Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В чем причины столь затяжной Кавказской войны?
Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? Как оно сказалось на экономическом, политическом и международном положении России, на «состоянии умов»? Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.
ПЛАН ОТВЕТА: А. Образование в первой половине XIX в. Б. Наука и техника в России. В. Русские путешественники. Г. Русская литература. Журналистика. Д. Театр и музыка. Е. Живопись. Архитектура.
А. Образование в первой половине XIX в. 1. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. 2. При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостньк в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень составляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гимназии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения. В середине XIX в. в России было 43 гимназии (в Сибири — 3). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или получали домашнее образование с привлечением учителей-специалистов. 3. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В Московском университете училось около тысячи студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Петербургский. Для подготовки большого числа учителей открыты педагогические институты в Москве и Петербурге. При Николае I были созданы технические вузы: в Петербурге — Лесной и Практический политехнический институты, на базе Строительного и Архитектурного училищ — Институт гражданских инженеров, горная школа преобразована в Горный институт; в Москве были открыты Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа и Техническое училище. 4. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища (1 год обучения) предназначались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамоте, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, в них изучались русский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Здесь основными предметами были языки, словесность, история. 50% горожан были грамотными, среди государственных крестьян удельный вес грамотных составлял 5—7%, среди помещичьих крестьян — 1%.
Б. Наука и техника в России 1. Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естествоиспытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утверждали, что населяющие Землю живые существа с течением времени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии. 2. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. 3. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории, деятельное участие в создании и оборудовании которой принимал известный русский астроном В. Я. Струве. В университетах были открыты физико-математические факультеты. Ректор Казанского университета математик Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира на протяжении 2 тысяч лет. Заметный вклад в развитие математической физики внесли М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский. Ост-роградский занимался также аналитической и небесной механикой, гидромеханикой, баллистикой. 4. В начале XIX в. был изобретен первый источник электрического тока. Физик В. В. Петров создал гальваническую батарею и впервые получил устойчивую электрическую дугу. На основе изобретений Э. X. Ленца был создан электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Б. С. Якоби изобрел гальванопластику. Физик-механик П. Л. Шиллинг создал практически пригодный электромагнитный телеграф, а Якоби изобрел буквопечатающий аппарат к нему. 5. Химик К. Г. Кирхгоф открыл каталитическую реакцию превращения крахмала в сахар. Прибалтийский физик и химик К. И. Д. Гротгус сформулировал первую теорию электролиза и закон фотохимии. Химик Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии — сохранение энергии применительно к химическим процессам. Химик Н. Н. Зинин синтезировал анилин, положил начало химии красок. Химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский сделали открытия, положившие начало порошковой металлургии. 6. Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических идей в производство. Были проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. Выдающийся металлург П. П. Аносов создал новый метод получения высококачественной литой стали, раскрыл секрет изготовления булатной стали. В 30-х годах крепостные механики из Нижнего Тагила отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу длиной 3,5 км. В 1843 г. началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. В 1842 г. была издана первая экономико-географическая карта России. Начинает развиваться машиностроение, применяются паровые машины. 7. Характерное явление культурной жизни России этого периода — возрождение интереса к исторической науке. Наряду с различными школами и направлениями в самой исторической науке возникают вспомогательные исторические дисциплины: археология, нумизматика, геральдика и т. п. Начинается широкая публикация русских летописей, исторических актов. В 1810 г. Александр I поручил писателю Н. М. Карамзину написать историю России. Карамзин не был профессиональным историком, но после несколькихлет упорнейшего труда создал великое сочинение «История Государства Российского» в 12 томах. Автор успел довести изложение до событий 1611 года. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы просвещения с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям, давал глубокий психологический анализ их действий.
В. Русские путешественники 1. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. В 1803—1806 гг. два русских корабля «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершили первое в истории России кругосветное путешествие. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски. 2. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. — открыта шестая часть света — Антарктида. 3. Русские моряки во главе с капитаном Головиным обследовали Курильские острова. Головин выпустил записки о загадочней Японии (моряки и командир побывали в японском плену). Экспедиции П. К. Пахтусова, Ф. П. Литке составили описание островов Северного Ледовитого океана, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина, О. Е. Коцебу — островов Тихого океана, северо-восточных берегов Азии. В 1845 г. было основано Русское географическое общество, которое сыграло большую роль, в проведении географических и научных исследований, в изучении территории России и других стран. 4. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Сахалин с севера, доказать, что это остров, открыть новые территории, выйти в низовья Амура. Купец А. А. Баранов закрепил за Россией территории Тихоокеанского побережья Северной Америки, бьш первым правителем русских поселений в Америке. Он вел поиск полезных ископаемых, налаживал связи с местным населением.
Г. Русская литература. Журналистика 1. Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствующим остается классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы, нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но уже во втором десятилетии XIX в. господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В. А. Жуковский. К нему же принадлежат поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. 2. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстетического направления являются правдивое отражение объективной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Становление реализма в русской литературе связано прежде всего с именем А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», по образному выражению В. Г. Белинского, — «подлинная энциклопедия русской жизни». К данному направлению относится также творчество М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Позже последователи этого метода всесторонне развили и углубили идущую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и нарождающейся буржуазной цивилизации, - это направление получило название «критический реализм». Зачинателем русской критики был В. Г. Белинский. Он выступал за утверждение в русской литературе принципов демократизма, реализма, народности. 3. Наиболее ярко критический дух этого направления проявился в произведениях Н. В. Гоголя, особенно в повести «Шинель». Богатый реалистический мир русского купечества отразил в своем творчестве драматург А. Н. Островский, вступивший в литературу в 50-х годах. В 40—50-х годах видное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И. С. Тургенева, где он с сочувствием рисует жизнь крепостньк крестьян, раскрывает богатство души, талант, присущие простым людям. А. И. Герцен в романе «Кто виноват?», повестях «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» показал, что крепостной строй губит народные таланты и унижает человеческое достоинство. Инертное, ленивое царство русских помещиков изобразил И. А. Гончаров в своем романе «Обломов». В эти годы вступают в литературу писатели-реалисты Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. 4. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургекие ведомости». В 1823—1825 гг. в Петербурге А. К. Бестужевым и К. Ф. Рьшеевым издавался литературный альманах «Полярная звезда». В журнале печатали свои произведения А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, В. К. Кюхельбекер и др. Историк Н. А. Полевой издавал литературно-критический и общественно-политический журнал «Московский телеграф». В 1836 г. А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», после его смерти издание продолжили его друзья. С 1847 г. издание перешло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1847—1848 гг. ведущую роль в «Современнике» играл В. Г. Белинский, статьи которого пропагандировали демократические идеи. В журнале печатались А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. А. А. Краевский издавал журнал «Отечественные записки» — один из лучших русских журналов 40-х годов. В нем активно участвовали сначала М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, А. В. Кольцов, позже И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Отдел критики возглавлял В. Г. Белинский, который опубликовал в журнале большинство своих статей. Журнал «Московитянин» под редакцией М. П. Погодина был консервативного направления; он вел полемику с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя.
Д. Театр и музыка 1. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Актер-романтик П. С. Мочалов очень эмоционально играл Гамлета. На сцене того же Александрийского театра ряд героических образов создал В. А. Каратыгин. 2. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом. 3. Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает с»м народ, а мы ее только аранжируем».
Е. Живопись. Архитектура 1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета. 2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О. А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, созданный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества -. д. Тропинина н А.Г. Венецианова. Тропинин любил показывать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером бытового жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, — необходимость духовно-нравственного обновления человечества. 3. Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввел в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, еще ан-кор!», «Вдовушка» проникнуть! острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников. 4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А. Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А. Н. Воронихин построил Казанский собор — огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский). 5. 40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А. А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А. А. Монферран возвел также 47-метровую колонну на Дворцовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К. И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) с площадью искусств. 6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки. 7. 30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |