Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика и практика этносоциологических исследований
Методология и методика этносоциологического исследования не отличаются принципиально от методологии и методики любого другого социологического исследования. Методика – документ, в котором изложены и обоснованы концепции исследования, основные его методологические принципы, методики и процедуры. Назначение программы исследования определяется методологической, методической и организационными функциями. Программа исследования включает:1.методологическую часть, где определена проблема, цели, задачи, объект, предмет исследования, проанализированы основные понятия, сформулированы гипотезы..2)методическую или процедурную часть, где представлена система действия исследователя , способ организации и последовательность различных технических приемов, там же описаны методы и техника сбора первичной информации, способ обработки и анализа данных. Исследование состоит из 3 этапов. 1этап включает: 1.выбор проблемы и темы2.определение объекта и предмета, целей и задач.3)разработку гипотезы исследования. 2 этап: 1.выбор методов и разработку методики 2.проверку гипотезы 3.исследование 4.формулирование предв.выводов,уточнение.5.обоснование заключенных выводов и практических рекомендаций.3 этап. строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Метод фильтра. Суть данного метода состоит в том, что по стандартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выступающего объектом в данном исследовании. В качестве фильтра при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Формирование выборки по методу снежного кома начинается с выбора нескольких стартовых точек, т.е. индивидов, заведомо принадлежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Метод отбора по косвенным признакам. Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, например, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для послед-них по очереди выборов. Чаще других статистических источников в этносоциологических исследованиях используются переписи населения. К материалам текущего учета населения, содержащим личностные характеристики, относятся следующие 1) архивы отделов ЗАГС, в которых хранятся акты о рождении и смерти, о заключении и расторжении брака; 2) картотеки паспортных столов милиции: форма, заполняемая при получении паспорта, листки прибытия и убытия, а также статистические талоны к ним, фиксирующие факт прописки и выписки; 3) домовые и похозяйственные книги, заполняемые на проживающих в каждом жилом помещении. Среди статистических форм, актуальность которых значительно усилилась в последние годы, следует упомянуть прежде всего форму 0-7, стандартную форму отчетности, принятую еще в системе образования РСФСР в середине 70-х годов и существующую по сей день. В ней содержатся сведения о численности школ, в которых преподается каждый из языков РФ (включая нетитульные), а также школ, в которых ведется преподавание предметов на этих языках. В них указывается и число учеников в каждой из школ, причем они разбиты по ступеням обучения. С начала 90-х годов круг публикуемых материалов существенно расширился. Во-первых, появился ряд фундаментальных изданий справочно-энциклопедического характера, посвященных этнографии народов России, их языкам, политическим партиям, в том числе имеющим этнический характер'. Во-вторых, о чем уже говорилось, в статистические сборнике, публикуемые как Госкомстатом России, так и областнымистатуправлениями, включаются таблицы по национальностям. Это касается в первую очередь миграции и естественного движения населения'. В-третьих, в последние годы были опубликованы материалы, посвященные отдельным страницам истории этносов России; особый интерес для этносоциологов представляют публикации, связанные с разработкой основных принципов национальной политики на различных этапах истории российского общества. Серьезных этносоциологов, думается, не могут не заинтересовать, в частности, документы по депортации ряда народов в период Великой Отечественной войны и ее социально-этническим последствиям'. Принципы типологизации этносов. Существенный вклад в типологизацию этносов внес Лео Фробениус, который предложил концепцию культурных кругов. В ней говорится о возникновении тех или иных элементов культуры, которые потом как по воде расходятся на многие этносы, порождая у них таким образом некие общие черты Типологизация может быть языковая, расовая, культурная и другая. К примеру существуют народы хтонические и теллурические. Первые склонны к рытью ям, пещер и вообще интересу к подземным пространствам. Вторые соответственно питаю склонность к холмам, горам и высоте в принципе. Такой парой противоположностей можно назвать русских и американцев. Российский лингвист Сергей Старостин изучал языковую типологию. Он выделял такие группы - Ностратическая (индоевропейские, уральские, алтайские, дравидийские, картвельские, эскалеутские языки); - Афразийская (древнеегипетский язык, берберо-канарские, чадские, кушитские, омотские, семитские); - Сино-кавказская (енисейские, сино-тибетские, северно-кавказские, на-дене языки) - Чукотско-камчатская Расологи различают европеодные, негройдные и монголойдные типы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 409. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |