Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Промышленность, торговля, пути сообщения




1. Основой экономики страны по-прежнему оставалась феодаль­но-крепостничес­кая система хозяйства. Но в начале XIX в. она вступила в стадию разложения. Об этом свидетельствовали следующие факты:

> во-первых, развивались мануфактуры, росло применение наемного труда, создавался рынок рабочей силы за счет от­ходников, росли города;

> во-вторых, крепостничество тормозило создание рынка ква­лифицированных рабочих, помещик мог в любое время ра­зорить зажиточного крестьянина, многие технические нов­шества и открытия не находили применения в условиях бесплатного крепостного труда; очень низкой была поку­пательная способность крестьян;

> в-третьих, падала эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде. По мере превращения крестьянского хозяйства из натурального в мелкотоварное крестьянин все сильнее тяготился барщиной и по возмож­ности всячески ее саботировал. И оброчные помещичьи хозяйства испытывали серьезные трудности, связанные с ростом конкурентной борьбы между крестьянами-промысловиками и сокращением оброчных поступлений. Об упадке помещичьего хозяйства свидетельствовал и рост задолженности помещиков, особенно характерный для вто­рой половины XIX в. К середине века свыше 65% крепост­ных крестьян находились в залоге в различных кредитных учреждениях. Помещичье хозяйство, основанное на кре­постном труде, нуждалось в реформировании.

2. В первой половине XIX в. в России широкое развитие полу­чает мелкая, в основном крестьянская промышленность. На ее долю приходится до 4/5 производства продукции для мас­сового потребления. В центрально-промышленных губерни­ях—Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской — практически в каждой деревне крестьяне на­ряду с земледелием занимались ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Мелкая крестьянская промышленность послужила ба­зой для становления капиталистического производства в виде мануфактуры. В центрально-промышленном регионе массо­вый характер приобретает промысловый отход — до 30—40% взрослого мужского населения уходит на заработки в Моск­ву и Петербург. Растут города. Рост городского населения — существенный показатель социально-экономического разви­тия страны.

Складывается специализация регионов на производстве оп­ределенных видов товаров: центрально-промышленный рай­он — Москва, Петербург становятся центрами текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей промышленности; на Урале, Алтае развивается горнодобывающая, металлургичес­кая промышленность. Растет внешняя торговля. Россия выво­зит уголь, сырье, льняные ткани.

3. Основным видом транспорта в России в этот период был гужевой и водный. Главной водной артерией страны — Вол­га. По ней из поволжских губерний доставлялся хлеб в Мос­кву и Петербург. Волга играла важную роль в транспортных связях России с Ираном и Средней Азией. В транспортных перевозках большую роль играли также Северная Двина, За­падная Двина, Неман, Днепр. Действовала система водоканалов, соединявших Волгу и Неву, Днепр и Западную Двину. Однако пропускная способность их была невелика. В 1815 г. первый пароход появился на Неве, а в 1817 г. — на Каме и Волге.

Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобож­далось время от сельскохозяйственных работ.

4. Хозяйственная специализация регионов страны, развитие промыслов и мануфактуры, рост городов способствовали рас­ширению внутреннего рынка. Возрастает роль ярмарок, про­должавшихся от нескольких дней до нескольких недель. Наи­более крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. рублей насчитывалось 64. Самой большой ярмаркой была Нижего­родская, с денежным оборотом до 4 млн. рублей. Выделялись также Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Си­бири, Коренная близ Курска, Контрактовая в Киеве.

 

В. Политический строй Российской империи

1. Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законо­дательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой цер­кви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губер­наторов.

2. Император управлял страной при помощи чиновников, ко­торые проводили законы в жизнь. Губернаторы и наместники были хозяевами в губерниях, уездах. Государственный строй России был самодержавно-бюрократическим. Высшая бюро­кратия состояла из дворян. С помощью разветвленного бю­рократического аппарата император осуществлял управление страной прежде всего в интересах дворянства.

3. Итак, Россия начала XIX в. была самой большой в террито­риальном отношении страной мира, но с маленькой плот­ностью населения, многонационального по своему составу, исповедующего все мировые религии. Население подразде­лялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным и бесправным — крестьянство. Для этого периода характерно формирование и интенсивное раз­витие новых, капиталистических отношений, особенно в про­мышленности и торговле. Однако феодально-крепостничес­кий строй являлся серьезным тормозом экономического раз­вития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определите национальный и сословный состав населения России в начале XIX в.

Что замедляло ход экономического развития России?

Что такое «самодержавно-бюрократический строй»? Какое влияние он оказывал на жизнь и развитие страны?

 


Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812гг. Реформы М. Сперанского

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет».

Б. Реформы начала XIX в.

В. Проекты реформ М.М. Сперанского.

Г. Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII—начала XIX в.

Д. Участие России в войнах коалиции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...