Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Театральное искусство и кино Чувашии: история и современность.




Театр

27 января 1918 года произошло событие, которому было суждено войти в историю чувашского народа. В этот день в Казани впервые был поставлен спектакль на чувашском языке по пьесе великого русского драматурга А. Н. Островского «Не так живи, как хочется». С этого дня отсчитывает свои годы современный Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр им. К. В. Иванова.

С образованием Чувашской автономной области в июне 1920 г. ставится вопрос о переводе Чувашского театра из Казани в Чебоксары. Торжественное заседание Революционного комитета по случаю объявления Чувашской автономной области 20 августа 1920 года постанавливает: "Учредить в Чебоксарах Чувашский государственный театр ..." В том же году в столицу Чувашии из Казани переезжает группа чувашских актеров во главе И. С. Максимовым-Кошкинским.

Вообще в 30-е гг. чувашское театральное искусство развивалось в полном соответствии с атмосферой и духом того времени. Основу репертуара как Чувашского, так и Русского театров составили «оптимистические» пьесы на «современную тему» драматургов Н. Погодина, Б. Лавренева, В. Киршона, К. Тренева, Н. Островского, которые отвечали канонам «социального звучания».

Со второй половины 30-х гг. ведущая роль в развитии сценического искусства республики принадлежала художественному руководителю Русского театра Е.А. Токмакову. С его именем связано освоение актерами Чувашии системы Станиславского и передового опыта школы МХАТа. Его начинания подхватили и развили первые чувашские профессиональные режиссеры К.И. Иванов, Л.Н. Родионов.

Принципиально по-новому стал решаться вопрос о подготовке национальных кадров актеров. В 1929 г. на базе Чебоксарского музыкального техникума и театральной студии организовался музыкально-театральный техникум. В 1940 г. был объявлен прием в первую Чувашскую студию актерского факультета ГИТИСа. Театральные коллективы республики впервые пополнялись молодыми актерами со специальным образованием, которые с годами стали признанными мастерами чувашской сцены.

Наличие подготовленных кадров работников театрального искусства позволило создать в республике, помимо Чувашского государственного и Русского театров, еще четыре: Чувашский республиканский театр юного зрителя (1932 г.) с театром кукол и 3 колхозных театра - в Мариинском Посаде (1934 г.), Батыреве (1936 г.), Ядрине (1937 г.). Эти театры сыграли большую роль в деле подъема культурного уровня населения Чувашии, выезжая в самые отдаленные населенные пункты республики.

 

 К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО КИНО

Рассмотрим основные этапы развития кинопроизводства в Чувашской Республике. В 1926-1932 гг. киностудией «Чувашкино» было выпущено семь художественных и три документальных фильма. Чувашские фильмы интересны для нас как первые шаги, характерные для каждой национальной киноорганизации того времени, и имеют большую историческую ценность как важнейшие кинодокументы об истории родного края.

В Чувашской Республике находится один из крупнейших в Поволжье фильмофонд. Это золотой фонд российского и мирового кино, живые голоса известных деятелей искусства.

С середины 1920-х годов были созданы кинокартины на чувашском языке. Появление первых кинодокументов в Чувашии связано с деятельностью киностудии «Чувашкино», основанной по инициативе И.С. Максимова-Кошкинского. Он родился 14 сентября 1893 г. в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). И.С. Максимов-Кошкинский является воспитанником Симбирской чувашской учительской школы, одним из основателей Чувашского драматического театра [2]. В 1927 г. он официально возглавил киностудию «Чувашкино», при этом не только возглавлял её, но и выступал в ней как сценарист, артист, режиссер.

В 1926-1932 гг. киностудией выпущено семь художественных и три документальных фильмов, что оказалось возможным благодаря помощи московских и ленинградских киноорганизаций и особенно Всероссийского фото-кинематографического акционерного общества «Советское кино» («Совкино»).

За семь лет также было снято немало выпусков местной кинохроники. Чувашия была в те годы единственной автономной республикой РСФСР, имевшей свое кинопроизводство. Чувашские фильмы показывались не только по всей стране, но и за рубежом.

По инициативе И.С. Максимова-Кошкинского в 1930 г. было начато строительство первого звукового кинотеатра в Чебоксарах, и 15 февраля 1933 г. в нем состоялся первый сеанс. До 1950-х годов кинотеатр назывался «Художественный», а затем - «Родина». Благодаря деятельности Максимова-Кошкинского были преобразованы кинотеатры в Алатыре, Канаше, Ядрине и почти во всех райцентрах для показа звуковых фильмов.

Среди фильмов, созданных киностудией «Чувашкино», в первую очередь необходимо выделить документальные фильмы. Их следует рассматривать, во-первых, как исторический источник, обладающий научной ценностью, во-вторых, как фильм, обладающий художественной ценностью. Киностудией «Чувашкино» всего было создано три документальных фильма.

Первый чувашский документальный фильм, «Страна Чувашская», создан к 10-летию Октябрьской революции.Он восстановлен по частям, в настоящее время хранится в архиве. Фильм был снят в 1927 г. Была проделана большая подготовительная работа. Собрано много фактического материала. По стране был объявлен конкурс на сценарий этого фильма. Поступило более ста сценариев. В итоге содержание фильма получилось очень обширным. Авторы стремились охватить все, или почти все, стороны жизни чувашского народа. На экране мы можем увидеть реальную жизнь чувашского народа в 1920-е годы. Это и бытовые стороны чувашской деревни в прошлом и настоящем, и жизнь горожан, их трудовые будни, обычаи, традиции и достижения культуры. Картина содержит также отрывки из документальных хроник о Чувашии.

Вторая документальная кинолента - «60 лет чувашской грамоте» - посвящена выдающемуся чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву. Фильм построен из отдельных миниэпизодов: Яковлев в школе, дома, в разговоре, в раздумье. Сценарий и постановка фильма принадлежит Г. Парне. В фильме передается атмосфера глубокого уважения и преклонения, которыми еще при жизни был окружен И.Я. Яковлев. Премьера фильма состоялась в октябре 1928 г. В архиве Чебоксарской студни телевидения хранятся отдельные отрывки этого документального фильма.

Третий документальный фильм - «Рожденная Октябрем» - создан на основе материалов местной кинохроники об отдельных значительных событиях в жизни республики: съезды, дорожное строительство, строительство заводов, праздничные демонстрации и т.п.. Значимость этого документального фильма заключается в том, что при его создании был широко использован документальный материал местной кинохроники. В начале 1930-х годов такого понятия, как научное использование кинодокументов, еще не существовало. При создании документального фильма «Рожденная Октябрем» практически впервые в Чувашии было применено научное использование кинодокументов. Сценарий и постановка этого фильма принадлежат А. Чистякову и И.С. Макси-мову-Кошкинскому. К сожалению, фильм не сохранился. В документальных фильмах «Страна Чувашская» и «60 лет чувашской грамоте» также были использованы отрывки из документальных хроник о Чувашии и И.Я. Яковлеве, но в фильме «Рожденная Октябрем» были сделаны первые попытки определенным образом осмыслить фактический материал. Несомненно то, что чувашское кино начала 1930-х годов успешно освоило теорию и практику документального кино.

В 1925 г. И.С. Максимов-Кошкинский загорелся идеей создания чувашских кинофильмов. Первый из них - «Волжские бунтари» - стал заметным событием для чувашского народа.Как уже отмечалось, за семь лет было снято семь художественных фильмов. В 1926 г. появились фильмы «Волжские бунтари» и «Сарпиге». В 1927 г. был снят фильм «Черный столб», в 1928 г. - «Ял» («Вихрь на Волге»), в 1929 г. - «Апайка» («Прачка»). В начале 1930-х годов на экранах Чувашии были показаны фильмы «Священная роща» и «Асту» («Помни»). На хранении в архиве имеются лишь два фильма - это «Священная роща» и «Ял» («Вихрь на Волге»). Известно, что в США, Германии и Египте хранятся копии некоторых чувашских фильмов. В частности, Германия закупила фильм «Волжские бунтари», США - «Сарпиге» [7]. Чувашские фильмы интересны для нас как первые шаги, характерные для каждой национальной киноорганизации того времени, и имеют большую историческую ценность как важнейшие кинодокументы об истории родного края. К характерным чертам чувашских фильмов относятся натурализм, проявившийся в основном в изображении национального быта, обрядов, и реалистичность.

