Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические факторы свободы СМИ




Для того чтобы журналисту реализовать свою социально-творческую свободу, необходимо обладать экономиче­скими возможностями для организации своей деятельности. Как показал опыт 90-ых годов XX века, именно экономические факторы свободы СМИ являются основными в формате капиталистического общества.

Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журна­ла, организации теле- и радиостанции, создании агентской служ­бы информации нужны значительные «стартовые» затраты — на покупку (аренду) помещения редакции, оборудование, выплату зарплаты сотруд­никам и т.д. Поэтому учредитель СМИ должен либо располагать соответствующими возможностями и средствами, либо получить необходимые кредиты. Если у организации или лица, стремящегося учредить какое-то СМИ, нет материальных условий для этого, возникает проблема поиска состоятельного соучредителя или спонсора. В итоге часть СМИ оказывается во владении государственных структур, другая часть — во владении коммер­ческих структур, диктующих свою информационную политику.

Расходы редакции делятся на обще­редакционные и издательские.

К обще­редакционным расходам относятся средства, входящие в фонд оплаты труда, гонорарный фонд, фонд материального поощрения; расходы, связанные с оплатой командировок, использованием средств связи (телефонов, факсов, интернета и т. п.); транспортные расходы, покупка оргтехники и мебели, аренда (покупка) помещений редакции, их ремонт и др.

К издательским расходам относится стоимость бумаги для печати издания, стоимость типографских услуг, распространение издания.

Существуют следующие источники редакционных доходов:

1. Реализация тиража (подписка — Почта России, редакционная; продажа в розницу — частные службы распространения, например, «Экспресс», «Газеты и журналы»; лоточная продажа).

Как правило, этих средств не хватает на покры­тие расходов, поскольку в условиях роста цен и конкуренции между СМИ, борьбы за читателя приходится значительно снижать цену на информационный продукт. Более того, существует практика продажи СМИ ниже их стоимости и даже практика бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм.

2. Выручка от рекламы и публикации объявлений. 

Плата за нее от рекламодателей составляет значительную часть доходов СМИ (до 80%, а для бесплатных газет, радио- и телепрограмм — все необходимые средства, если нет других источников дохода). Согласно закону Российской Федерации «О средствах массовой информации», если издание не является рекламным, то объем публикуемой рекламы не должен превышать 40 % всей площади номера. Данная статья дохода сегодня является самой привлекательной в формате массовых, развлекательных изданий.

3. Издательская деятельность (создание тематических и региональных вкладок в газете, печать книг, календарей и другой продукции).

4. Коммерческая деятельность (заказные материалы; аренда печатной площади, помещений; оказывание услуг населению — ксерокопирование, печать фотографий и т. п.).

5. Инвестиции (спонсорская помощь, гранты, бюджетное финансирование, предоставление льгот и т. д.).

СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщи­ков. Но в этом случае издаваемые на средства государства СМИ должны с максимальной объективностью представлять все суще­ствующие точки зрения. К сожалению, часто такие СМИ становятся инструментом политической борьбы.

Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимо­сти превышения доходов над расходами.

Государство играет важную роль в экономическом обеспече­нии СМИ. Оно располагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необхо­димых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, нахо­дящихся в руках государства.

Более существенны «внутренние» ресурсы расширения эконо­мической свободы тогда, когда экономические проблемы СМИ решаются без постороннего вмешательства. Во-первых, это проис­ходит в том случае, если доход от продажи информационных про­дуктов (подписки, розницы, абонементной платы) превышает расходы на их подготовку и распространение. Однако современные даже крупнотиражные качественные издания и программы (если исключить доходы от рекламы и получаемые экономические льготы) не в состоянии добиться такого экономического благополу­чия. Поэтому, во-первых, путь к экономической независимости (если не абсолютной, то во всяком случае весьма значительной) лежит через создание объединений — прежде всего концернов (англ. concern — «предприятие, фирма») или холдингов (англ. holding — «владение»), сосредоточивающих под одной «крышей» ряд инфор­мационных (а часто и не только информационных) институтов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 834.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...