Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б. Промышленность, торговля, пути сообщения
1. Основой экономики страны по-прежнему оставалась феодально-крепостническая система хозяйства. Но в начале XIX в. она вступила в стадию разложения. Об этом свидетельствовали следующие факты: > во-первых, развивались мануфактуры, росло применение наемного труда, создавался рынок рабочей силы за счет отходников, росли города; > во-вторых, крепостничество тормозило создание рынка квалифицированных рабочих, помещик мог в любое время разорить зажиточного крестьянина, многие технические новшества и открытия не находили применения в условиях бесплатного крепостного труда; очень низкой была покупательная способность крестьян; > в-третьих, падала эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде. По мере превращения крестьянского хозяйства из натурального в мелкотоварное крестьянин все сильнее тяготился барщиной и по возможности всячески ее саботировал. И оброчные помещичьи хозяйства испытывали серьезные трудности, связанные с ростом конкурентной борьбы между крестьянами-промысловиками и сокращением оброчных поступлений. Об упадке помещичьего хозяйства свидетельствовал и рост задолженности помещиков, особенно характерный для второй половины XIX в. К середине века свыше 65% крепостных крестьян находились в залоге в различных кредитных учреждениях. Помещичье хозяйство, основанное на крепостном труде, нуждалось в реформировании. 2. В первой половине XIX в. в России широкое развитие получает мелкая, в основном крестьянская промышленность. На ее долю приходится до 4/5 производства продукции для массового потребления. В центрально-промышленных губерниях—Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской — практически в каждой деревне крестьяне наряду с земледелием занимались ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Мелкая крестьянская промышленность послужила базой для становления капиталистического производства в виде мануфактуры. В центрально-промышленном регионе массовый характер приобретает промысловый отход — до 30—40% взрослого мужского населения уходит на заработки в Москву и Петербург. Растут города. Рост городского населения — существенный показатель социально-экономического развития страны. Складывается специализация регионов на производстве определенных видов товаров: центрально-промышленный район — Москва, Петербург становятся центрами текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей промышленности; на Урале, Алтае развивается горнодобывающая, металлургическая промышленность. Растет внешняя торговля. Россия вывозит уголь, сырье, льняные ткани. 3. Основным видом транспорта в России в этот период был гужевой и водный. Главной водной артерией страны — Волга. По ней из поволжских губерний доставлялся хлеб в Москву и Петербург. Волга играла важную роль в транспортных связях России с Ираном и Средней Азией. В транспортных перевозках большую роль играли также Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днепр. Действовала система водоканалов, соединявших Волгу и Неву, Днепр и Западную Двину. Однако пропускная способность их была невелика. В 1815 г. первый пароход появился на Неве, а в 1817 г. — на Каме и Волге. Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобождалось время от сельскохозяйственных работ. 4. Хозяйственная специализация регионов страны, развитие промыслов и мануфактуры, рост городов способствовали расширению внутреннего рынка. Возрастает роль ярмарок, продолжавшихся от нескольких дней до нескольких недель. Наиболее крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. рублей насчитывалось 64. Самой большой ярмаркой была Нижегородская, с денежным оборотом до 4 млн. рублей. Выделялись также Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Коренная близ Курска, Контрактовая в Киеве.
В. Политический строй Российской империи 1. Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой церкви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губернаторов. 2. Император управлял страной при помощи чиновников, которые проводили законы в жизнь. Губернаторы и наместники были хозяевами в губерниях, уездах. Государственный строй России был самодержавно-бюрократическим. Высшая бюрократия состояла из дворян. С помощью разветвленного бюрократического аппарата император осуществлял управление страной прежде всего в интересах дворянства. 3. Итак, Россия начала XIX в. была самой большой в территориальном отношении страной мира, но с маленькой плотностью населения, многонационального по своему составу, исповедующего все мировые религии. Население подразделялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным и бесправным — крестьянство. Для этого периода характерно формирование и интенсивное развитие новых, капиталистических отношений, особенно в промышленности и торговле. Однако феодально-крепостнический строй являлся серьезным тормозом экономического развития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Определите национальный и сословный состав населения России в начале XIX в. Что замедляло ход экономического развития России? Что такое «самодержавно-бюрократический строй»? Какое влияние он оказывал на жизнь и развитие страны?
Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812гг. Реформы М. Сперанского ПЛАН ОТВЕТА: А. Личность императора Александра I. «Негласный комитет». Б. Реформы начала XIX в. В. Проекты реформ М.М. Сперанского. Г. Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII—начала XIX в. Д. Участие России в войнах коалиции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |