Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективныеинформационныетехнологиивнаучно-исследовательскойдеятельностиипредметнойобласти.




 

ГлобальнаяинформатизацияобществаявляетсяоднойиздоминирующихтенденцийразвитияцивилизациивXXIв.Благодарястремительномуувеличениювозможностейсредствинформатики,телекоммуникационныхсистеминовыхинформационныхтехнологийформируетсяинформационнаясредаобитанияижизнедеятельностилюдей,складываетсяинформационноеобщество.Вэтомобществедлячеловекапоявляютсянетолькопринципиальноновыевозможности,ноивозникаютранеенеизвестныепроблемы.

Передвысшейшколойставитсязадача-подготовитьстудентовкусловиямжизниипрофессиональнойдеятельностивинформационномобществе,научитьихдействоватьвэтойсреде,использоватьеевозможностиизащищатьсяотнегативныхвоздействий.

Длярешенияэтойпроблемытребуетсяинформационнаяориентациясистемывысшегообразования.

Однакомногиеактуальныепроблемыинформатизацииобществапрактическинеизучаютсявсистемевысшегообразования.Неготовятсякэтимусловиямипреподавателивузов.Системаподготовкииповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскихкадроввысшейшколывэтомпланенеотвечаетсовременнымтребованиям.Этоттревожныйфактдолженстатьобъектомвниманиякакработниковвузов,такиполитиков,государственныхдеятелейнашейстраны,посколькукачествообразования-нетолькогуманитарнаяпроблема,ностратегическийфакторсоциально-экономическогоразвитиястраны,обеспеченияеенациональнойбезопасности.

Однаизпричинзаключаетсявтом,чтосовременныйчеловек,несмотрянастремительныетемпыразвитияинформационныхтехнологий,продолжаетсупорствомнастаивать,чтосуществуютвещи,которыхтехническийпрогрессникогданекоснется.Впервуюочередьонзащищаетоттехническогопрогрессатворческиесферыдеятельности.Следуетотчетливопонимать,чтотехнологиипостепеннопроникаютвтакиеобластидеятельности,которыеещенедавноказалисьдоступнымиисключительночеловеческомудуху,втомчиследеятельностьпедагогическую(образовательную).Сегоднянельзясполнойуверенностьюназватьсферыжизниидеятельностичеловека,которыераноилипозднобудутавтоматизированы.Человексовершенствуетсявместестехнологиями,становитсясвободнее;техникавысвобождаетвегожизниместоивремядляболеесовершенныхпомыслов.

Объемчеловеческихзнанийудваиваетсякаждые10лет.Мощностькомпьютера-каждые18месяцев.ЗапоследнююполовинуXXв.человечествоузналоомиребольше,чемзавсевремясвоегосуществования.Реформаотечественнойшколы,втомчислеивысшей,продолжаетсяуженеоднодесятилетие.Начинаяс1985г.вдокументахреформыупоминаетсяокомпьютерах,обинформатизацииобразованияисредствахновойинформационнойтехнологии.Однакоипосейденьинформатизациярассматриваетсякакнечто,неотносящеесяксущностнойчастиреформы.Компьютерныетехнологиисуществуюткакбыотдельноотобщихпроблемсодержанияиметодовобучения,оторганизационныхформуправленияучебнымпроцессом.

Вэтойсвязиинформатизациюобразованияследуетрассматриватькакпроцессизменениясодержания,методовиорганизационныхформподготовкистудентовнаэтапепереходавысшейшколыкжизнивусловияхинформационногообщества.Вотечественнойивособенностизарубежнойвысшейшколеосуществляетсяпрактическийпереходкобразованиюсиспользованиемнеограниченногодоступакинформации,таккаквусловияхразвивающегосяинформационногообществаограничениедоступакинформациизатруднено.Доступкзнаниям,накопленнымчеловечеством,становитьсянеотъемлемымправомгражданина,котороеобеспечиваетсяэлектроннымисредствамимассовойинформации,инфраструктуройИнтернет.Научитьжитьиработатьвизменяющейсясредеобитания-важнейшаяиззадачвысшейшколы.Этозначит,чтосуществующиеметодыиформыучебнойработыдолжныменятьсявтоймере,вкакойонинесутнасебесоставляющиеновогосодержанияобучения.

Обновленноесодержаниеобразованиявместесподдерживающимииобеспечивающимиэтотпроцессинформационнымитехнологиямидолжностатьосновойвсехучебныхпрограмм,которыенеобходиморазработатьипредложитьстудентам,чемувнекоторойстепенипрепятствуютсовременнаядидактика,существующаяорганизациявысшейшколы,непретерпевшаясущественныхизмененийзапоследниедесятилетия,ипокаещезакрытаяучебнаяархитектура.Хотяследуетпризнать,чтовысшаяшколауженерассматриваетсякакглавныйиединственныйисточникзнанийдлямолодежи.Реальностьюстановятсяпроектыпоиспользованиюобучениянарасстояниикакальтернативыдлятрадиционнойвысшейшколы.

Поэтомунеобходимыноваястратегияитактикареализацииновойпарадигмыинформатизацииобразования,новыхпринциповизученияинформатикикакобщеобразовательнойдисциплиныифундаментальнойнаукинаразличныхуровняхсистемыобразования,втомчислеприподготовкеиповышенииквалификациипреподавателейвузов.Приэтомобразованиедолжностатьопережающиминаправленнымнаформированиеновойинформационнойкультурыобщества,целостногомиропониманияисовременногонаучногомировоззрения,наподготовкуинтеллектуальнойэлитыобществакосвоениюновойметодологиинаучныхисследований,наподготовкуквалифицированныхспециалистов,способныхкпрофессиональномуростуипрофессиональноймобильностивусловияхинформатизацииобществаиразвитияновыхнаукоемкихтехнологий.

Информатизацияобщества–повсеместноевнедрениекомплексамер,направленныхнаобеспечениеполногоисвоевременногоиспользованиядостовернойинформации,обобщенныхзнанийвовсехсоциальнозначимыхвидахчеловеческойдеятельности.Полагается,чтоширокомасштабноевнедрениеновыхИТповыситрезультативностьрешений,принимаемыхнавсехуровняхуправления.Успехвозможенприналичиицеленаправленнойидолговременнойпрограммысозданияинформационнойинфраструктуры.

Внастоящеевремявнашейстране,такжекакивовсеммире,достаточнобурнопротекаютпроцессыкомпьютеризациииинформатизациивбольшинствесфернародногохозяйства.

Компьютеризация–процессоснащенияорганизаций,предприятийирабочихместотдельныхспециалистовразличнымисредствамивычислительнойтехники,объединенияотдельныхмашинвкомпьютерныесети,установкииосвоениясовременныхпрограммныхсистем.

Материальнойитехнологическойбазойинформационногообществастанутразличногородасистемынабазекомпьютернойтехникиикомпьютерныхсетей,информационнойтехнологии,телекоммуникационнойсвязи.

Некоторыехарактерныечертыинформационногообщества:•решенапроблемаинформационногокризиса,т.е.разрешенопротиворечиемеждуинформационнойлавинойиинформационнымголодом;•обеспеченприоритетинформациипосравнениюсдругимиресурсами;•главнойформойразвитиястанетинформационнаяэкономика;•восновуобществабудутзаложеныавтоматизированныегенерация,хранение,обработкаииспользованиезнанийспомощьюновейшейинформационнойтехникиитехнологии;•информационныетехнологииохватываютвсесферысоциальнойдеятельностичеловека;•спомощьюсредствинформатикиреализовансвободныйдоступкаждогочеловекакинформационнымресурсамвсейцивилизации.

Информация-важныйфакторсоциальногоразвитиясовременногомира.Информатизацияпризванастатьоснованиемкардинальнойтрансформациикачестваиуровняжизнедеятельностичеловека.Сегодняочевидно,чтоподобнотомукак“индустриальноеобщество”пришлонасмену“аграрномуобществу”,насменуемуидет“информационноеобщество.Информатизацияобществавключаетвсебяпредставлениевформе,доступнойдляпередачи,обработкиихранениятехническимисредства-ми,всейсоциальнозначимойинформации,возникающейвпроцесседеятельностиобщества.Информатизация-этосовокупностьвзаимосвязанныхполитических,социально-экономическихитехнологическихфакторов,которыеобеспечиваютсвободныйдоступвсемчленамобществаклюбойсоциально-значимойинформации.

Рядученыхвыделяютхарактерныечертыинформационногообщества:

• решенапроблемаинформационногокризиса,т.е.разрешенопротиворечиемеждуинформационнойлавинойиинформационнымголодом;

• обеспеченприоритетинформациипосравнениюсдругимиресурсами;

• главнойформойразвитиястанетинформационнаяэкономика;

• восновуобществатзаложеныавтоматизированныегенерация,хранение,обработкаииспользованиезнанийспомощьюновейшейинформационнойтехникиитехнологии;

• информационнаятехнологияприобрететглобальныйхарактер,охватываявсесферысоциальнойдеятельностичеловека;

• формируетсяинформационноеединствовсейчеловеческойцивилизации;

• спомощьюсредствинформатикиреализовансвободныйдоступкаждогочеловекакинформационнымресурсамвсейцивилизации;

• реализованыгуманистическиепринципыуправленияобществомивоздействиянаокружающуюсреду.

Кромеположительныхмоментовотмечаютсяиопасныетенденции:

• различныйуровеньинформатизациивчастнойигосударственнойсферах;

• проблемасохранениянациональныхинформационныхресурсов;

• возрастаниевлияниянаобществосредствмассовойинформации;

• многимлюдямбудеттрудноадаптироватьсяксредеинформационногообщества.Существуетопасностьразрывамежду"информационнойэлитой"(людьми,занимающимисяразработкойинформационныхтехнологий)ипотребителями;

• влияниеинформатизациинаструктурныеизменениявэкономике.

Наиболеединамичноразвиваетсяинформатизациявсферерыночнойинфраструктуры:предприятия,осуществляющиепосредническиеуслугиприкупле-продажетоваров,ценныхбумагивалюты,равнокакирекламно—представительскиеуслугииаудиторскуюдеятельность,оснащенывосновномновойсовременнойинформационнойтехникой.Мировойжеопытпоказывает,чтосознательноподдерживаемаягосударствоминформатизацияобществапозволяетнайтипутиоздоровленияэкономикиирешенияважныхсоциальныхпроблем.

Сегодняпервоочереднаязадачавобластиинформатизации-сохранениенациональныхинформационныхресурсов(фундаментальнызнанийиличностныхнавыков)исозданиеусловийдляихнормальноговоспроизводства.Обесоставныечастинациональныхинформационныхресурсоввоспроизводятсяпреждевсегосистемойобразования.Развитие–образованиястратегическаяцель.Использованиеположительногоопытапромышленноразвитыхстранвобластиинформатизации(например,со-зданиетехнополисов)-выходнамировойрынокинформационныхтоваров,услугитехнологий.

Новыесредстваобработкиданныхпривеликпоявлениюмножестваспособовведенияпропагандистскойработысредилюдей.Типичнымпримеромявляютсяманипуляциисрезультатамиопросовобщественногомнения.Решениепроблемы-системыконтролязадостоверностьраспространяемойинформации,законодательныеограничениясвободыСМИ.

Информатизацияпрямовоздействуетнапроцессыизменениястратификационнойсистемыобщества,ееусложнение,всебольшуюдифференциацию.Людивсебольшеибольшеначинаютотличатьсядруготдругапоуровнюдохода,образования,отношениюквласти,образужизни,ценностнымориентациям,установкам,интересамит.д.Решениепроблемы-обеспечениесвободногодоступапользователейкисточникаминформации.

Информатизацияактивновлияетнавсевидыдеятельностичеловекаиособеннотрудовую.Практическивсеисследователиинформатизацииоцениваютеекакпозитивныйпроцесс.Ростжеструктурнойбезработицы,связаннойсотмираниеммногихпрофессий,противоречиямеждустарымииновымиотраслямипроизводства,конкуренциюмеждунимизагосударственнуюподдержку,усилениеразличийвуровнежизнипромышленноразвитыхстран,вступившихвинформационнуюцивилизацию,истран,находящихсянаболеенизкойстадииразвития,-трудностипереходногопериода,которыесразвитиеминформатизацииуйдутвпрошлое.

Информационноеобществобудущего,каксказалОлвинТоффлер,-этомир“нелучшийинехудшийизтех,чтоможносебепредставить,нозатомирреализуемыйиявноболеепривлекательный,чемтот,вкотороммыжилидосихпор”.

Вкачествесоциальнозначимыхиндикаторов,позволяющихоценитьсостояниеэтойпроблемымогутслужитьтрифакта.

Первыйизнихсвязансколичествоморганизационныхструктурвсистемефедеральнойвласти,которыенепосредственнозанимаютсяпроблемойинформациииинформатизации.ДопоследнеговременивструктуреаппаратовПрезидентаиПравительстваРоссийскойФедерациинасчитывалосьсвыше20специализированныхструктурэтогопрофиля.Крометакихкрупныхструктур,

какКомитетРФпоинформатизации,внастоящеевремяпреобразованныйвКомитетприПрезидентеРоссийскойФедерациипополитикеинформатизации,Федеральноеагентствоправительственнойсвязииинформации,Государственнаятехническаяко-миссияприПрезиденте,Государственно-правовоеуправлениеиряддругихинформационно-аналитическихцентровваппаратеПрезидента.ПриПравительстветакжедействуетнесколькоструктуринформационногоназначения.Этоорганыстатистики,стандартизации,метрологииисертификации;попатентамиторговымзнакам.Государственнаяархивнаяслужба:Росинформресурс,ориентированныйнанаучно-техническуюинформацию.

Центринформационныхисоциальныхтехнологий.ЦентрэкономическойконъюнктурыприПравительстве,ФедеральныйинформационныйцентрРоссииит.д.Следуетиметьввиду,чтоприкаждомминистерствеиведомстведействуютспециализированныеинформационныеслужбы.Универсальныефункциивсфереинформациивыполняютитакиеорганы,какСоветбезопасностииМинистерствосвязи.

Оповышениивниманиякэтойпроблемеможносудитьипомасштабамнормотворчествавобластиправовогорегулированияпроблеминформациииинформатизации.Еслиза1992г.былопринятопримерно60актовВерховногоСоветаРоссийскойФедерации,ПрезидентаиПравительства,тов1993г.ихвыпущеноболее100.Причемвихсоставечислозаконовзанимаетвесьмаскромноеместо.Строгоповопросаминформатизацииихлишьнесколько.Этозаконы,касающиесяохраныпрограммдляЭВМимикросхем,Законогосударственнойтайне.Другиезаконыкасаютсяданнойпроблемыкосвенноилифрагментарно.ИзихчисланаиболеезначителенЗаконобавторскомправеисмежныхправах.РастетчислоуказовПрезидентаираспоряженийПравительства.В1992г.былоизданопримерно20указовираспоряженийПрезидента,ав1993-более30;числоактовПравительствавозрослос23до52.НаиболееемкимявляетсяпакетактовПрезидентапоупорядочениюправовойинформацииврамкахРоссиииправилееобращениявотношенияхсостранамиСНГ.Позитивноезначениеимеютакты,направленныенаупорядочениеправовой,архивной,статистической,метрологической,учетнойдокументированнойинформации.

ЗаметнымшагомусилениявниманиякинформацииогражданахможносчитатьрешениеПравительстваоформированиицелевойфедеральнойпрограммысозданияобщегосударственнойавтоматизированнойсистемыучетанаселенияиофициальныхдокументов,удостоверяющихличность.

Третийфакт,которыйможноиспользоватьвкачествеиндикаторасостоянияпроблемы,связанскачествомиспользованияинформационныхресурсовидисциплинойвэтойобласти.Эторазговорособый.Ноздесьзаметим,чтослучаисамоосвобожденияотответственностикрупныхгосударственныхчиновниковиполитическихдеятелейпоформуле"незнал"достаточноясноговорятосостоянииинформационныхсистемиоботношениидолжностныхлициоргановкинформационномуресурсу.Этосвидетельствуетиотом,чтонетправовогомеханизмаответственностизаправонарушениявформировании,содержанииииспользованииинформациивсистемегосударственнойвласти,вэкономикестраны,впроизводстве.Нетнедостаткавпубликациях,которыеподтверждаютфактическиотсутствиеинформациибюджетной,налоговой,любойучетно-аналитической,необходимойдляуправления;оправахгражданипорядкеихреализации,нетупорядоченнойсистемыинформацииобэкстремальныхситуациях.

Уровеньинформатизации,определяемыйпоудельномувесураспределениясредствсвязииобработкиинформациина100или1000человекнаселения,поканевнушаетоптимизма.МасштабыфизическогопространстваРоссии,запущенностьпроблемы,состояниепроизводствавцеломивобластикомпьютеризации,телефонизациистраны,вчастностивусловияхсохраняющейсянеопределенностипроисходящихэкономическихреформикризиса,тольконаращиваютсложностьрешенияоднойизважнейшихзадачсовременногообществаиподтверждают,чтопромедлениенедопустимо.

Проблемы(путирешения):

• Ростэнергопотребления(решение:распределениевычислительныхресурсов,виртуализация,использованиесредствуправленияэнергопотреблением)

• Системноеиприкладноепрограммноеобеспечениестремительноусложняется(применениеспециальныхпрограмм–конфигураторов.Конфигурированиюможетбытьподвергнуткакпрограммныйпродукт,такисамкомпьютер.Конфигураторможетсущественнорасширитьпотенциальныйкругпотребителей,адлясамогопользователяобеспечитьмасштабируемостьиадаптивностьпродукта.Приэтомможетбытьсокращеновремяосвоенияивнедренияпродукта.)

• Широкоевнедрениефайлообменныхсетей-этиприложенияпровоцируютдо-статочносерьезнуюзагрузкуканаловпередачиданных.(Управлениеполосойпро-пускания)

• Новыетехнологииобычносложнеестарыхипоэтойпричинеуязвимее.

• Системноеиприкладноепрограммноеобеспечениестремительноусложняется

(Elephantware).

статьяГ.П.Абрамкина"Информатизацияобществаипроблемыобразования"

ГлобальнаяинформатизацияобществаявляетсяоднойиздоминирующихтенденцийразвитияцивилизациивXXIв.Благодарястремительномуувеличениювозможностейсредствинформатики,телекоммуникационныхсистеминовыхинформационныхтехнологийформируетсяинформационнаясредаобитанияижизнедеятельностилюдей,складываетсяинформационноеобщество.Вэтомобществедлячеловекапоявляютсянетолькопринципиальноновыевозможности,ноивозникаютранеенеизвестныепроблемы.

Передвысшейшколойставитсязадача-подготовитьстудентовкусловиямжизниипрофессиональнойдеятельностивинформационномобществе,научитьихдействоватьвэтойсреде,использоватьеевозможностиизащищатьсяотнегативныхвоздействий.

Длярешенияэтойпроблемытребуетсяинформационнаяориентациясистемывысшегообразования.

Однакомногиеактуальныепроблемыинформатизацииобществапрактическинеизучаютсявсистемевысшегообразования.Неготовятсякэтимусловиямипреподавателивузов.Системаподготовкииповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскихкадроввысшейшколывэтомпланенеотвечаетсовременнымтребованиям.Этоттревожныйфактдолженстатьобъектомвниманиякакработниковвузов,такиполитиков,государственныхдеятелейнашейстраны,посколькукачествообразования-нетолькогуманитарнаяпроблема,ностратегическийфакторсоциально-экономическогоразвитиястраны,обеспеченияеенациональнойбезопасности.

Однаизпричинзаключаетсявтом,чтосовременныйчеловек,несмотрянастремительныетемпыразвитияинформационныхтехнологий,продолжаетсупорствомнастаивать,чтосуществуютвещи,которыхтехническийпрогрессникогданекоснется.Впервуюочередьонзащищаетоттехническогопрогрессатворческиесферыдеятельности.

Следуетотчетливопонимать,чтотехнологиипостепеннопроникаютвтакиеобластидеятельности,которыеещенедавноказалисьдоступнымиисключительночеловеческомудуху,втомчиследеятельностьпедагогическую(образовательную).

Сегоднянельзясполнойуверенностьюназватьсферыжизниидеятельностичеловека,которыераноилипозднобудутавтоматизированы.Человексовершенствуетсявместестехнологиями,становитсясвободнее;техникавысвобождаетвегожизниместоивремядляболеесовершенныхпомыслов.

Объемчеловеческихзнанийудваиваетсякаждые10лет.Мощностькомпьютера-каждые18месяцев.ЗапоследнююполовинуXXв.человечествоузналоомиребольше,чемзавсевремясвоегосуществования.

Реформаотечественнойшколы,втомчислеивысшей,продолжаетсяуженеоднодесятилетие.Начинаяс1985г.вдокументахреформыупоминаетсяокомпьютерах,обинформатизацииобразованияисредствахновойинформационнойтехнологии.Однакоипосейденьинформатизациярассматриваетсякакнечто,неотносящеесяксущностнойчастиреформы.Компьютерныетехнологиисуществуюткакбыотдельноотобщихпроблемсодержанияиметодовобучения,оторганизационныхформуправленияучебнымпроцессом.

Вэтойсвязиинформатизациюобразованияследуетрассматриватькакпроцессизменениясодержания,методовиорганизационныхформподготовкистудентовнаэтапепереходавысшейшколыкжизнивусловияхинформационногообщества.Вотечественнойивособенностизарубежнойвысшейшколеосуществляетсяпрактическийпереходкобразованиюсиспользованиемнеограниченногодоступакинформации,таккаквусловияхразвивающегосяинформационногообществаограничениедоступакинформациизатруднено.Доступкзнаниям,накопленнымчеловечеством,становитьсянеотъемлемымправомгражданина,котороеобеспечиваетсяэлектроннымисредствамимассовойинформации,инфраструктуройИнтернет.Научитьжитьиработатьвизменяющейсясредеобитания-важнейшаяиззадачвысшейшколы.Этозначит,чтосуществующиеметодыиформыучебнойработыдолжныменятьсявтоймере,вкакойонинесутнасебесоставляющиеновогосодержанияобучения.

Обновленноесодержаниеобразованиявместесподдерживающимииобеспечивающимиэтотпроцессинформационнымитехнологиямидолжностатьосновойвсехучебныхпрограмм,которыенеобходиморазработатьипредложитьстудентам,чемувнекоторойстепенипрепятствуютсовременнаядидактика,существующаяорганизациявысшейшколы,непретерпевшаясущественныхизмененийзапоследниедесятилетия,ипокаещезакрытаяучебнаяархитектура.Хотяследуетпризнать,чтовысшаяшколауженерассматриваетсякакглавныйиединственныйисточникзнанийдлямолодежи.Реальностьюстановятсяпроектыпоиспользованиюобучениянарасстояниикакальтернативыдлятрадиционнойвысшейшколы.

Поэтомунеобходимыноваястратегияитактикареализацииновойпарадигмыинформатизацииобразования,новыхпринциповизученияинформатикикакобщеобразовательнойдисциплиныифундаментальнойнаукинаразличныхуровняхсистемыобразования,втомчислеприподготовкеиповышенииквалификациипреподавателейвузов.Приэтомобразованиедолжностатьопережающиминаправленнымнаформированиеновойинформационнойкультурыобщества,целостногомиропониманияисовременногонаучногомировоззрения,наподготовкуинтеллектуальнойэлитыобществакосвоениюновойметодологиинаучныхисследований,наподготовкуквалифицированныхспециалистов,способныхкпрофессиональномуростуипрофессиональноймобильностивусловияхинформатизацииобществаиразвитияновыхнаукоемкихтехнологий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...