Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕННОСТИ КОНСЕРВАТИЗМА И КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ОБРАЗОВАНИИ




       Консерватизм — это идейно-политическое учение, а также политическое течение, которое ориентировано на сохранение устоявшихся традиций и осторожное отношение к радикальным революционным переменам.

       Как уже отмечалось, консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на Великую французскую революцию, Просвещение и развитие капитализма. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Основоположниками традиционного консервативного были англичанин Э. Берк (1729 – 1797), французы Ж. де Местр (1754 - 1821), Л. де Бональд (1754 – 1840). Они выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального положения и сословных привилегий.

       В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности.

       К основным принципам и ценностямконсерватизма относятся:

· нравственный абсолютизм,обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества;

· -традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. К ним консерваторы относят брак, семью, религию, частную собственность, национальный опыт и культуру, историю народа, патриотизм;

· -отрицательное отношение к идее социального равенства.Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду;

· -политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности.

· -отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами;

· -критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм

· развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией.

       РЕАЛИЗМ

       Реальность мира вещей. Для реалиста предельная реальность находится отнюдь не в области разума. Вселенная состоит из движущейся материи, поэтому именно физический мир, в котором живет человек, и составляет реальность. Это есть прямое обращение к миру вещей, функционирующему согласно законам, вмонтированным в саму ткань вселенной. Обширный космос вращается невзирая на человека и его знания. Вселенная чем-то схожа с гигантским механизмом, по отношению к которому человек выступает как в роли зрителя, так и в роли участника. Законы, управляющие космосом, регулируют не только физические процессы, но также и то, что относится к моральной, психологической, социальной, политической и экономической сферам.     Другими словами, реалист смотрит на реальность как на совокупность материальных объектов, которые существуют и взаимодействуют в согласии с естественными законами. Реализм в той или иной форме можно найти в философском основании большей части современной науки.

       Истина через наблюдение. Гносеология реализма - это подход к миру исходя из здравого смысла, с использованием метода, основанного на чувственном восприятии. В. Е. Хоскинг замечает, что "реализм как склад ума представляет собой склонность держать себя и свои предпочтения за пределами своих суждений о вещах, позволяя объектам реальности говорить самим за себя".39

       Истина для реалиста - это наблюденный факт. Средством получения знаний являются органы чувств.40 Реализм пользуется индуктивным методом: он исследует окружающий мир, определяя на основе наблюдений общие принципы его организации. То, каким образом устроен мир, реалист стремится понять, идя по пути его исследования. При этом предполагается, что открытые таким образом естественные законы встроены в саму природу реальности. Они могут рассматриваться как абсолютные, априорные по отношению к нашему опыту знакомства с ними и неизменные. С этой точки зрения существование "Естественного Закона" для реалиста можно рассматривать как нечто, что имеет для него то же значение, что и существование Абсолютного Разума для идеалиста. Оба этих взгляда представляют собой концепции предельной и "внешней" природы истины и реальности. Для подтверждения истины реализм обращается за помощью к теории соответствия, то есть, считает истиной то, что соответствует реальности, постигаемой чувствами при наблюдении окружающего мира.

       Ценности из окружающего мира. С точки зрения реализма ценности также вырабатываются в результате наблюдения окружающего мира. Через познание естественного порядка вещей человек приходит к пониманию законов, служащих основанием для этических и эстетических оценок. Полученные таким путем ценности непреходящи, поскольку они взаимосвязаны с устойчиво существующей вселенной, хотя, с точки зрения знаний о них человека, они все время постигаются им все глубже и глубже.

       Этическое основание реализма можно определить как естественный закон. В окружающем нас мире, считает реалист, существует закон, устанавливающий нормы нравственности. Все люди осведомлены об этом законе или, по крайней мере, имеют возможность познать его. Точно так же, как закон всемирного тяготения является всеобщим законом физического мира, закон спроса и предложения является законом мира экономики. Именно исходя из представления о нравственном законе Томас Джефферсон говорил о "неотъемлемых правах" человека. Для более ясного определения этих прав человеку следует взирать на окружающий его мир.

       Окружающая человека вселенная содержит также и критерии красоты. Красивое произведение искусства, с точки зрения реалиста, - это то произведение, в котором отражены логика и порядок, царящие во вселенной. В каком-то смысле, красота - это воспроизведение, или произведение вновь, разумного устройства окружающего мира, явленное в образах, пропорциях, линиях и форме. В искусстве изображаемый объект должен быть воссоздан как можно ближе к его реальности, постигнутой художником. С этой точки зрения фотография определенно относится к числу видов искусства.

Реализм и образование41

       С точки зрения реализма учащийся может рассматриваться как функционирующий организм, способный постигать через свои органы чувств естественный порядок вещей и через это вступать в контакт с "реальностью". Ученик - это тот, кто способен видеть, чувствовать и пробовать. Мир - это "нечто", а ученик - тот, кто способен его познать, пользуясь органами чувств.

       Многие реалисты рассматривают учащегося как личность, подчиняющуюся естественным законам и потому не свободную в своем выборе. Обучаемый, утверждают эти представители реализма, откликается на воздействие окружающей его обстановки. Не будет чем-то необычным обнаружить реалистов среди защитников бихевиористской (поведенческой) психологии. В своей крайней форме такой взгляд рассматривает учащегося как часть великой машины вселенной. Этот учащийся может программироваться подобно тому, как программируются компьютеры. Конечно, такое программирование поначалу может и не быть успешным. В этом случае учащемуся должно быть уделено особое внимание, он должен быть дисциплинирован и приведен в такое состояние, которое позволит ему давать надлежащий отклик на обучение.

       В том случае, когда учащийся рассматривается как зритель, наблюдающий за работой механизма вселенной, преподаватель рассматривается как наблюдатель, более искушенный в знании управляющих космосом законов. Таким образом, роль учителя состоит в передаче ученику точной информации о реальности, причем, производимой наискорейшим и наибыстрейшим способом. По этой причине личные склонности и индивидуальные черты учителя должны проявляться как можно меньше. Задача учителя - продемонстрировать ученику порядок и законы во вселенной и передать ему факты об устройстве окружающего мира, установленные научным путем.

       В соответствии с метафизическими и гносеологическими воззрениями реализма школьная учебная программа должна делать ударение на изучении мира природы, причем на таком изучении, которое подчеркивает свойственную вселенной упорядоченность. В центре программы оказываются естественные науки, поскольку законы природы легче поддаются осмыслению на основе представления о материальном строении мира.     Математика также находится в центре внимания составляющего учебную программу реалиста, поскольку она представляет собой замечательный образец упорядоченности. Математика есть точная абстрактная символическая система, построенная для описания законов вселенной.

       Реалистический взгляд на вселенную в большой степени сформировал и основную часть известных нам социальных наук с их упором на статистические и другие количественные методы. Реалист включает в учебную программу освоение тех знаний, которые поддаются количественному измерению. Многие из реалистов избрали в качестве своего кредо положение, высказанное в 1918 году Эдвардом Л.Торндайком, заметившим: "Все, что существует, существует в каком-либо количестве. Надлежащее знание о нем подразумевает знание о его количестве так же, как и о его качестве".42

       Таким образом, учебный план реалистической ориентации основывается на доказуемых фактах и структурных каркасах академических предметов, которые придают этим фактам значение.43 "Символика информации" (язык и математика) также является важной частью такого учебного плана, поскольку она обеспечивает "введение в академические дисциплины" так же хорошо, как зашифрованная система для передачи собранного знания.44

       Метод инструкций, характерный для школы, построенной на идеях реализма, тесно взаимосвязан с его гносеологией. Если истина постигается через чувственное восприятие, то и процесс обучения должен быть, в значительной степени, основан на методах, использующих чувства. Именно из этих позиций исходил Ян Амос Коменский, моравский епископ и педагог, ставший знаменитым благодаря своей книге Orbis Pictus (Разукрашенный мир).. Ей он привел в изумление педагогический мир, предложив использовать наглядные пособия - картинки - для обучения детей латинской азбуке. В конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков свойственному реализму методу обучения помог сделать гигантский шаг вперед Иоганн Генрих Песталоцци. Он призвал к проведению в аудиториях наглядных естественнонаучных опытов и демонстраций, поскольку учащиеся лучше усваивают материал, если они могут не только видеть, но и чувствовать, обонять и слышать.

       Современный педагог-реалист отдает предпочтение опытам в аудиториях, внеклассным занятиям, а в случаях, когда внеклассные занятия не могут принести пользы или требуют слишком больших затрат времени - использованию аудио- и видеоматериалов. Это не значит, что реалист отрицает ценность знаний, передаваемых символическим языком. Скорее подразумевается то, что символам не придается самостоятельное значение, но они рассматриваются просто как средство представления или передачи знаний об окружающей реальности.

       Методика обучения, которой пользуется реалист, обязательно включает в себя формирование представления о господстве фактов, которое ведет к развитию понимания естественных законов. Он заботится о том, чтобы учащиеся получили знания об основных естественных законах. Стремясь к этому, он, большей частью, полагается на индуктивную логику, переходя от отдельных постигнутых на опыте фактов действительности к более общим законам, выводимым на основе этих фактов.

       Механистический взгляд на мир, свойственный многим реалистам, побуждает их отдавать предпочтение обучающим автоматам и запрограммированному обучению. Использование машин позволяет быстро и эффективно передать учащемуся огромный объем точной информации об окружающем мире. Концепция использования обучающих машин целиком совместима с идеей, согласно которой, человек - это машина, и его можно программировать. Исходя из этой точки зрения, наилучшим следует считать такое обучение, которое в наибольшей степени лишено субъективизма и дегуманизировано, поскольку люди являются источником ошибок.

       Должно быть очевидным, что понимание реализмом роли школы в обществе очень близко к пониманию этой роли идеализмом. Предназначение школы - передавать учащимся знания, установленные теми из людей, которые имеют ясное представление об эмпирическом знании, естественных законах и их функционировании во вселенной. Школа, основанная на философии реализма, ориентирована на сохранение наследия - ее усилия сконцентрированы на передачу достоверно известных фактов.

 

ВОПРОС 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...