Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем причины столь затяжной Кавказской войны?




Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? Как оно сказалось на экономическом, политическом и международном положении России, на «состоянии умов»?


Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Образование в первой половине XIX в.

Б. Наука и техника в России.

В. Русские путешественники.

Г. Русская литература. Журналистика.

Д. Театр и музыка.

Е. Живопись. Архитектура.

 


А. Образование в первой половине XIX в.

1. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консоли­дацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, уве­личение числа ее деятелей из непривилегированных сосло­вий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I.

2. При Александре I окончательно сложилась система начально­го, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостньк в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень состав­ляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гим­назии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гим­назии (в Сибири — 3). Многие дворянские дети воспитыва­лись в частных пансионах или получали домашнее образо­вание с привлечением учителей-специалистов.

3. Большое внимание правительство уделяло развитию высше­го образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Пе­тербургский. Для подготовки большого числа учителей от­крыты педагогические ин­ституты в Москве и Петер­бурге. При Николае I были созданы технические вузы: в Петербурге — Лесной и Практический политехни­ческий институты, на базе Строительного и Архитек­турного училищ — Институт гражданских инженеров, горная школа преобразована в Горный институт; в Москве были открыты Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа и Техническое училище.

4. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназ­начались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамо­те, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались рус­ский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотны­ми, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5—7%, среди помещичьих крестьян — 1%.

 

Б. Наука и техника в России

1. Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естество­испытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утвержда­ли, что населяющие Землю живые существа с течением вре­мени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии.

2. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало во­енно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые пря­мо на поле боя применял наркоз во время операции, исполь­зовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.

3. Большое значение для развития астрономии имело откры­тие в 1839 г. Пулковской обсерватории, деятельное участие в создании и оборудовании которой принимал известный русский астроном В. Я. Струве. В университетах были откры­ты физико-математические факультеты. Ректор Казанско­го университета математик Н. И. Лобачевский создал уче­ние о неэвклидовой геометрии. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира на протяжении 2 тысяч лет. Заметный вклад в развитие математической фи­зики внесли М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. Ост-роградский занимался также аналитической и небесной ме­ханикой, гидромеханикой, баллистикой.

4. В начале XIX в. был изобретен первый источник электричес­кого тока. Физик В. В. Петров создал гальваническую бата­рею и впервые получил устойчивую электрическую дугу. На основе изобретений Э. X. Ленца был создан электродвига­тель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Б. С. Якоби изобрел гальванопластику. Физик-механик П. Л. Шиллинг создал практически пригодный электромагнитный телеграф, а Якоби изобрел буквопечатающий аппарат к нему.

5. Химик К. Г. Кирхгоф открыл каталитическую реакцию пре­вращения крахмала в сахар. Прибалтийский физик и химик К. И. Д. Гротгус сформулировал первую теорию электролиза и закон фотохимии. Химик Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии — сохранение энергии применительно к хими­ческим процессам. Химик Н. Н. Зинин синтезировал ани­лин, положил начало химии красок. Химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. П. Г. Собо­левский и В. В. Любарский сделали открытия, положившие начало порошковой металлургии.

6. Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедре­ние научных и технических идей в производство. Были прове­дены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пуд­лингования. Выдающийся металлург П. П. Аносов создал новый метод получения высококачественной литой стали, рас­крыл секрет изготовления булатной стали. В 30-х годах крепо­стные механики из Нижнего Тагила отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу дли­ной 3,5 км. В 1843 г. началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. В 1842 г. была издана первая экономико-географическая карта России. Начинает развиваться машиностроение, применяются паровые машины.

7. Характерное явление культурной жизни России этого пери­ода — возрождение интереса к исторической науке. Наряду с различными школами и направлениями в самой истори­ческой науке возникают вспомогательные исторические дис­циплины: археология, нумизматика, геральдика и т. п. На­чинается широкая публикация русских летописей, истори­ческих актов.

 В 1810 г. Александр I поручил писателю Н. М. Карамзину написать историю России. Карамзин не был профессиональ­ным историком, но после несколькихлет упорнейшего труда создал великое сочинение «История Государства Российско­го» в 12 томах. Автор успел довести изложение до событий 1611 года. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы просвещения с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям, давал глубокий психо­логический анализ их действий.

 

В. Русские путешественники

1. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. В 1803—1806 гг. два русских корабля «Надежда» и «Нева» под командовани­ем И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершили первое в истории России кругосветное путешествие. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океа­нах, получены новые сведения о жизни народов Сахали­на и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски.

2. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. — открыта шестая часть света — Антарктида.

3. Русские моряки во главе с капитаном Головиным обследова­ли Курильские острова. Головин выпустил записки о загадоч­ней Японии (моряки и командир побывали в японском пле­ну). Экспедиции П. К. Пахтусова, Ф. П. Литке составили описание островов Северного Ледовитого океана, Ф. П. Вран­геля, Ф. Ф. Матюшкина, О. Е. Коцебу — островов Тихого океана, северо-восточных берегов Азии. В 1845 г. было основано Русское географическое общество, которое сыграло большую роль, в проведении географических и научных исследований, в изучении территории России и других стран.

4. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Са­халин с севера, доказать, что это остров, открыть новые тер­ритории, выйти в низовья Амура. Купец А. А. Баранов закре­пил за Россией территории Тихоокеанского побережья Се­верной Америки, бьш первым правителем русских поселений в Америке. Он вел поиск полезных ископаемых, налаживал связи с местным населением.

 

Г. Русская литература. Журналистика

1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущ­ные проблемы жизни. Она формирует национальное само­сознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствую­щим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозг­лашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десяти­летии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершен­ства и обновления, пафосом личной и гражданской незави­симости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-де­кабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.

2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утвержда­ется реализм. Главными принципами этого идейно-эстети­ческого направления являются правдивое отражение объек­тивной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведе­ние типических характеров в типичных для них обстоятель­ствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинс­кого, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К дан­ному направлению относится также творчество М. Ю. Лер­монтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма кри­тику материального, бездуховного прогресса и нарождаю­щейся буржуазной цивилизации, - это направление получи­ло название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности.

3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявил­ся в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Ши­нель». Богатый реалистический мир русского купечества от­разил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах вид­ное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочув­ствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богат­ство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Со­рока-воровка» показал, что крепостной строй губит народ­ные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гонча­ров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литера­туру писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.

4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петер­бурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литера­турный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Поле­вой издавал литературно-критический и общественно-полити­ческий журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание пере­шло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ве­дущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В жур­нале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одо­евский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журна­ле большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направле­ния; он вел полемику с западниками, с писателями-реалис­тами, делая исключение лишь для Гоголя.

 

Д. Театр и музыка

1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-ро­мантик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин.

2. Основоположником реализма на русской сцене по праву счи­тается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского ис­кусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание име­ли его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским уни­верситетом.

3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Аля­бьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжс­кого «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинны­ми шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».

 

Е. Живопись. Архитектура

1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечает­ся постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академи­ческой школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей кар­тине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером пара­дного и психологического портрета.

2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета роман­тизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портрет­ной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и пере­живания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, создан­ный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать челове­ка за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером быто­вого жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Зна­чительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явле­ние Христа народу», над созданием которой художник тру­дился более 20 лет, — необходимость духовно-нравствен­ного обновления человечества.

3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр дра­матическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатири­чески и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым пред­шественником художников-передвижников.

4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодче­стве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная мону­ментальность, строгость линий и пропорций. Архитектур­ное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел гро­мадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин постро­ил Казанский собор — огромное крестово-купольное зда­ние с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Двор­цовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Алек­сандрийского театра, Михайловского дворца (Русского му­зея) с площадью искусств.

6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная пло­щадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градс­кая больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатери­нинский институт (ныне Театр Российской армии), Опе­кунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.

7. 30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архи­тектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрми­тажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь исполь­зованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Моск­ве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления Рос­сии от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был унич­тожен большевиками, и восстановление его началось толь­ко в 1994 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...