Принцип осознанности и активности
| Направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений.
Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии.
Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.
|
Принцип активности
| Предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
|
Принцип систематичности и последовательности
| Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.
|
Принцип повторения
| В результате многократных повторений образуются двигательные навыки.
Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.
|
Принцип постепенности
| Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движения. преемственность от одной ступени обучения к другой.
|
Принцип наглядности
| Предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
|
Принцип доступности и индивидуализации
| Мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие.
Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков. важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений. Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному.
|
Принцип индивидуализации
| Предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие
|