Фильм «Волжские бунтари» был принят чувашским населением с радостью и гордостью. Главные события в фильме развертывались вокруг Исмалевского выступления крестьян в 1906 г. События в фильме взяты из действительной жизни. Он показывает проявление социального протеста чувашских крестьян, форму его выражения. Все основные роли исполнялись русскими артистами. Общественный просмотр киноленты состоялся в Чебоксарах в июне 1926 г. Затем фильм демонстрировался в Ленинграде, Ульяновске, в ноябре - одновременно в четырех кинотеатрах Москвы. Зрители, особенно чуваши, живущие за пределами республики, приветствовали фильм.

В ходе работы над «Волжскими бунтарями» И.С. Максимов-Кошкинский заручается решением ЦИК Чувашской АССР о производстве второго чувашского фильма. Выбор пал на сказку-драму Н.Г. Гарина-Михайловского «Зора», так как в то время в русской литературе почти не было других произведений, рисующих быт, нравы, характер и обычаи чувашского народа [4, с. 101]. Натурные съемки проходили в деревнях Вурманкасы и Вачалкасы (недалеко от Чебоксар), а также на берегу Волги. Премьера фильма, вышедшего под названием «Сарпиге», состоялась в марте 1927 г. в Москве, а в Чебоксарах его начали демонстрировать с апреля 1927 г. [4, с. 102]. Этот фильм по своему качественному уровню отвечал требованиям киноискусства.

Фильм «Черный столб» был посвящен дореволюционной чувашской деревне. Он стал, по существу, первым самостоятельным творением чувашских кинематографистов. Все роли исполняли чувашские актеры. «Черный столб» явился для чувашских кинематографистов еще одной ступенью в осмыслении истории своего народа средствами кино. К сожалению, фильм не сохранился. Как один из лучших фильмов вошел в историю «Чувашкино» «Вихрь на Волге» (Ял), поставленный по сценарию И.С. Максимова-Кошкинского исключительно силами национальных кадров при активном участии чувашских крестьян в съемках. Его сюжет - социальные катаклизмы в чувашской деревне после Октября 1917 г. В фильме были введены подлинно национальные характеры, воссоздан национальный колорит, он был жизненно достоверен [4, с. 103].

К концу 1929 г. была завершена работа над кинокартиной «Апайка», названной ранее «Пощёчиной», или «Битвой за Волгу» (сценарист И.С. Максимов-Кошкинский). Ее премьера состоялась в Большом зале Московской государственной консерватории, а в Чебоксарах - в апреле 1930 г. С первых же титров зрителя захватывает острый сюжет: родные брат и сестра оказались и воюют в двух противоборствующих лагерях. «Апайка» - это фильм о гражданской войне. В качестве основного события, описываемого в фильме, взят эпизод временного захвата Казани белочехами в 1918 г. Последней, по существу, работой «Чувашкино» оказалась художественная лента «Священная роща» (сценаристы И.С. Максимов-Кошкинский и Д. Чистяков). Фильм рассказывает о драматически-трагических событиях, происшедших в чувашской деревне в период коллективизации. В 1932 г. появилась еще одна чувашская кинолента - «Асту» (Помни), поставленная по сценарию Н. Маранькова. Она также посвящена показу сложного и противоречивого процесса коллективизации в Чувашии.

С появлением звукового кино невозможно стало создавать фильмы полукустарным способом, а средствами для приобретения дорогостоящего оборудования «Чувашкино» не располагало [4, с. 104]. Осенью 1930 г. «Чувашкино» влилось в «Востоккино», образованное еще в 1927 г. с целью производства и проката фильмов для национальных республик.

Чувашские фильмы 1926-1932 гг. яркой страницей вошли в историю развития профессионального искусства и культуры чувашского народа. Однако дальнейшая судьба художественной продукции «Чувашкино», к сожалению, оказалась более чем печальной: в 1937 г. копии фильмов, хранившихся в Чувашки-нопрокате, были уничтожены. И.С. Максимов-Кошкинский и его жена Т. Юн были обвинены в разжигании национализма в культуре и репрессированы [1].

С середины 1930-х годов начинается новый этап развития кинопроизводства в Чувашии - это создание документальных фильмов и киножурналов.

Особое внимание в этот период уделялось созданию документальных сюжетов для зонального киножурнала «На Волге широкой». Сюжеты носили ярко выраженный характер показа социалистических достижений. Это съезды, праздничные демонстрации, строительство заводов и новостроек, достижения культуры и науки и т.п. Киножурнал - это периодический киновыпуск, содержанием которого обычно является информация о самых различных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. Киножурналы практически являются летописью исторических событий современности. Документальные фильмы представляют собой кинопроизведения, создаваемые на основе специально запланированных съемок, а также, что немаловажно, из сюжетов старой архивной хроники.

В 1968 г. в студии Чувашского телевидения вступил в строй комплекс по кинопроизводству на узкой пленке [7]. Это означило начало нового этапа в кинопроизводстве Чувашской АССР - телевизионной документалистики. К 50-летию Чувашской автономии был выпущен четырехсерийный документальный фильм «Шаги автономии» (сценарист В. Погильдяков, режиссер И. Митюков, оператор А. Дымич, звукооператор Г. Исаев, редактор В. Сорокин). Этот кинодокумент находится на хранении в архиве В фильме имеются уникальные кадры: об участии чувашской делегации в похоронах В.И. Ленина, о прибытии в 1919 г. на пароходе «Красная Звезда» в Чебоксары Н. Крупской и В. Молотова, о приезде на поезде «Октябрьская революция» в Алатырь М. Калинина, о встрече И. Яковлева в 1930 г. со своими воспитанниками и т.д. [7]. В архиве имеются созданные в этот период кинодокументалистами Чувашии: кинолетопись о жизни республики, трудовых буднях многих поколений наших земляков, многосерийный документальный фильм «Биография республики», документальные сериалы об участниках-ветеранах Великой Отечественной войны, документальные сюжеты о чувашских писателях и композиторах и т.д. [7].

1970-е годы в Чувашии широкое распространение получило кинолюбительское движение. Существовало более 25 любительских студий. Они функционировали в Чебоксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Канаше, Шумерле, Батыреве, Ибресях. Существовало республиканское объединение кинолюбителей. Кинолюбителями Чувашии было создано много документальных сюжетов, посвященных уникальным уголкам природы и памятникам культуры [7]. Произведения кинолюбителей - это, по сути, документальные фильмы самой разнообразной тематики и всех возможных жанров. Произведения кинолюбителей составляют краеведческий фонд архива. С 1990 по 2007 г. Государственным учреждением «Чувашкино» было создано 15 документальных фильмов, касающихся истории Чувашии и отдельных деятелей культуры и науки. В настоящее время документальные фильмы продолжает снимать Чувашское телевидение.

Таким образом, РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» является основным хранителем кинодокументов, созданных в республике на протяжении 85 лет. Вопросы, связанные с изучением национального кинематографа, стали объектом научных исследований. Характерными чертами на ранней стадии формирования национального кино являлись любительский характер, отсутствие прочной производственной базы, творческих национальных кадров. Рождение чувашского кинематографа начиналось с выпуска хроники, фиксировавшей события, происходившие в республике. Затем уже стали создавать полнометражные художественные фильмы. Первоначально из-за отсутствия собственных режиссеров, операторов и артистов к постановке фильмов привлекались русские специалисты. Фильмы, созданные киностудией «Чувашкино» и последующими организациями, смело можно назвать кинодокументами.

 

Из жителей современной Чувашии первыми кино увидели алатырцы. В 1908 году городской предприниматель Ф. Блохин открыл в своем торговом доме кинотеатр. В Чебоксары это искусство пришло весной 1914-го – на набережной появился летний кинотеатр «Рекорд». В 1920-м под крышей отремонтированного мочального склада разместились переехавший из Казани Чувашский драмтеатр и три кинопроектора. Заведение получило название «Чувашское зрелищное предприятие». В 1926–1931 годах кинотеатры получили Ядрин, Порецкое, Канаш, Цивильск. Этот марш нового искусства родил в голове театрального режиссера Иоакима Максимова-Кошкинского идею создания чувашского фильма. К началу 1925-го он сочинил сценарий художественной картины «Волжские булгары». Это был подробный рассказ об истории чувашского народа с древности до современности. На съемки согласилась ленинградская студия «Севзапкино». По ее настоянию автору трижды пришлось садиться за сокращение сценария. В итоге осталось описание бунта крестьян в 1906 году, а фильм получил название «Волжские бунтари». Вопросы финансирования съемок не раз рассматривались правительством Чувашии. Студия запросила огромную сумму – 25 тыс. рублей. Республика нашла деньги. В июне 1926-го картина вышла на экраны страны. В титрах значилось: «Совместное производство «Севзапкино» и «Чувашкино». Роли в ней исполняли питерские актеры, наши играли в эпизодах. В массовках были, конечно, чувашские крестьяне. А «Чувашкино» как такового тогда еще не было.

Кинотрест под этим названием юридически оформился в конце 1927-го. Он стал первым в Поволжье фильмопроизводящим предприятием. Им проведены съемки 7 художественных и 3 документальных лент. В них играли уже и местные актеры. В 1932-м трест прекратил свое существование. После того, как И. Максимова-Кошкинского объявили «врагом народа», его картины были уничтожены. В Государственном хранилище художественных фильмов сохранилась лишь «Священная роща». В 1993 году республика выкупила ее, она была показана телезрителям.

Кинодело вернулось в республику в 1949 году в виде дублирования известных художественных фильмов на чувашский язык. В этой работе были задействованы многие местные писатели и актеры. Картины-дубляжи производились на студии им. М. Горького, Свердловской студии худфильмов, Куйбышевской и Казанской студиях кинохроники. За 45 лет было выпущено более 500 лент на чувашском.

В следующий раз съемки художественного кино пришли в Чувашию в 1969 году – украинская студия им. А. Довженко начала работу над картиной «Сеспель» по сценарию украинского писателя Юрия Збанацкого. Роль поэта в ней доверили нашему – студенту Ленинградского института театра, музыки и кино Иосифу Дмитриеву. Снимали целиком в Чебоксарах с некоторыми выездами в деревни. В старой части города пришлось убрать с крыш даже телеантенны. Это во время чемпионата мира по футболу. Премьера фильма состоялась в январе 1971-го.

Весной 1974-го в Чувашию прибыла группа «Мосфильма» во главе с японским кинорежиссером Акирой Куросавой на съемки картины «Дерсу Узала», которая в следующем же году удостоилась «Оскара». Правда, снимался только фрагмент ледохода на Суре – оказывается, он такой же бурный, как и на Уссури. Фильм, как известно, посвящен исследователю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву. Примечательно, что в то время в Чебоксарах проживали его сестра с дочерью, оказавшиеся у нас во время войны по эвакуации. Есть родственники В. Арсеньева в городе и сегодня.

Лето 1974-го стройотрядовцам, работавшим на чебоксарском Тракторострое, запомнилось участием в массовках съемок телесериала «Наследники» Одесской киностудии. Картина делалась, конечно же, о комсомольцах, под руководством коммунистов, ударно поднимающих завод-гигант.

Чувашия, можно сказать, весьма причастна и к рождению перестроечного кино. В 1990 году документальный фильм Станислава Говорухина «Так жить нельзя!», солидная часть которого снималась у нас, произвел на зрителя впечатление, подобное эффекту разорвавшейся бомбы.

Повезло и картине «Время жатвы», целиком снятой в Малых Токташах Аликовского района в 2004 году режиссером Мариной Разбежкиной, – получила Гран-при фестиваля российского кино «Окно в Европу», признана лучшей на 26-м Московском кинофестивале. Примечательно, что главного героя в фильме о жизни послевоенной деревни сыграл не актер, а обычный житель деревни Шумерля Вячеслав Батраков, инвалид с детства.

 

Состоится премьера документально-художественного фильма «История Великого народа»

Декабря 2015 г. в 18:00 в Актовом зале Национальной библиотеки Чувашской Республики состоится премьера документально-художественного фильма «История Великого народа» режиссера, Член Союза кинематографистов Чувашии- Юрия Сергеева.

Это документальный фильм,которую снял Московский режиссер об истории чувашского народа.Картина рассказывает о возникновении чувашской нации и о ее развитии в период существования древнего государства Волжская Болгария. Ожидается, что картина будет доступна для широкого круга жителей.Фильм создавался в соавторстве с историками, археологами, лингвистами. Кстати, один из участников сценария — чувашский писатель Михаил Юхма. Как говорят создатели, фильм призван избавить общество от споров и мифов: кто есть чуваши, откуда они пришли, их исторический путь. Фильм будет доступен широкому кругу зрителей: его будут демонстрировать в школах в формате изучения культуры и истории Родного края.

 

2. Молодежные и детские праздники и обряды («Сурхури», «Хӗр сӑри», «Сӗрен», «Хӗр аки»).

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури.Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника (от «сурăх ырри» - «овечий дух»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году. В первый день сурхури дети собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом они распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздником, приглашали других ребят присоединиться к их компании. Заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями, а те в свою очередь одаривали их кушаньями. Позднее сурхури совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кăшарни).

Кăшарни, (в некоторых местах кĕрещенкке), — праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от рождества (раштав) до крещения. После введения христианства совпал с русскими святками и крещением. Первоначально этим праздником отмечался период зимнего солнцестояния.

Слово кăшарни, видимо, только внешне несколько походит на русское крещенье (к нему восходит вариант кĕрещенкке). В буквальном смысле кăшарни — «зимняя неделя» (ср. тат.: кыш = «зима»).

Для проведения кăшарни молодые люди нанимали какой-нибудь дом и варили в нем так называемое девичье пиво (хĕр сăри).Для этого со всей деревни собирали складчину: солод, хмель, муку и все необходимое для угощения односельчан, а также гостей, приглашаемых по этому случаю из соседних деревень.

За день до крещения молодые девушки собирались в этом доме, варили пиво и стряпали пироги. Вечером в дом собиралась вся деревня от мала до велика. Девушки сначала угощали пивом стариков и родителей. Благословив молодых на счастливую жизнь в наступившем новом году, старики вскоре расходились по домам. Молодежь проводила этот вечер в увеселениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кăшарни занимали всевозможные гадания о судьбе. В полночь, когда деревня уже засыпала, несколько человек уходили в поле. Здесь, на перекрестке дорог, укрывшись покрывалами, слушали, кому какой звук послышится. Если кто услышит голос какого-нибудь домашнего животного, то говорили, что он будет богат скотом, если же кто услышит звон монет, то полагали, что будет богат деньгами. Звон колокольчика и музыка волынки (шăпăр) предсказывали свадьбу. Если эти звуки послышались парню, то он в этом году непременно женится, а если девушке - выйдет замуж. Много было в эту ночь и других гаданий, но молодые люди чаще гадали о женитьбе и замужестве. Это объясняется тем, что по чувашскому обычаю именно в новогодний период родители молодых засылали сватов. Во время празднования кăшарни по дворам ходили ряженые. Они разыгрывали всевозможные сценки из деревенской жизни. Ряженые непременно навещали дом, где молодежь праздновала кăшарни. Здесь они показывали различные комические сценки. Однако первоначально роль ряженых сводилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года. Поэтому в период от рождества до крещения вечерами ряженые ходили с кнутами и имитировали битье всех чужих.

Сĕренвесенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сĕрен проводился накануне великого дня (мăнкун), а местами также перед летними поминками усопших предков — накануне çимĕк. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «сĕрен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце ХIХ в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

Накануне праздника вся сельская молодежь, приготовив трещотки и рябиновые прутья, собиралась у почтенного старца и просила у него благословения на доброе дело:

 

— Благослови нас, дедушка, по старинному обычаю отпраздновать сĕрен, попросить у Тура милости и богатого урожая, пусть он не допустит до нас злых духов, дьяволов.

 

Старец на это им отвечал:

 

— Доброе дело затеяли, молодцы. Так не оставляйте же добрых обычаев отцов и дедов.

 

Затем молодежь просила у старца землю, чтобы им можно было пасти овец хотя бы одну ночь. «0вцы» в ритуале — дети 10—15 лет.

 

Старик им отвечает:

 

— Я бы вам дал землю, но она у меня дорога, у вас не хватит деньжат.

 

— А сколько ты просишь за нее, дедушка? — спрашивали парни.

 

— За сотню десятин — двенадцать пар рябчиков, шесть пар баранов и три пары быков.

 

В этом иносказательном ответе под рябчиками подразумеваются песни, которые должны спеть молодые люди во время обхода деревни, под баранами — яйца, под быками калачи, которые должны собрать ребята, принимающие участие в совершении обряда.

Потом старик выкатывал бочку пива, и сюда собиралось столько народу, сколько мог вместить двор. При такой публике старик в шутку допрашивал выборных, нет ли какой-либо жалобы. Выборные начинали жаловаться друг на друга: пастухи плохо караулили овец, кто-то из выборных брал взятку, присвоил общественное добро... Старик назначал на них наказание — тысячу, пятьсот или сто плетей. Виновных тут же «наказывали», и они притворялись больными. Хворым подносили пиво, и они выздоравливали, начинали петь и плясать...

После этого все выходили на выгон за околицу, где собиралась вся деревня.

26










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 640.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...