Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропологический материализм Людвига Фейербаха




 

Людвиг Фейербах   (1804–1872 гг.) изучал в Берлинском университете богословие, увлекался гегелевской философией. Но уже в первом сочинении «Мысли о смерти и о бессмертии» он критикует теологию и поворачивается к материализму.

Не получив признания в официальных университетских кругах, Фейербах поселился в деревенской глуши, где и занялся литературной деятельностью в области философии. В 1840 г. в «Сущности христианства» Фейербах дает развернутую критику Гегеля. Философия не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли, она сама не может создать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и человека, бессмысленна. «Абсолютный дух» Гегеля есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.

Существо идей Фейербаха:

– природа существует независимо от философии, мышления и сознания человека;

– природа – это основание, на котором вырастают люди – продукт природы;

– высшее существо Бог, созданный религиозной фантазией, – это фантастическое отражение человеком своей собственной сущности;

– природа – источник всех знаний, с нее начинается и философия – мать всех наук;

– «Дух следует после чувства, а не чувство после духа. Мысль человека – это конец, а не начало вещей».

Вся философия Фейербаха складывается из отношения человека и природы, где человек – часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек Фейербаха – абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности.

Теория познания Фейербаха призывает изучать природу как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека как раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где начинается чувственное знание.

Две ступени познания:

– деятельность сердца, оно полно чувственной энергии;

– деятельность головы, она нацелена на общее.

Чувства отражают, рассудок обобщает. Чувства дают представления о предмете, рассудок – название ему. Но название – это только представитель предмета, часто порождающий заблуждения. Критерий истины – согласие людей во мнениях. Фейербах атеист. В «Лекциях о сущности религии» он доказывает, что человек создал разные религии, т.е. сам создает Бога, а не Бог создал человека. Вместо старой религии Фейербах предлагает новую – религию любви. Любовь – религия, а Бог – достижение любви. Поскольку без религии нет нравственности, – нет и добродетели, а значит, нет и счастья, поскольку счастье человека в нравственном совершенствовании. Человек должен открыть Бога в себе, в высших своих побуждениях, в любви, в том числе и в отношениях мужчины и женщины.

Человек с его чувствами – предмет и философии (антропологии) и религии. Общество – естественная родовая связь, где главное – это стремление к счастью и любви. Человек человеку – Бог. Личное счастье возможно только в связи со счастьем других. Человеческий род продолжается благодаря действию этих чувств.

Фейербах, критикуя Гегеля за его идеализм, перечеркнул и идею развития. Счастье человека не исторично. А стремление к счастью – главное для человека.

Человек не ступень развития духа (Гегель), он сам себе Бог. Сущность человека индивидуальна и универсальна. Она проявляется лучше всего в общении людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...