Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективныеинформационныетехнологиивнаучно-исследовательскойдеятельностиипредметнойобласти.
ГлобальнаяинформатизацияобществаявляетсяоднойиздоминирующихтенденцийразвитияцивилизациивXXIв.Благодарястремительномуувеличениювозможностейсредствинформатики,телекоммуникационныхсистеминовыхинформационныхтехнологийформируетсяинформационнаясредаобитанияижизнедеятельностилюдей,складываетсяинформационноеобщество.Вэтомобществедлячеловекапоявляютсянетолькопринципиальноновыевозможности,ноивозникаютранеенеизвестныепроблемы. Передвысшейшколойставитсязадача-подготовитьстудентовкусловиямжизниипрофессиональнойдеятельностивинформационномобществе,научитьихдействоватьвэтойсреде,использоватьеевозможностиизащищатьсяотнегативныхвоздействий. Длярешенияэтойпроблемытребуетсяинформационнаяориентациясистемывысшегообразования. Однакомногиеактуальныепроблемыинформатизацииобществапрактическинеизучаютсявсистемевысшегообразования.Неготовятсякэтимусловиямипреподавателивузов.Системаподготовкииповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскихкадроввысшейшколывэтомпланенеотвечаетсовременнымтребованиям.Этоттревожныйфактдолженстатьобъектомвниманиякакработниковвузов,такиполитиков,государственныхдеятелейнашейстраны,посколькукачествообразования-нетолькогуманитарнаяпроблема,ностратегическийфакторсоциально-экономическогоразвитиястраны,обеспеченияеенациональнойбезопасности. Однаизпричинзаключаетсявтом,чтосовременныйчеловек,несмотрянастремительныетемпыразвитияинформационныхтехнологий,продолжаетсупорствомнастаивать,чтосуществуютвещи,которыхтехническийпрогрессникогданекоснется.Впервуюочередьонзащищаетоттехническогопрогрессатворческиесферыдеятельности.Следуетотчетливопонимать,чтотехнологиипостепеннопроникаютвтакиеобластидеятельности,которыеещенедавноказалисьдоступнымиисключительночеловеческомудуху,втомчиследеятельностьпедагогическую(образовательную).Сегоднянельзясполнойуверенностьюназватьсферыжизниидеятельностичеловека,которыераноилипозднобудутавтоматизированы.Человексовершенствуетсявместестехнологиями,становитсясвободнее;техникавысвобождаетвегожизниместоивремядляболеесовершенныхпомыслов. Объемчеловеческихзнанийудваиваетсякаждые10лет.Мощностькомпьютера-каждые18месяцев.ЗапоследнююполовинуXXв.человечествоузналоомиребольше,чемзавсевремясвоегосуществования.Реформаотечественнойшколы,втомчислеивысшей,продолжаетсяуженеоднодесятилетие.Начинаяс1985г.вдокументахреформыупоминаетсяокомпьютерах,обинформатизацииобразованияисредствахновойинформационнойтехнологии.Однакоипосейденьинформатизациярассматриваетсякакнечто,неотносящеесяксущностнойчастиреформы.Компьютерныетехнологиисуществуюткакбыотдельноотобщихпроблемсодержанияиметодовобучения,оторганизационныхформуправленияучебнымпроцессом. Вэтойсвязиинформатизациюобразованияследуетрассматриватькакпроцессизменениясодержания,методовиорганизационныхформподготовкистудентовнаэтапепереходавысшейшколыкжизнивусловияхинформационногообщества.Вотечественнойивособенностизарубежнойвысшейшколеосуществляетсяпрактическийпереходкобразованиюсиспользованиемнеограниченногодоступакинформации,таккаквусловияхразвивающегосяинформационногообществаограничениедоступакинформациизатруднено.Доступкзнаниям,накопленнымчеловечеством,становитьсянеотъемлемымправомгражданина,котороеобеспечиваетсяэлектроннымисредствамимассовойинформации,инфраструктуройИнтернет.Научитьжитьиработатьвизменяющейсясредеобитания-важнейшаяиззадачвысшейшколы.Этозначит,чтосуществующиеметодыиформыучебнойработыдолжныменятьсявтоймере,вкакойонинесутнасебесоставляющиеновогосодержанияобучения. Обновленноесодержаниеобразованиявместесподдерживающимииобеспечивающимиэтотпроцессинформационнымитехнологиямидолжностатьосновойвсехучебныхпрограмм,которыенеобходиморазработатьипредложитьстудентам,чемувнекоторойстепенипрепятствуютсовременнаядидактика,существующаяорганизациявысшейшколы,непретерпевшаясущественныхизмененийзапоследниедесятилетия,ипокаещезакрытаяучебнаяархитектура.Хотяследуетпризнать,чтовысшаяшколауженерассматриваетсякакглавныйиединственныйисточникзнанийдлямолодежи.Реальностьюстановятсяпроектыпоиспользованиюобучениянарасстояниикакальтернативыдлятрадиционнойвысшейшколы. Поэтомунеобходимыноваястратегияитактикареализацииновойпарадигмыинформатизацииобразования,новыхпринциповизученияинформатикикакобщеобразовательнойдисциплиныифундаментальнойнаукинаразличныхуровняхсистемыобразования,втомчислеприподготовкеиповышенииквалификациипреподавателейвузов.Приэтомобразованиедолжностатьопережающиминаправленнымнаформированиеновойинформационнойкультурыобщества,целостногомиропониманияисовременногонаучногомировоззрения,наподготовкуинтеллектуальнойэлитыобществакосвоениюновойметодологиинаучныхисследований,наподготовкуквалифицированныхспециалистов,способныхкпрофессиональномуростуипрофессиональноймобильностивусловияхинформатизацииобществаиразвитияновыхнаукоемкихтехнологий. Информатизацияобщества–повсеместноевнедрениекомплексамер,направленныхнаобеспечениеполногоисвоевременногоиспользованиядостовернойинформации,обобщенныхзнанийвовсехсоциальнозначимыхвидахчеловеческойдеятельности.Полагается,чтоширокомасштабноевнедрениеновыхИТповыситрезультативностьрешений,принимаемыхнавсехуровняхуправления.Успехвозможенприналичиицеленаправленнойидолговременнойпрограммысозданияинформационнойинфраструктуры. Внастоящеевремявнашейстране,такжекакивовсеммире,достаточнобурнопротекаютпроцессыкомпьютеризациииинформатизациивбольшинствесфернародногохозяйства. Компьютеризация–процессоснащенияорганизаций,предприятийирабочихместотдельныхспециалистовразличнымисредствамивычислительнойтехники,объединенияотдельныхмашинвкомпьютерныесети,установкииосвоениясовременныхпрограммныхсистем. Материальнойитехнологическойбазойинформационногообществастанутразличногородасистемынабазекомпьютернойтехникиикомпьютерныхсетей,информационнойтехнологии,телекоммуникационнойсвязи. Некоторыехарактерныечертыинформационногообщества:•решенапроблемаинформационногокризиса,т.е.разрешенопротиворечиемеждуинформационнойлавинойиинформационнымголодом;•обеспеченприоритетинформациипосравнениюсдругимиресурсами;•главнойформойразвитиястанетинформационнаяэкономика;•восновуобществабудутзаложеныавтоматизированныегенерация,хранение,обработкаииспользованиезнанийспомощьюновейшейинформационнойтехникиитехнологии;•информационныетехнологииохватываютвсесферысоциальнойдеятельностичеловека;•спомощьюсредствинформатикиреализовансвободныйдоступкаждогочеловекакинформационнымресурсамвсейцивилизации. Информация-важныйфакторсоциальногоразвитиясовременногомира.Информатизацияпризванастатьоснованиемкардинальнойтрансформациикачестваиуровняжизнедеятельностичеловека.Сегодняочевидно,чтоподобнотомукак“индустриальноеобщество”пришлонасмену“аграрномуобществу”,насменуемуидет“информационноеобщество.Информатизацияобществавключаетвсебяпредставлениевформе,доступнойдляпередачи,обработкиихранениятехническимисредства-ми,всейсоциальнозначимойинформации,возникающейвпроцесседеятельностиобщества.Информатизация-этосовокупностьвзаимосвязанныхполитических,социально-экономическихитехнологическихфакторов,которыеобеспечиваютсвободныйдоступвсемчленамобществаклюбойсоциально-значимойинформации. Рядученыхвыделяютхарактерныечертыинформационногообщества: • решенапроблемаинформационногокризиса,т.е.разрешенопротиворечиемеждуинформационнойлавинойиинформационнымголодом; • обеспеченприоритетинформациипосравнениюсдругимиресурсами; • главнойформойразвитиястанетинформационнаяэкономика; • восновуобществатзаложеныавтоматизированныегенерация,хранение,обработкаииспользованиезнанийспомощьюновейшейинформационнойтехникиитехнологии; • информационнаятехнологияприобрететглобальныйхарактер,охватываявсесферысоциальнойдеятельностичеловека; • формируетсяинформационноеединствовсейчеловеческойцивилизации; • спомощьюсредствинформатикиреализовансвободныйдоступкаждогочеловекакинформационнымресурсамвсейцивилизации; • реализованыгуманистическиепринципыуправленияобществомивоздействиянаокружающуюсреду. Кромеположительныхмоментовотмечаютсяиопасныетенденции: • различныйуровеньинформатизациивчастнойигосударственнойсферах; • проблемасохранениянациональныхинформационныхресурсов; • возрастаниевлияниянаобществосредствмассовойинформации; • многимлюдямбудеттрудноадаптироватьсяксредеинформационногообщества.Существуетопасностьразрывамежду"информационнойэлитой"(людьми,занимающимисяразработкойинформационныхтехнологий)ипотребителями; • влияниеинформатизациинаструктурныеизменениявэкономике. Наиболеединамичноразвиваетсяинформатизациявсферерыночнойинфраструктуры:предприятия,осуществляющиепосредническиеуслугиприкупле-продажетоваров,ценныхбумагивалюты,равнокакирекламно—представительскиеуслугииаудиторскуюдеятельность,оснащенывосновномновойсовременнойинформационнойтехникой.Мировойжеопытпоказывает,чтосознательноподдерживаемаягосударствоминформатизацияобществапозволяетнайтипутиоздоровленияэкономикиирешенияважныхсоциальныхпроблем. Сегодняпервоочереднаязадачавобластиинформатизации-сохранениенациональныхинформационныхресурсов(фундаментальнызнанийиличностныхнавыков)исозданиеусловийдляихнормальноговоспроизводства.Обесоставныечастинациональныхинформационныхресурсоввоспроизводятсяпреждевсегосистемойобразования.Развитие–образованиястратегическаяцель.Использованиеположительногоопытапромышленноразвитыхстранвобластиинформатизации(например,со-зданиетехнополисов)-выходнамировойрынокинформационныхтоваров,услугитехнологий. Новыесредстваобработкиданныхпривеликпоявлениюмножестваспособовведенияпропагандистскойработысредилюдей.Типичнымпримеромявляютсяманипуляциисрезультатамиопросовобщественногомнения.Решениепроблемы-системыконтролязадостоверностьраспространяемойинформации,законодательныеограничениясвободыСМИ. Информатизацияпрямовоздействуетнапроцессыизменениястратификационнойсистемыобщества,ееусложнение,всебольшуюдифференциацию.Людивсебольшеибольшеначинаютотличатьсядруготдругапоуровнюдохода,образования,отношениюквласти,образужизни,ценностнымориентациям,установкам,интересамит.д.Решениепроблемы-обеспечениесвободногодоступапользователейкисточникаминформации. Информатизацияактивновлияетнавсевидыдеятельностичеловекаиособеннотрудовую.Практическивсеисследователиинформатизацииоцениваютеекакпозитивныйпроцесс.Ростжеструктурнойбезработицы,связаннойсотмираниеммногихпрофессий,противоречиямеждустарымииновымиотраслямипроизводства,конкуренциюмеждунимизагосударственнуюподдержку,усилениеразличийвуровнежизнипромышленноразвитыхстран,вступившихвинформационнуюцивилизацию,истран,находящихсянаболеенизкойстадииразвития,-трудностипереходногопериода,которыесразвитиеминформатизацииуйдутвпрошлое. Информационноеобществобудущего,каксказалОлвинТоффлер,-этомир“нелучшийинехудшийизтех,чтоможносебепредставить,нозатомирреализуемыйиявноболеепривлекательный,чемтот,вкотороммыжилидосихпор”. Вкачествесоциальнозначимыхиндикаторов,позволяющихоценитьсостояниеэтойпроблемымогутслужитьтрифакта. Первыйизнихсвязансколичествоморганизационныхструктурвсистемефедеральнойвласти,которыенепосредственнозанимаютсяпроблемойинформациииинформатизации.ДопоследнеговременивструктуреаппаратовПрезидентаиПравительстваРоссийскойФедерациинасчитывалосьсвыше20специализированныхструктурэтогопрофиля.Крометакихкрупныхструктур, какКомитетРФпоинформатизации,внастоящеевремяпреобразованныйвКомитетприПрезидентеРоссийскойФедерациипополитикеинформатизации,Федеральноеагентствоправительственнойсвязииинформации,Государственнаятехническаяко-миссияприПрезиденте,Государственно-правовоеуправлениеиряддругихинформационно-аналитическихцентровваппаратеПрезидента.ПриПравительстветакжедействуетнесколькоструктуринформационногоназначения.Этоорганыстатистики,стандартизации,метрологииисертификации;попатентамиторговымзнакам.Государственнаяархивнаяслужба:Росинформресурс,ориентированныйнанаучно-техническуюинформацию. Центринформационныхисоциальныхтехнологий.ЦентрэкономическойконъюнктурыприПравительстве,ФедеральныйинформационныйцентрРоссииит.д.Следуетиметьввиду,чтоприкаждомминистерствеиведомстведействуютспециализированныеинформационныеслужбы.Универсальныефункциивсфереинформациивыполняютитакиеорганы,какСоветбезопасностииМинистерствосвязи. Оповышениивниманиякэтойпроблемеможносудитьипомасштабамнормотворчествавобластиправовогорегулированияпроблеминформациииинформатизации.Еслиза1992г.былопринятопримерно60актовВерховногоСоветаРоссийскойФедерации,ПрезидентаиПравительства,тов1993г.ихвыпущеноболее100.Причемвихсоставечислозаконовзанимаетвесьмаскромноеместо.Строгоповопросаминформатизацииихлишьнесколько.Этозаконы,касающиесяохраныпрограммдляЭВМимикросхем,Законогосударственнойтайне.Другиезаконыкасаютсяданнойпроблемыкосвенноилифрагментарно.ИзихчисланаиболеезначителенЗаконобавторскомправеисмежныхправах.РастетчислоуказовПрезидентаираспоряженийПравительства.В1992г.былоизданопримерно20указовираспоряженийПрезидента,ав1993-более30;числоактовПравительствавозрослос23до52.НаиболееемкимявляетсяпакетактовПрезидентапоупорядочениюправовойинформацииврамкахРоссиииправилееобращениявотношенияхсостранамиСНГ.Позитивноезначениеимеютакты,направленныенаупорядочениеправовой,архивной,статистической,метрологической,учетнойдокументированнойинформации. ЗаметнымшагомусилениявниманиякинформацииогражданахможносчитатьрешениеПравительстваоформированиицелевойфедеральнойпрограммысозданияобщегосударственнойавтоматизированнойсистемыучетанаселенияиофициальныхдокументов,удостоверяющихличность. Третийфакт,которыйможноиспользоватьвкачествеиндикаторасостоянияпроблемы,связанскачествомиспользованияинформационныхресурсовидисциплинойвэтойобласти.Эторазговорособый.Ноздесьзаметим,чтослучаисамоосвобожденияотответственностикрупныхгосударственныхчиновниковиполитическихдеятелейпоформуле"незнал"достаточноясноговорятосостоянииинформационныхсистемиоботношениидолжностныхлициоргановкинформационномуресурсу.Этосвидетельствуетиотом,чтонетправовогомеханизмаответственностизаправонарушениявформировании,содержанииииспользованииинформациивсистемегосударственнойвласти,вэкономикестраны,впроизводстве.Нетнедостаткавпубликациях,которыеподтверждаютфактическиотсутствиеинформациибюджетной,налоговой,любойучетно-аналитической,необходимойдляуправления;оправахгражданипорядкеихреализации,нетупорядоченнойсистемыинформацииобэкстремальныхситуациях. Уровеньинформатизации,определяемыйпоудельномувесураспределениясредствсвязииобработкиинформациина100или1000человекнаселения,поканевнушаетоптимизма.МасштабыфизическогопространстваРоссии,запущенностьпроблемы,состояниепроизводствавцеломивобластикомпьютеризации,телефонизациистраны,вчастностивусловияхсохраняющейсянеопределенностипроисходящихэкономическихреформикризиса,тольконаращиваютсложностьрешенияоднойизважнейшихзадачсовременногообществаиподтверждают,чтопромедлениенедопустимо. Проблемы(путирешения): • Ростэнергопотребления(решение:распределениевычислительныхресурсов,виртуализация,использованиесредствуправленияэнергопотреблением) • Системноеиприкладноепрограммноеобеспечениестремительноусложняется(применениеспециальныхпрограмм–конфигураторов.Конфигурированиюможетбытьподвергнуткакпрограммныйпродукт,такисамкомпьютер.Конфигураторможетсущественнорасширитьпотенциальныйкругпотребителей,адлясамогопользователяобеспечитьмасштабируемостьиадаптивностьпродукта.Приэтомможетбытьсокращеновремяосвоенияивнедренияпродукта.) • Широкоевнедрениефайлообменныхсетей-этиприложенияпровоцируютдо-статочносерьезнуюзагрузкуканаловпередачиданных.(Управлениеполосойпро-пускания) • Новыетехнологииобычносложнеестарыхипоэтойпричинеуязвимее. • Системноеиприкладноепрограммноеобеспечениестремительноусложняется (Elephantware). статьяГ.П.Абрамкина"Информатизацияобществаипроблемыобразования" ГлобальнаяинформатизацияобществаявляетсяоднойиздоминирующихтенденцийразвитияцивилизациивXXIв.Благодарястремительномуувеличениювозможностейсредствинформатики,телекоммуникационныхсистеминовыхинформационныхтехнологийформируетсяинформационнаясредаобитанияижизнедеятельностилюдей,складываетсяинформационноеобщество.Вэтомобществедлячеловекапоявляютсянетолькопринципиальноновыевозможности,ноивозникаютранеенеизвестныепроблемы. Передвысшейшколойставитсязадача-подготовитьстудентовкусловиямжизниипрофессиональнойдеятельностивинформационномобществе,научитьихдействоватьвэтойсреде,использоватьеевозможностиизащищатьсяотнегативныхвоздействий. Длярешенияэтойпроблемытребуетсяинформационнаяориентациясистемывысшегообразования. Однакомногиеактуальныепроблемыинформатизацииобществапрактическинеизучаютсявсистемевысшегообразования.Неготовятсякэтимусловиямипреподавателивузов.Системаподготовкииповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскихкадроввысшейшколывэтомпланенеотвечаетсовременнымтребованиям.Этоттревожныйфактдолженстатьобъектомвниманиякакработниковвузов,такиполитиков,государственныхдеятелейнашейстраны,посколькукачествообразования-нетолькогуманитарнаяпроблема,ностратегическийфакторсоциально-экономическогоразвитиястраны,обеспеченияеенациональнойбезопасности. Однаизпричинзаключаетсявтом,чтосовременныйчеловек,несмотрянастремительныетемпыразвитияинформационныхтехнологий,продолжаетсупорствомнастаивать,чтосуществуютвещи,которыхтехническийпрогрессникогданекоснется.