Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Промышленное развитие России в 60— 80-е годы XIX в.




1. Отмена крепостного права (1861) привела к бурному росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, железнодорожного строительства, росту городов. Либеральные реформы 60—70-х годов значительно улуч­шили политические и правовые условия для развития ка­питалистической экономики. Расслоение крестьянства вело к развитию капиталистического рынка. Богатым крестьянам требовалось все больше сельскохозяйственных машин, ору­дий, удобрений и т. п. Приобретение их на рынке способ­ствовало росту спроса на средства производства. Крестьяне, существовавшие в основном на «заработки», приобретали теперь и предметы потребления на рынке, стимулируя тем самым развитие рынка по­требительских товаров. Не­имущие крестьяне продава­ли свою рабочую силу как предприятиям сельскохо­зяйственного, так и про­мышленного производства. Железнодорожное строи­тельство нуждалось в метал­ле, топливе, рабочей силе. К 80-м годам завершился пе­реход от мануфактуры к фаб­рике. Машинная техника вытеснила ручную в основ­ных сферах промышленнос­ти и на транспорте.

2. Но в 60-х годах, вместо ожи­даемого подъема, возник некоторый спад в промышленности. Он объяснялся следующими причинами:

> происходила перестройка производства после реформы;

> вкладывались крупные капиталы в промышленность, но от дача последовала позже;

> многие отрасли, особенно металлургия, суконные фабри­ки, которые ранее применяли труд посессионных и при­писных крестьян, переходили с принудительного труда на вольнонаемный; часть рабочих уходила с заводов, произ­водство сокращалось; лишь через 10 лет эти предприятия сумели восстановиться;

> из-за Гражданской войны в Америке возникли трудности в снабжении хлопком текстильной промышленности.

Но спад был временным явлением, и в 70-х годах последовал бурный подъем промышленности, особенно крупной.

3. Экономическому подъему способствовало развитие банков­ской системы. Был открыт Государственный банк для финан­сирования частных предприятий. Создавались коммерческие банки, которые оказывали огромное влияние на экономику пореформенной России. По инициативе купца В. А. Кокарева были созданы Московский купеческий банк и Волжско-Камский банк для финансирования промышленности.

4. Стали накапливаться крупные частные капиталы. Помещи­ки получили в виде выкупа 1 млрд. рублей и значительную часть средств вложили в железнодорожное строительство и промышленность. Особенно интенсивно развивались тек­стильная и пищевая промышленность, которые не требовали больших капитальных вложений. За 20 лет потребление тка­ней и сахара в стране выросло в 2 раза, начался экспорт сахара за рубеж.

5. К старым промышленным отраслям прибавились новые — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. В конце 70-х годов выплавка чугуна возросла в 10 раз, особен­но в Донбассе и Кривом Роге. В Баку резко увеличилась добы­ча нефти. С конца 70-х годов подвижной железнодорожный состав стал преимущественно отечественным.

6. Несмотря на быстрое развитие, российская промышленность значительно отставала от передовых стран по размерам про­изводства на душу населения, в техническом отношении — по темпам роста производства. Вместе с тем к 70-м годам про­шлого века Россия в определенной степени была уже втянута в мировую капиталистическую систему, и в 1873 г. ее впервые затронул мировой промышленный кризис. В начале 80-х го­дов в стране резко снизились темпы производства по следую­щим причинам: огромные средства были истрачены на войну с Турцией 1877—1878 гг.; выкупные платежи крестьян, огром­ные налоги ограничивали покупательную способность насе­ления; произошло снижение цен на зерно на мировом рын­ке. Но после спада вскоре вновь начался экономический подъем.

Б. Железнодорожное строительство

1. Важным условием для развития экономики является созда­ние мощной инфраструктуры — шоссейные и железные до­роги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. Строительство железных дорог началось еще при Николае I (1851 г., Петербург—Москва). 60—70-е годы вошли в исто­рию страны как период «железнодорожной горячки». Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х годов — 22 тыс. км. Крупнейшие текстиль­ные районы (Шуя, Иванове, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.

2. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е годы, когда министром путей сообщения был С. Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществ­ление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали. К 1904 г. строительство в основном было закон­чено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тонне­ля. Позже, по настоянию П. Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916).

 3. В общей сложности строительство великой магистрали от Пе­тербурга до Владивостока продолжалось около 80 лет. В это дело бьыи вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В ре­зультате сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись пересе­ленцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное зна­чение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-страте­гических задач.

 

В. Промышленный переворот. Русские предприниматели

1. Промышленный переворот в России начался в конце 30-х го­дов XIX в., он имел 2 стороны:

> техническую — переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным;

> социальную — формирование промышленного рабочего класса и класса буржуазии.

Промышленный переворот продолжался 50 лет и завершил­ся в конце 80-х годов XIX в.

2. К 80-м годам сформировались основные промышленные рай­оны России:

> Московский;

> Петербургский;

> Прибалтийский;

> Уральский;

> Южный (Донбасс и Криворожье);

> Бакинский.

Самым мощным бь1Л Московский район, где была развита кустарная промышленность, которая постепенно превраща­лась в мануфактуру, а затем в фабрику. Москва и Прибалтика были также крупнейшими центрами текстильной промыш­ленности. В Петербурге получило развитие машиностроение. На Урале изначально развивалась горнорудная и угольная промышленность. К этим старым промышленным районам прибавились новые: Южный — угольно-металлургический и Бакинский — нефтедобывающий.

3. В пореформенное время в России появилось много талант­ливых предпринимателей. Купец Бахрушин основал в Мос­кве кожевенную фабрику; его потомки стали крупными ко­жевенными и текстильными фабрикантами. Они тратили огромные суммы на строительство приютов и больниц для рабочих. К этой семье принадлежал и театральный деятель А. А. Бахрушин, который на основе своих коллекций создал в Москве частный литературно-театральный музей, носящий сегодня его имя.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...