Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и назначение балансового отчета




Балансовый отчет (или, в русскоязычной интерпретации, бухгалтерский баланс) является важнейшей составляющей финансовой отчетности, подлежащей глубокому анализу и оценке в период, предшествующий принятию инвестиционных решений, связанных с вложением средств в акции или облигации.

Содержание балансового отчета

Бухгалтерский баланс предоставляет информацию о финансовом положении компании (МСФО 1). В нем отражаются три элемента основного финансового уравнения: активы, обязательства и капитал.

В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» баланс как минимум должен включать линейные статьи, которые представляют:

 


- Основные средства;

- Нематериальные активы;

- Финансовые активы, кроме инвестиций, учтенных по методу участия; торговых и других дебиторских задолженностей; денежных средств и их эквивалентов;

- Инвестиции, учтенные по методу участия;

- Запасы;

- Торговые и другие дебиторские задолженности;

- Денежные средства и их эквиваленты;

- Задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

- Налоговые обязательства и требования согласно МСФО 12 «Налоги на прибыль»;

- Резервы; Долгосрочные обязательства включающие выплату процентов;

- Доля меньшинства;

- Выпущенный капитал и резервы.


 

Кроме того, в бухгалтерском балансе или в примечаниях представляется следующая информация:

1. Дальнейшая соответствующая подклассификация статей;

2. Суммы дебиторской и кредиторской задолженности: материнской компании; дочерних предприятий той же материнской компании; ассоциированных компаний; связанных сторон;

3. Для каждого класса акционерного капитала: количество акций, разрешенных к выпуску; количество акций, выпущенных и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных и оплаченных не полностью; номинальная стоимость акции или указание на отсутствие такой стоимости; сверка количества акций на начало и конец года; права, привилегии и ограничения, связанные с соответствующим классом акций; акции, принадлежащие самой компании, ее дочерним или ассоциированным компаниям; акции, зарезервированные для эмиссии, по договорам опциона или продажи;

4. Характер и назначение каждого резерва;

5. Сумма дивидендов, предложенных, но официально не утвержденных к выплате; 6. Сумма непризнанных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям.

 

Назначение балансового отчета

заключается в иллюстрации динамики изменения структуры имущества проекта (активов) и источников его финансирования (пассивов). При этом появляется возможность расчета общепринятых показателей, характеризующих такие стороны финансового состояния проекта, как оценка общей и мгновенной ликвидности, коэффициентов оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и других.

35

35. Ключевые финансово-экономические индикаторы, характеризующие положение предприятия: показатели рентабельности.

Рентабельность — относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств.

В качестве прибыли могут быть использованы: сумма чистой прибыли, балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли от разных видов деятельности предприятия.

В качестве затрат могут быть использованы: выручка от реализации, себестоимость продукции, стоимость основных и оборотных фондов, сумма собственного и заемного капитала и др.

Термин «рентабельный» часто используют как синоним слова доходный, приносящий прибыль. Порог рентабельности (точка безубыточности) — такой объем продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

Для оценки доходности различных направлений деятельности предприятия и привлеченных ресурсов используются различные показатели рентабельности. В зависимости от конкретных задач могут быть вычислены показатели общей рентабельности, рентабельности собственного капитала, рентабельности инвестиций и др.

Основные показатели рентабельности:

Общая рентабельность — показывает какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств * 100%.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность продаж — прибыли от продаж к выручке.

ROS = Прибыль от продаж/Выручка *100 %

Рентабельность оборота — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность оборота является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность оборота может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ЧП/Себестоимость *100 %

В общем данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий.

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

Рентабельность собственного капитала (ROE) - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 %

Рента́бельностьсо́бственногокапита́ла — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рентабельность активов — отношение чистой прибыли, полученной за период к средней величине активов предприятия за период. Показывает способность активов компании порождать прибыль, индикатор доходности деятельности компании, свободный от влияния объема заемных средств. Используется при расчете одного из важнейших финансовых показателей — финансового рычага.

 

Рентабельность оборотных активов Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства

Рентабельность конкретного изделия — отношение прибыли от реализации изделия к полной себестоимости изделия. Этот показатель очень важен для принятия решений по управлению производством. Он показывает степень рентабельности производимого изделия. Учитывая, что цель предпринимательской деятельности — получение максимальной прибыли, предприятие после анализа рентабельности изделия должно принять решение — избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и увеличить выпуск высокорентабельных видов продукции.

Рентабельность оборота — отношение прибыль к валовой выручке.

Рентабельность финансовых вложений. Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.

 

36.Ключевые финансово-экономические индикаторы, характеризующие положение предприятия: показатели доходности.

ПОКАЗАТЕЛЬ ДОХОДНОСТИ - относительный показатель, определяемый в виде отношения величины всей полученной компанией за последний период (обычно за год) прибыли в расчете на 100 акций к текущей цене этих акций.

Система показателей доходности состоит прежде всего из абсолютных показателей финансовых результатов, к которым относятся: доход от реализации продукции (работ, услуг); валовой доход; доход от основной деятельности; доход от неосновной деятельности; доход от обычной деятельности до налогообложения; доход от обычной деятельности после налогообложения, доход от чрезвычайных ситуаций; чистый доход, являющийся конечным финансовым результатом деятельности предприятия.

 

Доход в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продук­тивность затрат живого и овеществленного труда. Его одни экономисты относят к показателям экономического эффекта, другие - эффективности работы предприятия. На наш взгляд, правы первые, так как абсолютная сумма дохода не позволяет судить об отдаче вложенных средств.

Роль дохода в условиях рынка существенно возросла. Как известно, при планово-директивной экономике его роль была принижена. Получение дохода (прибыли) как целевая функция любого предприятия принижалась. С переходом на рыночную экономику доход (прибыль) стал ее двигательной силой. Именно он определяет решение трех коренных взаимосвязанных проблем, что производить, как производить и для кого производить. Получение дохода стало целью функционирования любого предприятия, поскольку он в условиях рыночной экономики является основным источником его производственного и социального развития. Рост дохода создает финансовую базу для самофинансирования, являющегося обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятия. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукций и расширению производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться краткосрочны­ми ссудами байка и коммерческими кредитами, если речь идет о текущих за­тратах, а также долгосрочными банковскими кредитами, используемыми на капитальные вложения.

За счет дохода выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, доход становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По доходу определяется уровень от­дачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Роль дохода в условиях рыночной экономики определяется функциями, которые он выполняет, В специальной литературе стран СНГ нет единого мнения по вопросу о функции дохода. Ему их приписывают от двух до шести. По нашему мнению, он выполняет лишь две функции: 1) источника доходов госбюджета, 2) источника производственного и социального развития предприятий и объединений.

Единство функций в их взаимообусловленности делает доход тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника. Отсюда ясна важность проблемы образования и распределения дохода, практическое решение которой обеспечивает необходимую зависимость эффективности деятельности хозяйствующего субъекта от величины полученного и оставляемого в его распоряжении дохода.

 

Для того, чтобы доход мог эффективно выполнять свои функции, необходимы следующие основные условия:

Цены на продукцию должны с определенной степенью приближения

выражать общественно необходимые затраты труда и при этом учитывать не­

прерывное повышение производительности труда и снижение себестоимости.

Система калькулирования изделий и определения себестоимости продукции должна быть научно обоснованной.

Механизм распределения дохода должен играть активную роль к служить стимулирующим фактором развития производства и повышения его эффективности.

Эффективное использование дохода возможно лишь в системе всех остальных финансовых рычагов (амортизационные отчисления, финансовые санкции, налогообложение, акцизы, арендная плата, дивиденды, процентные ставки, фонды специального назначения, вклады, паевые взносы, инвестиции, формы расчетов, виды кредитов, курсы валют и ценных бумаг и др.).

Следует отметить, что абсолютная величина дохода относится к показателям экономического эффекта, а не к эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Доход в 500 тыс. может быть доходом разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому для более реальной оценки получаемого дохода используются относительные показатели доходности, к которым относятся различные показатели рентабельности, выражающие уровень доходности и характеризующие эффективность деятельности предприятия.

В росте показателей доходности предприятия заинтересованы как сам хозяйствующий субъект, так и государство. Поэтому на каждом предприятии не­обходимо проводить систематический анализ абсолютных и относительных показателей доходности.

В задачи анализа показателей доходности входят:

 

- оценка выполнения плана абсолютных показателей доходности;

- изучение составных элементов образования чистого дохода;

- выявление и количественное измерение влияния факторов, воздейст­вующих на доход;

- изучение направлений, пропорций и тенденций распределения дохода, выявление резервов роста дохода;

- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию

дохода с учетом перспектив развития предприятия;

- исследование различных коэффициентов доходности (рентабельности) и

факторов, влияющих на их уровень.



Вопрос 37










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...