Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Возрастная характеристика. Методыоценки.




Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп нервно –психического развития. В каждом возрастном периоде выделяют определённые линии развития.

 

1. Сенсорноеразвитие:

 

● зрительные ориентировочные реакции (З.Р. илиАз)

● слуховые ориентировочные реакции (С.Р. илиАс)

 

2. Моторика:

 

● движения общие(Дво)

● движения руки и действия с предметами(Двр)

 

3. Речь:

 

● подготовительный этап развития активной речи(Ра)

● подготовительный этап развития понимания речи(Рп)

 

4. Социализация:

 

● эмоции(Э)

● навыки(Н)

● общение(Общ.)

● игра и действия с предметами(И)

 

При оценке нервно-психического развития ребёнка следует выявлять у него линии развития, которые должны быть сформированы к определённому возрасту.

 

Методика оценки нервно-психического развития

 

Методика оценки нервно-психического развития (НПР) у детей зависит от возраста. Нервно-психическое развитие у детей раннего возраста оценивается в процессе наблюдения за ними в комплексе с оценкой зрения, слуха, моторики, речи путем сравнения с возрастными показателями (приложение 9 а, б, в). Для определения группы НПР (приложение 10) можно воспользоваться специальным алгоритмом.

 

Алгоритм определения групп развития НПР у детей до 3-х лет

 

1. Определить, есть ли задержка вразвитии:

 

а) читаем показатель, соответствующий возрасту обследуемого ребенка; б) если указанного умения нет, читаем показатель младшего возраста;

в) если опять нет этого умения, то опускаемся на следующий эпикризный срок, пока не найдем соответствия (каждый показатель).

 

2. Призадержкевразвитии(послеоценкикаждогопоказателя)найдитепоказательссамымнизкимуровнем развития и по нему определите группу (I, II, III,IV).

3. Определить, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет -гармоничность.

4. При равномерной (гармоничной) задержке определить степень задержки - количество показателей, которыеотстают.

5. В случае равномерного опережения определить темп (ускоренное,высокое).

6. Если задержка (опережение) неравномерны, определить степень неравномерности (дисгармоничное,резко дисгармоничное).

 

При оценке гармоничности НПР следует учитывать, что диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку, свидетельствует о дисгармоничном развитии; диапазон в 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке НПР новорожденных группу развития не определяют. В медицинском заключении отмечают соответствие, опережение или отставание по Аз, Ас, ориентируясь на стандартные показатели.


Определение НПР у детей дошкольного возраста (4-6 лет) проводится по 5 показателям (приложение 12), отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций.

 

1. Мышление и речь характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психическогоразвития.

2. Моторноеразвитиехарактеризуетразвитиедвиженийребенка:общих(всеготела)иручных.Косвенно моторное развитие отражает состояние ЦНС (дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторномразвитии).

3. Вниманиеипамятьхарактеризуютспособностьребенкаксосредоточению,устойчивостивнимания,к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременнаяпамять).

4. Социальныеконтактыхарактеризуютспособностьребенкакобщению:умениесогласоватьсвоижелания и потребности с желаниями и потребностями других детей, способность к совместной деятельности с другимидетьми.

 

Большое значение в оценке НПР детей 6 лет имеет оценка школьной зрелости, т.е. готовности ребенка к обучению в школе. Оценка школьной зрелости проводится с использованием специальных тестов, с последующей их оценкой.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...