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л.с. (7,4 киловатта).
Поскольку данный вид налога является местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущества), то органы власти автономных округов и автономной области и органы местного самоуправления могут предоставлять дополнительные, помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
Налог с наследств и дарений имеет распространение в зарубежных странах с глубокой древности, существуя в форме единого либо двух налогов. По этому налогу в современный
период действует высокий необлагаемый минимум, большое количество льгот. Поэтому поступления^от него в бюджет незначительны. В России налогообложение имущества, переходящего безвозмездным способом, существовало еще в царствование Алексея Михайловича, неоднократно впоследствии изменяясь. В СССР такой налог взимался на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. Были установлены резко прогрессивные ставки от 1 до 90%, колебавшиеся в зависимости от стоимости имущества. Затем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. он был отменен и возрожден почти через 50 лет Законом Российской Федерации “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”", от 12 декабря 1991 г. Данный налог действующим законодательством РФ отнесен к группе федеральных налогов.
Плательщики налога — физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества. Их перечень после принятия закона был расширен. Итак, к объектам налогообложения отнесены жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, га-ражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся на вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев).
Закон различает налогообложение имущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, определения круга субъектов (плательщиков), льгот.
Более “мягкое” налогообложение установлено в отношении "наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения,— 80-кратной минимальной заработной платы.
При налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, Закон выделяет три подгруппы налогоплательщиков: а) наследники первой очереди; б) наследники второй очереди; в) другие наследники. В зависимости от принадлежности к какой-либо из этих подгрупп установлены ставки налога. Они зависят также от стоимости наследуемого имущества. Так, при наследовании имущества стоимостью от 850-кратной до 1700-кратной минимальной заработной платы наследники первой очереди уплачивают налог в размере 5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратную минимальную заработную плату, наследники второй очереди — соответственно 10%, а другие наследники — 20%. С увеличением стоимости имущества возрастают и ставки налога. Максимальные ставки установлены при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратной минимальной заработной платы: для наследников первой очереди — в размере 127,5-кратной минимальной заработной платы + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату; для наследников второй очереди — соответственно 255-кратной минимальной заработной платы + 30%, для других наследников — 455-кратной минимальной заработной платы + 40%.
Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имущества, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщики в этом случае разделены на две подгруппы: а) дети, родители и б) другие физические лица.
Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% от стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную заработную плату, а другие физические лица — 10%. Максимальные ставки установлены в отношении имущества, превышающего 2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и родителей — в размере 176,1-кратной минимальной заработной платы + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, для других физических лиц — 502-кратной минимальной заработной платы + 40%.
Установлены следующие льготы. От налога освобождаются:
имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищностроительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения); имущество лиц, погибших при защите СССР
и РФ или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка.
Не облагаются налогом жилые дома, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.
Налогообложение производится на основании документов, представленных в налоговые органы. Исчисление налога возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам соответствующие извещения.

 

2.2 Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, порядок расчета и уплаты

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской
















































































Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Порядок исчисления налога

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

4. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения пункта 2 статьи 226 (в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ) применяются с 1 июля 2010 года (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ).

Положения пункта 2 статьи 226 (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ) применяются с 1 января 2011 года.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

(в ред. Федеральных законов от 30.05.2001 N 71-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ)

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ (ред. 27.12.2009))

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 476.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...