Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимодействие расплавленного металла с содержащимся в газовой фазе азотом.




Образующаяся при ручной дуговой сварке и контактирующая с расплавленным металлом газовая фаза состоит в основном из смеси газов (кислорода, азота, водорода, углекислого газа, оксида углерода) и паров воды. Они являются продуктами диссоциации и разложения, в первую очередь, специально вводимых в электродное покрытие газообразующих материалов (карбонатов, целлюлозы) и некоторых посторонних веществ, содержащихся в электроде и находившихся в зоне сварки на поверхности свариваемых элементов, а также компонентами попавшего в область дуги воздуха. В газовой фазе в заметных количествах могут присутствовать пары основного металла и легирующих элементов.

В области высоких температур определенное количество кислорода, азота и водорода находится в атомарном состоянии. Это делает их чрезвычайно активными, и именно кислород, азот и водород играют главную роль во взаимодействии расплавленного металла с газовой фазой.

Взаимодействие с азотом. Присутствие азота в газовой фазе является результатом попадания в зону дуги воздуха, в котором находится 75,5% (по массе) азота. Соприкасаясь с расплавленным металлом, находящийся в атомарном и молекулярном состояниях, азот растворяется в нем. Поскольку азот, как и другие газы, может растворяться только в виде атомов, растворение его молекулярной формы происходит после предварительной диссоциации молекул непосредственно на поверхности расплава.

Растворимость азота газовой фазы в жидком железе пропорциональна его парциальному давлению (часть общего давления, производимую газовой смесью, которая приходится на долю данного газа) и степени термической диссоциации:

где [N] – равновесное содержание азота в металле; PN/N2 – общее парциальное давление соответственно атомарного и молекулярного азота; α – степень диссоциации азота при данной температуре; КН – коэффициент пропорциональности, увеличивающийся с повышением температуры.

При дуговой сварке с применением покрытых электродов усиливающее влияние на растворимость азота в расплавленном железе может оказывать присутствующий в газовой фазе кислород, который образует с азотом его оксид NO. Встречаясь с имеющим заметно более низкую температуру металлом, оксид азота диссоциирует на его поверхности с образованием активного, хорошо растворимого атомарного азота. Активность атомов газов, образующихся при разложении многокомпонентных молекул (в данном случае молекул NO), выше активности атомов чистых двухатомных газов (N2).

Определенное влияние на растворимость азота в стали оказывают и находящиеся в ней легирующие элементы. Это влияние неоднозначно. Так, марганец, ванадий, ниобий и хром повышают растворимость азота в жидком металле, а углерод, кремний и никель снижают ее.

На рисунке показана зависимость растворимости азота в жидком и твердом железе от температуры при парциальном давлении азота PN2= 0,1 МПа. С повышением температуры растворимость азота в металле растет. При этом при температуре плавления металла и изменении типа решетки растворимость меняется скачкообразно.

 

Согласно расчетам, максимальная растворимость азота при парциальном давлении 0,1 МПа наблюдается при температуре 2200-2400°С и составляет около 0,06%. При более высоких температурах упругость паров железа заметно повышается, что ведет к снижению парциального давления азота в образующейся газовой смеси. При температуре кипения металла парциальное давление газа над металлом становится равным нулю, поэтому в кипящем металле газы вообще не растворяются. В то же время содержание азота в металле шва, полученного при дуговой сварке низкоуглеродистой стали на воздухе (более 0,22%), в несколько раз превышает расчетное значение. Это подтверждает большое интенсифицирующее влияние рассмотренных факторов (диссоциация азота в зоне дуги, наличие кислорода в газовой фазе) на растворение азота в жидком металле.

Таким образом, ручная дуговая сварка покрытыми электродами проходит в условиях, когда в высокотемпературной части ванны и каплях может иметь место значительное насыщение расплавленного металла содержащимся в газовой фазе азотом. При охлаждении расплава за счет снижения растворимости происходит значительное перенасыщение сварочной ванны азотом во всем ее объеме, тем самым создаются предпосылки для выделения газа в виде пузырьков и, как следствие, для возможного образования пор.

Другим негативным моментом повышенного содержания азота в расплавленном металле является следующий. Согласно диаграмме состояния Fe-N, при температуре ниже 590°С азот, кроме раствора, образует с железом твердое и хрупкое химическое соединение - нитрид FeN, при этом растворимость азота в железе становится чрезвычайно малой. При температуре 200°С она не превышает 0,005%, при температуре 590°С - 0,1%. Это приводит к тому, что даже при умеренном содержании азота в расплавленном металле и, как следствие, в металле шва можно ожидать получение сварных соединений с пониженными пластическими свойствами. Причиной этого является выделение FeN либо при сварке, либо в течение некоторого времени после завершения сварочных работ в результате распада перенасыщенного твердого раствора азота в железе (старения). Особенно резко, в 3-5 раз, снижается ударная вязкость. Подогрев стали до температуры 200-400°С интенсифицирует процесс старения.

Освобождать качественно расплавленный металл от содержащегося в нем азота металлургическими способами не представляется возможным. Единственным путем снижения концентрации азота в металле остается повышение надежности защиты зоны сварки от влияния воздуха. С целью уменьшения возможности его поглощения расплавленным металлом в частности следует:

- сварку многими марками электродов вести только короткой или предельно короткой дугой;

- не допускать выполнения сварочных работ при скорости воздушного потока в месте сварки более 5-10 м/с (в зависимости от вида и марки электрода);

- сборку тавровых соединений производить с минимальным зазором между деталями.

Содержание азота в металле швов, получаемых при ручной дуговой сварке отечественными электродами, составляет 0,01-0,03%.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...