Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экспортный контроль как инструмент национальной политики
Одним из методов регулирования внешнеэкономической деятельности является экспортный контроль. Под экспортным контролем понимают комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Основными целями экспортного контроля в Российской Федерации являются: • защита интересов Российской Федерации; • реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; • создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику; • противодействие международному терроризму. Экспортный контроль – это ключевой элемент стратегии и политики нераспространения, проводимой государством. Структура и процедуры экспортного контроля определяются степенью участия данного государства в международных режимах нераспространения ОМП и национальными интересами государства в этой сфере. Контрольные списки определяют товары и технологии, попадающие под ЭК. Кроме того, многие государства законодательно оформили практику применения «всеобъемлющего контроля», под который могут попасть товары и технологии, не описанные контрольными списками.
ЭК вводится государствами для решения различных задач: 1) По соображениям ВП 2)Нац. Безопасности 3) Экономической целесообразности К концу 1980-х вопросы нераспространения ОМУ стали занимать все более приоритетное место в политике ЭК. ЭК стал важнейшим инструментом предотвращения попадания ОМУ в руки террористических группировок. Сформированы многосторонние неформальные режимы ЭК: 1) Комитет Цангера (участники ДНЯО, 1971; определяет списки предметов, экспорт которых в соответствии с ДНЯО должен включать применение гарантий к ядерному материалу) 2) Группа ядерных поставщиков (государства, осуществляющие ядерный экспорт или потенциально способные его осуществлять; для согласования норм ЭК) 3) Режим контроля за ракетной технологией (1987;режим согласования позиций по ЭК. Нет санкций) 3) Вассенаарские договоренности (касаются обычный вооружений, технологий, в т.ч. ДН; 1994; 34 страны; добровольный обмен информацией + об отказе в поставках третьим странам) 4) Австралийская группа (БО и ХО; координация национальных систем ЭК по выполнению соответствующих конвенций, выдача лицензий; 40 государств, РФ не входит;1985, т.к. 1984 – в Ираке применили ХО) Они разрабатывают международные списки продукции, подлежащей ЭК, а также «руководящие принципы» экспорта соответствующих товаров и технологий. Непосредственное осуществление ЭК относится к компетенции государств. Таким образом, национальные системы ЭК являются важными элементами международного режима нераспространения ОМУ. Национальный режим ЭК требует создания специального механизма, основанного на: 1) Законодательной базе 2) Списках контролируемых товаров и технологий 3) Процедуре выдачи лицензий на экспорт 4) Контроле над выполнением правил 5) Ответственности за их нарушение Он также включает международный компонент – приверженность международным договорам и соглашениям. Россия разработала 6 соответствующих контрольных списков, а также положения о порядке экспорта и импорта чувствительной продукции и технологий. Создание внутрифирменных программ ЭК является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.
Основные принципы международного права, проблемы и противоречия при их осуществлении на практике Понимание принципа международного права – это основополагающие нормы, нормы общего порядка, которые общепризнанны (большинством стран в т.ч. СовБезом). Означат, что они признаны большинством государств, в том числе 5 государствами, входящими в Совет Безопасности. Они императивны: суд между Канадой и США о границе в заливе МЭН. Принцип = норма. Три источника: Устав ООН, Декларация о принципах (раскрыла все принципы) и закл акт СБСЕ 1975г с тремя принципами (4,5 + права человека). 1. Суверенное равенство государствСформировалось во время перехода от феодализма. Этот принцип существует с правом на войну; он распространяется только на цивилизованные страны. Включает: · уважение суверенитета других государств · все государства являются юридически равными (права и обязанности) · Право голоса (1 голос) на межд. Конф · никто не может навязать свое мнение · Возможность избирать свою политич и культ систему · Разрешение любых проблем своих интересов 2. Неприменение силы и угрозы силыВ классическом обосновании право на ведение войны. (JusAdBellum) Конф в Гааге: Положение о мире, ограничение применения силы 1928 – пакт Брианна-Келлога (Только на агрессивную войну) Устав ООН – полное запрещение применения силы. Определение Агрессии (1974, деклгенконф) Агрессия – это применение ВС против суверенитета и полит лидера суверенного гос-ва: · Бомбардировка · Аннексия, бомбардировка · Блокада+ засылка вооруж групп · Нападение на сух-мор-возд силы гос – ва. · Применение сил в чужом гос-ве, в противоречии условиям пребывания там Полномочия по отнесению действий к агрессии – прерогатива СовБеза ООН (Кроме Право самообороны, ВС как санкция по решению СБ ООН и Борьба за независимость) 3. Мирное разрешение споров (Ст 33 Устава ООН)Это зеркальное отражение принципа неприменения силы: переговоры, добрые услуги, посредничество, суд арбитр процесс, обследование |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |