Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, задачи, функции этносоциологии.




Становление этносоциологии как науки.

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60-х годов, хотя для российской социально-исторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в Истории России с древнейших времен'. Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20-х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей <переустройства быта на социалистических началах. Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку. В конце 20-х - начале ЗО-х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50-х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике.

Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-х годах составляли 45% населения. 14 народов (35% населения страны) имели свои союзные республики, в 12 из которых титульный этнос являлся большинством".

Кроме того, в административном делении имелось 20 автономных республик (16 из них - в РСФСР), в пяти из которых тогда, а по последующим переписям в семи, титульный этнос составлял большинство' ' Практически все республики были полиэтническими, поэтому серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможными без учета этнического многообразия. Так постепенно начала вновь осознаваться потребность в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях. Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60-х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990 г. - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Кремлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Ю.В. Кремлей пригласил в институт известных социологов И.С. Кона, 0.И. Шкаратана. Чуть раньше в институт были приглашены работать и авторы данной главы. Ю.В. Арутюнян восстановил в правах сельскую социологию, 0.И. Шкаратан - урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные научные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего на стыке социологии, социальной психологии и этнологии.

Предмет, задачи, функции этносоциологии.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды. Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве, этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции; этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Объектом в этносоциологии являются народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, узбеки в Узбекистане, узбекские и русские предприниматели или другие социальные группы в этой стране).

По существу задачей этносоциологии является изучение этнической специфики всех социально значимых областей жизни общества с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этносоциология выполняет, подобно другим отраслевым направлениям социологии, ряд функций: теоретико-познавательную, прогностическую, практико-познавательную и просветительскую. К теоретико-познавательной функции относится выявление логических, причинно-следственных закономерных связей, формулирование специальных теорий. Это достигается с помощью определения методологии работы, формулирования гипотез, последующей проверки их на стадии обобщения эмпирического материала. На завершающем этапе делаются выводы, которые либо подтверждают специальные теории, или формулируют новые. Практико-познавательная функция предполагает не только объяснение полученных фактов, проверку гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений. Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут – конкретных изменений в конкретной области. Просветительская функция этносоциологии напрямую связана с выработкой наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах. Результаты прикладных социологических исследований представляют большой интерес не только для учёных, властных структур, но и для широкой общественности. Они требуют высокого профессионального мастерства, гражданской ответственности, социальной чувствительности, чуткости исследователя. Профессионализм достигается в процессе обучения и практической работы. Гражданская ответственность определяется социальной, общественной позицией. Социальная чувствительность заключается в умении находить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. Это чувство в сочетании с чуткостью должна быть присуща этносоциологу и при проведении исследования, и при формулировке вопросов, обращенных респонденту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 868.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...