Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МАРКСИЗМ
Философская система Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724–1804 гг.) был сыном мелкого ремесленника. Всю свою жизнь он безвыездно прожил в Кенигсберге. В 1740 г. поступил в университет, а уже в 1755 г. начал читать лекции в нем. Звание профессора получил лишь через 15 лет. В 1755 г. опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», в которой изложил свою гипотезу происхождения Солнечной системы как результат действия механических сил притяжения тел из газовой туманности. В 1781 г. публикует «Критику чистого разума», а в 1790 г. – «Критику способности суждения», где выдвигает идею о том, что прежде чем исследовать философские вопросы о сущности мира, нужно исследовать сам процесс познания. В этом процессе, считает Кант, можно выделить три способности человека: 1) чувственность, 2) рассудок, 3) разум. Он выдвигает понятие априорных (доопытных) форм познания. Априорные формы: – на уровне чувств – пространство и время; – на уровне рассудка – категории качества, количества, модальности. Всего 12; – на уровне разума – идеи о душе, Боге. Опираясь на априорные формы, человек создает свое познавательное пространство (идет от субъекта). Главный же вопрос – о способностях человека как субъекта познания. В нем Кант выделяет два уровня – эмпирический (опытный), т.е. индивидуально– психологические особенности человека. Трансцендентальный, куда входят общие, надындивидуальные качества человека как представителя рода. Человеку по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство и время как формы рассудка. Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия, существующие независимо от нашего сознания, а врожденные формы внутреннего чувства, которые создают предпосылку объективного достоверного знания. «Объективность – всеобщность и необходимость» (Кант). Пространство и время, являясь предпосылкой достоверного (физика, математика) знания, используются второй познавательной способностью, рассудком (мышлением) для подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Вывод: не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о нем. «Мы можем познать только то, что создали» (Кант). Рассудок упорядочивает впечатления человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, а значит, обуславливает объективность знаний. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант назвал явлениями. Человек знает только о явлениях вещей в сознании, сами же по себе они остаются непознанными, «вещами в себе». Человек не может установить связи между «вещами в себе» и их явлениями. Задача высшей способности субъекта – разума – с помощью идей определить цели познания. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта, но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах, поэтому рассудок впадает в антиномии – противоречия, взаимоисключающие положения. Антиномии возникают там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе». Например, если мы возьмем идею мира в целом, то возникает антиномия о конечности и бесконечности мира в пространстве и во времени. Значит, мир «вещей самих по себе» закрыт для чувственного и теоретического разума, но человек живет не только в умопостигаемом мире, но в чувственно непроницаемом мире – мире природы, где действует не теоретический, а практический ум. Движущей силой практического разума является не мышление, а автономная воля, т.е. определяется не внешними причинами, а собственными нравственными законами. Принцип нравственной философии Канта: человек – самоцель, а не средство достижения цели. Моральный закон «Категорический императив» (Кант) состоит в том, что человек должен всегда поступать так, чтобы принципы, которыми руководствуется человек в своих поступках, могли стать всеобщими и обязательными для всего общества. Человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом, при этом каждый должен стремиться стать личностью – быть свободным, реализовать себя. Человеку следует руководствоваться чувством долга, который, по Канту, состоит в постоянном самосовершенствовании. Нравственность человека опирается на его самостоятельность. Человек сам приходит к Богу как ориентиру нравственности. Если нравственность основывается на выгоде – лицемерие. Сила нравственности определяется степенью преодоления собственных потребностей (желаний), чувством долга. Сделать человека счастливым и нравственным – разные задачи. Это не значит, что человек должен забыть о счастье, но когда речь идет о долге, то он должен отказаться от счастья. «Свобода – есть свойство воли быть самой себе законом». Значит: – мораль не зависит от религии; – человек должен подчинить счастье долгу. Способности человека: – способность познания; – способность желания; – способность свободы. В работе «Мысли о всеобщей истории» Кант выдвигает следующие тезисы. – Все живые существа способны к развитию. – Человечество способно развиваться в целом. – Развиваясь, человечество стремится к общению и обособлению. – Идеи гражданского общества. В своей работе «О вечном мире» Кант утверждает, что сквозь бессвязность исторических событий проникает высокая разумная цель, определяющая ход истории. И если в жизни отдельной личности эта цель не может полностью раскрыться, то она обнаруживается в человеческом роде. Пройдя сквозь войны и раздоры, человечество способно, выйдя из «дикого состояния», достичь эпохи «мира и разума».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |