Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурные связи Чувашии и Украины в наши дни (2004-2013).




Чувашия-Украина, мост дружбы

02.11.2013

В Харькове прошел третий этап чувашско-российско-украинской студенческой экспедиции. Развивают российско-украинское образовательное, научное и культурное пространство Оригинал

 Её участниками стали доктор культурологии, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова В. Васильев и студентка 5 курса историко-географического факультета М. Игнатьева. Соруководителями первой в России и Украине уникальной экспедиции, являются деканы факультетов Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина доктора исторических наук, профессора О. Широков и С. Посохов. Творческое сотрудничество между одним из молодых университетов России и одним из старейших в Восточной Европе университетов началось в 2006 году.

 В программу экспедиции входили исследовательские и культурные задачи: дальнейшее изучение современных чувашско-украинских культурных связей, харьковского этапа биографии и творчества выдающегося художника, педагога и общественного деятеля А. Кокеля и, конечно же, знакомство с историческими и культурными достопримечательностями Харькова. Представители Чувашии приняли активное участие в юбилейных научных и творческих мероприятиях, посвящённых 75-летию со дня основания Харьковской организации Национального союза художников Украины, у истоков которой стоял А.А. Кокель.

Плодотворной стала деловая встреча с деканом исторического факультета Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, доктором философских наук, профессором С. Бережной. Ученые двух вузов рассмотрели вопрос о совместном инновационном научно-исследовательском проекте «Карта Чувашии на карте Харьковщины» и «Карта Харьковщины на карте Чувашии». Также было принято решение о совместном проведении научной конференции, посвящённой видному советскому учёному-историку Ю. Смирнову.

Интересной и взволнованной была встреча с нашей славной землячкой, бывшей прима-балериной Украины В. Марковой. С Валентиной Петровной в знаменитом Пермском хореографическом училище учились вместе легенды советского балета Надежда Павлова и Регина Кузьмичёва.

 

A.A. Кокель - один из знаковых деятелей российской, украинской и советской художественной культуры своего времени. Своей творческой деятельностью он оказал заметное влияние на процессы развития чувашского, русского и украинского изобразительного искусства. С его именем связано развитие российского изобразительного искусства «Серебряного века» и авангарда. Кокель стал основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Этот художник способствовал формированию харьковской школы академического рисунка, созданию высшего художественного образования и станковой живописи Украины.

Значение художественной и организационно-педагогической деятельности A.A. Кокеля для взаимодействия чувашской, русской и украинской культур трудно переоценить по причине масштаба самого его творчества, которое таит в себе богатый материал для изучения целой эпохи в российском и советском искусстве.

11

Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.

«Акатуй» – чувашский народный праздник, посвященный окончанию весенне-полевых работ. В переводе «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу, бег, скачки. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку чакат, хуплу и национальный суп шурпе.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно - свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

 

 

Акатуй - весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин "акатуй", часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести "акатуй" как "праздник земледелия". Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки - пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования "для разогрева ног коней".

 

Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой. В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялавe (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Примечательной особенностью праздников акатуй в последнее время являются награждение передовиков производства, концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, разъездная торговля и т. д. В условиях города, районного центра такая приближенная к стандарту «массовых мероприятий» мешанина почти полностью скрадывает поэзию национальной специфики. Видимо, акатуй следует проводить, стараясь сохранить все лучшее от традиционного его ритуала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...