Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ




       Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.

Основные принципы системного подхода

·      Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

·      Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

·      Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

·      Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

·      Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

В педагогике исследователь имеет дело со сложными объектами исследования Сложный объект – это иерархическое, полиструктурное, многоуровневое образование, которое изучается с разных сторон различными науками. При этом возникает необходимость «синтезирования» всех представлений в единой системной модели объекта, которая призвана выполнить методологическую функцию. Модель должна увязать между собой различные представления об объекте и дать обоснование каждому его «срезу», каждой особой плоскости его рассмотрения.

       Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

 

       системного подхода в образовании.
Системные представления о процессах и явлениях природы возникли ещё в Древней Греции. Однако признанным научным направлением системный подход стал в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Его основоположником считается австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. К середине прошлого столетия большинство наук существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов, то есть системы. Система (греч. sistem – соединённое, составленное из частей) – это совокупность взаимодействующих элементов, простая сумма свойств которых не даёт суммы свойств системы. Существующий вокруг нас мир носит системный характер, состоит из систем и подсистем. Системы есть способ существования материи, формой существования систем является движение. Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Рассмотрение и анализ систем осуществляется через системный подход.
       Системный подходнаучный метод познания сложно организованных объектов через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов и связей между ними.

Основные понятия системного подхода:
       - системность – отличительная особенность сложно организованных объектов, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;
       - компонент – это какая-либо часть системы, вступающая в определённые отношения с другими её частями;
       - элемент – минимальная единица системы, которую в её рамках можно считать неделимой;
       - связь– наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;
       - структура – это совокупность элементов и способ установления устойчивых связей и отношений между ними в процессе их взаимодействия и интеграции;
       - подсистема – совокупность части элементов системы и связей между ними, обладающих целостностью и решающих одну из задач её функционирования;
       - системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
       Для анализа состояния социальной системы необходимо выделить её элементы, показать их структуру, организацию, связи и среду, по отношению к которой система обладает целостностью. Для обеспечения функционирования выделенной системы необходимо выделить: процесс взаимодействия элементов, условия устойчивости, принципы и методы управления, особенности самоорганизации.
       Принципы системного подхода, то есть основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов:
       Принцип целостности – обоснованность, учёт объективно существующих связей и отношений при выделении совокупности элементов из окружающей среды.
       Выделяют следующие компоненты(подсистемы) образовательной системы:
       идейно-целевой, отношенческий, содержательный, технологический, организационно-управлеческий, результативный;
или: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный.
       Принцип коммуникативности – познание системы прежде всего через рассмотрение внутренних и внешних коммуникаций, связей. Виды связей:
       1. связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;
       2. связи порождения или генетические
       3. связи преобразования
       4. связи строения или структурные;
       5. связи функционирования;
       6. связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;
       7. связи управления.


       Принцип структурности– структура системы обладает устойчивостью, подвижностью и изменчивостью. Именно с этими свойствами связана возможность преобразования системы, появления у неё новых интеграционных свойств. Исследования показали, что степень структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности вносит значительный вклад в эффективность функционирования педагогической системы.
       Принцип управляемости и целенаправленности– цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий развития образовательного учреждения. Достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и методов управления жизнедеятельностью системы.
       Принцип развития – Развитие системы определяется как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирования её нового интеграционного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Условием развития является правильное определение исходного уровня развития педагогического сообщества и осуществление соответствующего ему выбора целей, содержания, форм и способов работы.
       Важнейшими характеристиками прогрессивных социальных систем являются: целостность, интегративность, гармония, дополнительность, функциональность, целенапрвленность, динамизм, управляемость, открытость, самоорганизуемость, саморегулируемость, самоуправляемость, самовоспроизводство.
       Методы познания и преобразования педагогических систем: системный анализ, системный синтез, моделирование. Т
Основные компоненты системного анализа:

 

1. Морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор.

2. Структурный анализ направлен на выявление внутренней организации системы, определение характера связей элементов, выявление системообразующих связей и отношений.

3. Функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и её основных систем.

4. Генетический анализ – позволяет исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы, её компонентов.
           

       Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе, что на практике почти не встречается. Принципы системного анализа: научности, объективности, взаимосвязи и взаимодействия, комплексности, главного звена. Условием системного анализа является структурное накопление информации, определение дерева целей анализа, плана анализа, участие в нём всего коллектива.
       Сущность метода системного синтеза заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученном при различных срезах этого объекта.
       Модель - уменьшенная копия, сохраняющая существенные свойства моделируемой системы. Под моделированием в образовании принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты образовательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях его функционирования и развития. В образовании создают модель выпускника, модель образовательной системы (система в статике), образовательного процесса (система в динамике) и т.д.

































ВОПРОС 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...