Впервуюочередьонзащищаетоттехническогопрогрессатворческиесферыдеятельности. Следуетотчетливопонимать,чтотехнологиипостепеннопроникаютвтакиеобластидеятельности,которыеещенедавноказалисьдоступнымиисключительночеловеческомудуху,втомчиследеятельностьпедагогическую(образовательную). Сегоднянельзясполнойуверенностьюназватьсферыжизниидеятельностичеловека,которыераноилипозднобудутавтоматизированы.Человексовершенствуетсявместестехнологиями,становитсясвободнее;техникавысвобождаетвегожизниместоивремядляболеесовершенныхпомыслов. Объемчеловеческихзнанийудваиваетсякаждые10лет.Мощностькомпьютера-каждые18месяцев.ЗапоследнююполовинуXXв.человечествоузналоомиребольше,чемзавсевремясвоегосуществования. Реформаотечественнойшколы,втомчислеивысшей,продолжаетсяуженеоднодесятилетие.Начинаяс1985г.вдокументахреформыупоминаетсяокомпьютерах,обинформатизацииобразованияисредствахновойинформационнойтехнологии.Однакоипосейденьинформатизациярассматриваетсякакнечто,неотносящеесяксущностнойчастиреформы.Компьютерныетехнологиисуществуюткакбыотдельноотобщихпроблемсодержанияиметодовобучения,оторганизационныхформуправленияучебнымпроцессом. Вэтойсвязиинформатизациюобразованияследуетрассматриватькакпроцессизменениясодержания,методовиорганизационныхформподготовкистудентовнаэтапепереходавысшейшколыкжизнивусловияхинформационногообщества.Вотечественнойивособенностизарубежнойвысшейшколеосуществляетсяпрактическийпереходкобразованиюсиспользованиемнеограниченногодоступакинформации,таккаквусловияхразвивающегосяинформационногообществаограничениедоступакинформациизатруднено.Доступкзнаниям,накопленнымчеловечеством,становитьсянеотъемлемымправомгражданина,котороеобеспечиваетсяэлектроннымисредствамимассовойинформации,инфраструктуройИнтернет.Научитьжитьиработатьвизменяющейсясредеобитания-важнейшаяиззадачвысшейшколы.Этозначит,чтосуществующиеметодыиформыучебнойработыдолжныменятьсявтоймере,вкакойонинесутнасебесоставляющиеновогосодержанияобучения. Обновленноесодержаниеобразованиявместесподдерживающимииобеспечивающимиэтотпроцессинформационнымитехнологиямидолжностатьосновойвсехучебныхпрограмм,которыенеобходиморазработатьипредложитьстудентам,чемувнекоторойстепенипрепятствуютсовременнаядидактика,существующаяорганизациявысшейшколы,непретерпевшаясущественныхизмененийзапоследниедесятилетия,ипокаещезакрытаяучебнаяархитектура.Хотяследуетпризнать,чтовысшаяшколауженерассматриваетсякакглавныйиединственныйисточникзнанийдлямолодежи.Реальностьюстановятсяпроектыпоиспользованиюобучениянарасстояниикакальтернативыдлятрадиционнойвысшейшколы. Поэтомунеобходимыноваястратегияитактикареализацииновойпарадигмыинформатизацииобразования,новыхпринциповизученияинформатикикакобщеобразовательнойдисциплиныифундаментальнойнаукинаразличныхуровняхсистемыобразования,втомчислеприподготовкеиповышенииквалификациипреподавателейвузов.Приэтомобразованиедолжностатьопережающиминаправленнымнаформированиеновойинформационнойкультурыобщества,целостногомиропониманияисовременногонаучногомировоззрения,наподготовкуинтеллектуальнойэлитыобществакосвоениюновойметодологиинаучныхисследований,наподготовкуквалифицированныхспециалистов,способныхкпрофессиональномуростуипрофессиональноймобильностивусловияхинформатизацииобществаиразвитияновыхнаукоемкихтехнологий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |