Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современный российский рынок СПС




так, на российском рынке СПС в настоящее время есть три основных игрока — компании «Консультант Плюс» и «Гарант», а также консорциум «Кодекс» из Санкт-Петербурга. Они являются разработчиками одноименных СПС, о которых мы далее расскажем более подробно.

КонсультантПлюс

Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

федеральное законодательство (информационные банки (ИБ) «ВерсияПроф», «РоссийскоеЗаконодательство», «ЭкспертПриложение»);

региональное законодательство 82 субъектов РФ (ИБ «РегиональныйВыпуск», «КонсультантПлюсРегионы», «СводноеРегиональноеЗаконодательство»);

материалы судебной практики высших судебных инстанций и арбитражной практики всех ФАС округов РФ (ИБ «СудебнаяПрактика», «КонсультантАрбитраж», «НалоговыеСпоры»);

авторские консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению (ИБ «Финансист», «ВопросыОтветы», «КорреспонденцияСчетов», «ПриложениеБухгалтерскиеИздания»);

комментарии законодательства (ИБ «КомментарииЗаконодательства»);

международные правовые акты (ИБ «МеждународноеПраво»);

законопроекты (ИБ «Законопроекты»);

формы первичных документов (ИБ «ДеловыеБумаги») и многое другое (рис. 1).

 

45 Организация информационных массивов справочных правовых систем

 

Справочная правовая система представляет собой комплекс, включающий массивы правовой информации и инструменты, позволяющие пользователю системы осуществлять операции поиска нужных документов, фрагментов документов, выводить документы или их фрагменты на печать, создавать личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

 

В основу построения СПС положена систематизация правовой информации в информационных банках, при их формировании должен соблюдаться системно-структурный подход, т.е. информация в СПС должна быть сгруппирована по разделам, отраслям, подотраслям. В результате такой систематизации и структуризации потребителям правовой информации предоставляется возможность оперативно осуществлять поиск информации по интересующим их проблемам. СПС позволяет пользователю получать доступ к различным видам правовой информации практически в полном объеме и использовать ее в профессиональной деятельности. Но следует отметить, что правовая информация, содержащаяся в информационных массивах СПС, несмотря на ее достоверность, нс может быть предметом ссылок в правоприменительной практике. В необходимых случаях следует ссылаться не только на документы, содержащиеся в СПС, но и на официальный источник публикации, поэтому сведения об источниках также всегда должны содержаться в информационных банках.

 

Кластеризация информации осуществляется в СПС с использованием классификаторов, каждый из которых строится путем разбиения объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку (основанию деления). Каждый классификатор по отдельному основанию – это систематизированный перечень названий групп объектов классификации, отобранных по основному признаку; инструмент для организации и осуществления поиска по конкретному признаку. В СПС классификации подлежат такие объекты, как вид, название документа, принявший орган, дата принятия, тематика и т.д. Практически во всех известных сегодня СПС функционируют так называемые правовые поля, позволяющие проводить поиск нормативных правовых актов по заданному основанию. По такому принципу в справочных правовых системах, например, разделены законы РФ, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.

 

Хронологический принцип классификации реализуется в СПС с помощью поискового поля "Дата принятия", которое позволяет расположить весь информационный массив актов в хронологическом порядке. Группы актов также классифицируют по номеру, присвоенному документу при его регистрации. Особое место среди классификаторов занимает предметный классификатор, характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу. Основной его признак – предмет правового регулирования – имеет сложную иерархическую структуру юридических понятий, отражающих содержание нормативных правовых актов.

 

В информационных банках СПС содержатся научнопублицистические и справочные материалы как правовой, так и экономической направленности, теоретические изыскания, комментарии законодательства, юридической практики и т.д.

 

В ряде СПС реализованы системы поддержки принятия решений, состоящие из официальных разъяснений и консультаций. Исследования специалистов и экспертов показали, что большинство вопросов, относящихся к налогообложению и бухгалтерскому учету, типичны. В результате появились специализированные справочные системы "Консультант- Бухгалтер" и "КонсультантФинансист", которые изначально были ориентированы на официальную информацию разъяснительного характера. Официальные разъяснения и консультации предоставляют эксперты солидных и известных аудиторских и юридических фирм, а также сотрудники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и других ведомств, регулирующих своими нормативными актами взимание налогов, осуществление налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

 

Качество информационного наполнения СПС характеризуется полнотой представленной информации, оперативностью поступления новой информации, ее достоверностью и аутентичностью, а также качеством юридической обработки информации в системе. Важной характеристикой является качество компьютерных технологий, используемых в СПС (поисковые и сервисные возможности; возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя). Конкурентоспособность той или иной СПС в немалой степени определяется общим уровнем сервиса и наличием дополнительных услуг, предоставляемых пользователю (наличие интернет-версии, бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика; гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя; обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях; возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки; техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.).

 

В России имеется целый ряд компаний, специализирующихся на разработке и распространении СПС. Среди известных СПС в первую очередь необходимо отметить "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс", а также "Эталон", "Система", ЮСИС, "Референт", "Юридический мир", "Ваше право", "Юрисконсульт", "1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон", "Законодательство России" и некоторые другие. Несмотря на ряд неизбежных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально работающие компании, производящие качественные СПС, обязательно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.

 

 

46 Обеспечение достоверности информации в справочных правовых системах

Правовая система — это база данных, в которой содержатся нормативные и ведомственные акты органов власти, министерств и ведомств. Основная задача, решаемая правовой системой,— обеспечение пользователя полной, оперативной, актуальной и достоверной правовой информацией.

 

Значение подобной информации для делового человека сегодня трудно переоценить. Порой неверное решение руководителя, принятое на основе устаревшей, недостаточной или недостоверной информации, оборачивается крупными финансовыми потерями и даже создает угрозу существованию всей фирмы. Поэтому каждый бизнесмен должен относится к юридической безопасности фирмы, как к своей личной безопасности. К данному случаю как нельзя лучше подходит поговорка “Скупой платит дважды”. Бюджет обеспечения юридической безопасности каждой организации прямо зависит от ее оборота и численного состава.

 

Для обеспечения юридической безопасности необходим целый комплекс защитных мер.

 

Прежде всего встает вопрос: где взять документы, содержащие интересующие вас нормы права?

 

На первый взгляд, это не так уж сложно: государство само взяло на себя обязанности по информированию граждан о введении новых и изменении старых норм.

 

Например, существует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.94 № 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания”, в котором, в частности, говорится:

 

“Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

 

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

 

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.”

 

Восьмой пункт УКАЗА Президента РФ от 23.05.96 № 763 (ред. от 16.05.97) “О порядке опубликования и вступления в силу актов президента российской федерации, правительства российской федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” гласит:

 

“Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера”.

 

47 Юридическая обработка информации в справочных правовых системах

 

Юридическая обработка правовой информации (на примере спс КонсультантПлюс)

4.1. Определение и основные элементы юридической обработки

Документы должны включаться в ИБ после юридической, обработки. Именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, является гарантией ее высокого качества, создает реальные возможности для быстрого поиска пользователем нужных документов.

 

Краткая характеристика юридической обработки содержится в следующем определении.

 

Юридическая обработка — это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

 

На практике специалист начинает юридическую обработку при отборе документа в ИБ с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

 

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих элементов:

 

классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов;

 

выявление взаимосвязей документов;

 

формирование перекрестных ссылок между документами;

 

составление примечаний, справочных сведений к документу;

 

подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

 

Юридической обработке также свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

 

Объективная юридическая обработка — это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

 

В отличие от результата объективной юридической обработки, результат субъективной юридической обработки основывается прежде всего на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях.

 

4.2. Классификация (рубрикация) документов

Процесс классификации (рубрикации) документов заключается в определении тем (предмета регулирования) нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора (рубрикатора) и присвое­нии обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.

 

Цель классификации документов состоит в том, чтобы у пользователя была возможность искать документы по определенным, интере­сующим его темам, вопросам. В результате классификации каждый документ оказывается в своей нише, ячейке, где ere без труда находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Документ не теряется в общем, огромном массиве документов. Если документ содержит несколько норм, относящихся к разным "Ремам, он будет отне­сен к нескольким рубрикам классификатора, чтобы каждая норма находилась во всех соответствующих нишах и не была потеряна для пользователя.

 

Основным системообразующим средством поиска» а также средством классификации является предметный классификатор, который представляет собой иерархическую систему юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных отраслей законодательства, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности. Эта иерархическая система должна отражать весь массив правовых актов.

 

 

48 Роль аналитических материалов, включаемых в справочные правовые системы

 

Информационно-аналитические материалы - это материалы, содержащие сведения, сравнительную информацию, аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития системы образования. К информационно-аналитическим материалам относятся справочники, статистические сборники, справки, информационные письма, отчеты, доклады и иные материалы

 

49 Средства поиска информации в справочных правовых системах

 

Три вида поиска в Консультант Плюс

 

В новой Технологии ПРОФ появился Быстрый поиск, который дополнил классические поисковые инструменты в системе "Консультант Плюс" - Карточку поиска и Правовой навигатор. Теперь пользователь получает доступ к трем мощным поисковым средствам, каждое из которых имеет свои преимущества.

 

Быстрый поиск

 

Быстрый поиск

 

Быстрый поиск - это простой и удобный способ начать поиск информации в системе. Быстрый поиск наиболее эффективен:

 

- когда необходимо найти конкретный документ по известным реквизитам или быстро попасть в необходимую главу, статью и т.д. конкретного документа;

 

- когда необходимо быстро войти в курс дела по какой-то ситуации - получить список материалов (правовых актов, консультаций и т.д.), с которых можно начать изучение темы.

 

Пример: Необходимо найти информацию о возможности и порядке привлечения сотрудников к работе в праздники.

 

В строке Быстрого поиска введите: РАБОТА В ПРАЗДНИКИ

 

Получаем список документов, наиболее точно соответствующих запросу. В нем представлены разные документы: Трудовой кодекс, другие правовые акты, энциклопедии спорных ситуаций и др.

 

Чтобы получить полный список документов из всех разделов и информационных банков, нажмите кнопку Построить полный список. Список будет представлен в привычном структурированном виде.

 

Карточка поиска

 

Карточка поиска

 

Карточка поиска незаменима в том случае, если:

 

- необходимо провести расширенный поиск по названию и тексту документа (например, когда требуется найти документы, в которых нужные слова идут в строго определенном порядке);

 

- необходимо заранее ограничить область поиска. Например, искать документы внутри конкретного раздела системы ("Законодательство", "Финансовые консультации" и др.) или за определенный период времени, документы определенного вида (указ, закон и др.) или принявшего их органа;

 

- требуется совместить несколько условий поиска.

 

Пример: Необходимо найти письма Минфина, выпущенные в 2009 г., в которых разъясняются вопросы применения амортизационной премии.

 

В Карточке поиска раздела "Законодательство" в поле "Принявший орган" выберите значение МИНФИН РФ, в поле "Дата" задайте: ПОЗЖЕ 01.01.2009, в поле "Название" наберите: АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ. Жмем F9.

 

В итоге в банке "Финансист" будет получен список писем Минфина по заданной тематике.

 

Правовой навигатор

 

Правовой навигатор

 

К помощи Правового навигатора лучше всего обращаться, если неизвестно, какими словами может быть описана ситуация и в каких документах искать информацию о ней. В Правовом навигаторе достаточно ввести одно-два слова, описывающие ситуацию. В результате система отберет ключевые понятия - можно выбрать те из них, которые наиболее точно подходят к ситуации.

 

Пример: Необходимо найти документы, разъясняющие порядок применения понижающего коэффициента для расчета амортизации по легковым автомобилям с 01.01.2009.

 

1. Войдите в Правовой навигатор. В строке запроса Правового навигатора наберите: АМОРТИЗАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТ.

 

2. В группе понятий (слева) АМОРТИЗАЦИЯ, ИЗНОС выберите ключевое понятие (справа) ПОНИЖАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ (АМОРТИЗАЦИЯ ЗАМЕДЛЕННАЯ) и нажмите кнопку ENTER .

 

Будет сформирован список документов, разъясняющих данный вопрос.

 

Быстрый поиск, Карточка поиска и Правовой навигатор - основные поисковые средства, взаимно дополняющие друг друга. Они помогают быстро находить информацию и экономить время.

 

50

 

 

Организация передачи информации конечным пользователям в справочных правовых системах

 

Информационные ресурсы, предоставляемые правовыми системами

 

Профессиональные юридические системывключают универсальные и специализированные разделы базы данных, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Системы арбитражной практикисодержат судебную, арбитражную и иную правоприменительную практику в России, нормативные акты, формы процессуальных документов, справочную информацию и т.д. Системы строятся по территориальному, тематическому принципу или по принципу принадлежности документов к определенной судебной инстанции.

 

Информационно-консультационные системывключают комментарии к законодательству и консультации по его применению. Часто в них помещаются аналитические разработки, позволяющие эффективно применять законодательство в различных ситуациях (например, "Налоговый календарь", "Справочник курсов валют" и т.п.). Практически во всех системах есть раздел, состоящий из типовых бланков деловых бумаг, соответствующих действующему законодательству и отвечающих требованиям современного делопроизводства (формы бухгалтерской отчетности, грузовая таможенная декларация, договоры, контракты, формы исковых заявлений и др.).

 

Отраслевые справочные системыпредставляют собой полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой информации для специалистов отдельных отраслей. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных областях экономики.

 

Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами, куда включаются действующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие документы, определяющие технические и организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет выбрать пользователю только необходимую в работе информацию.

 

Важно отметить, что для представления нормативно-технических документов правовая ИС должна поддерживать возможность отображения таблиц, формул, рисунков и других графических объектов.

 

Электронные правовые справочникипредставляют собой информационно-аналитические системы многоцелевого назначения. Информация для справочников отбирается квалифицированными специалистами таким образом, чтобы наиболее полно отразить позицию законодателя по тому или иному вопросу и предоставить пользователю максимум правовых материалов. В результате каждый электронный правовой справочник представляет собой своеобразный дайджест, сформированный по тематическому принципу, содержащий образцы правовых документов с подробными разъяснениями юристов по порядку их оформления, ответы юристов, разъясняющие порядок действий граждан в типичных ситуациях, обобщение судебной практики по отдельным вопросам, юридические словари и т.д. Некоторые справочники содержат электронные версии печатных изданий.

 

Использование разделов с аналитическими авторскими материалами позволяет существенно упростить работу по сопоставлению экономических и юридических категорий и терминов, по установлению корректности использования норм законодательства в конкретных ситуациях.

 

Пункт 6. Особенности и преимущества использования СПС

 

Особенности и ограничения СПС:

 

при использовании текстов тех или иных правовых ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации.Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база,кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных.

 

нельзя ожидать от ИПС услуг, которые могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Несмотря на то, что в информационно-правовые системы включен большой объем консультаций, комментариев и рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, следует четко понимать: эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в ИПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации, необходима определенная квалификация пользователя, чтобы безошибочно установить это соответствие.

 

Преимущества СПС:

 

ИПС содержат огромное собрание правовых актов. Ни одно печатное издание не может сравниться по объему правовой информации с ИПС.

 

ИПС позволяют поддерживать правовые акты в актуальном состоянии. Дело в том, что законодательство изменяется очень быстро, в правовые акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Только ИПС может оперативно предоставить пользователю любые правовые акты в актуальном виде.

 

ИПС обеспечивают быстрый поиск любого правового акта.

 

ИПС позволяют отражать правовые проблемы в целом. Если пользователь знакомится с законодательством по одному документу, то он может сделать юридическую ошибку, потому что любая проблема, как правило, урегулируется не одним, а несколькими взаимосвязанными документами. При использовании СПС пользователь получает практически весь круг информации, которая необходима для всестороннего анализа той или иной ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...