Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характерные признаки, содержание и средства деловых коммуникаций.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Понятие и цели деловых коммуникаций. Характерные признаки, содержание и средства деловых коммуникаций. 3. Функции деловых коммуникаций. Классификацияделовых коммуникаций. Формы деловых коммуникаций. Коммуникационный процесс. Коммуникативные барьеры. Этика деловых коммуникаций. Особенностиделовых коммуникаций в государственных и муниципальных структурах. Понятие и цели деловых коммуникаций. Коммуникации(от лат. communicatio - сообщение, связь) - обмен информацией, идеями, мнениями между субъектами взаимодействия. В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется средством связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. определенной структурой. Коммуникация становится своеобразным посредником между индивидуальной и общественно-осознанной информацией. Во-вторых, это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты. Коммуникации обусловлены социальной сущностью человека, они имеют большое значение в личной. профессиональной и организационной сфере. Если коммуникация лежит в сфере официальных отношений и направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов, то она называется деловой. Коммуникации и связи важны для повышения эффективности управления и принятия необходимых для этого грамотных решений, которые сначала в виде идеи выступают в коммуникационном процессе. В то же время все виды управленческой деятельности основаны на обмене соответствующей информацией и знаниями. Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д. В деловой коммуникации предметом общения является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений - основные задачи деловой коммуникации. В совместной деятельности можно выделить ряд обязательных элементов: единая цель; общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности: взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий; разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками; координация индивидуальных действий, необходимость управления ими. Цели коммуникаций: Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. Регулирование и рационализация информационных потоков. Характерные признаки, содержание и средства деловых коммуникаций. Для деловых коммуникаций характерны следующие признаки: 1. обязательность контакта сторон без учета симпатий и антипатий субъектов; 2. предметность; 3. соблюдение субординации и делового этикета; 4. взаимозависимость субъектов деловой коммуникации; 5. формальные ограничения, т.е. соблюдение правовых, социальных норм, регламент. Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий (расширенный вариант): 1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий; 2) предметно-целевое содержание коммуникации; 3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета; 4) взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений; 5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж); 6) формальные ограничения: а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.); б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата; в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру; г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение). деловое совещание риторика Деловые коммуникации, как и само человеческое общение многопредметно. Оно может быть: - материальным, т.е. обмен продуктами или предметами деятельности; - когнитивным, т.е. обмен знаниями; - деятельным, т.е. обмен действиями, умениями, навыками. - кондиционным, т.е. обмен психическими или физиологическими состояниями (улыбкой поднять настроение, гримасой разозлить); - мотивационным, т.е. обмен побуждениями, целями, потребностями, установками (давай, давай!). Содержание деловых коммуникаций представлено информацией, передаваемой от одного человека другому. Деловые коммуникации применяются для организации и оптимизации того или иного вида деятельности (профессиональной, производственной, научной, коммерческой, политической и т.д.).И поскольку коммуникация – это предметно-целевая деятельность, то содержание каждой коммуникативной формы (лекции, доклада, дискуссии, беседы) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Так, если цель коммуникации – разъяснить что-либо, то содержание и форма подачи информации будут инструктивными (инструктаж), повествующими (консультация) или рассуждающими (комментарий). Если же необходимо опровергнуть чьи-либо аргументы, то будут использованы доказательства, критические замечания. Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностные качества партнера. Например, для передачи информации вы хотели использовать метод дедукции (от общего к частному), но в ходе общения убедились, что для данного делового партнера более целесообразен метод индукции (от частных случаев, примеров к обобщению и выводам). Средствами деловых коммуникаций являются способы кодирования, передачи и декодирования (расшифровки) информации. Кодирование – способ передачи информации от одного человека другому. Кодирование происходит с помощью символов и знаков (буквы, схемы, звуки, жесты). Передача закодированной информации происходит через каналы. В качестве каналов могут выступать эфир, провода, бумага.
В процессе устных коммуникаций проявляется коммуникативное поведение сотрудников.
Навыки слушания Слушание может быть: При пассивном слушанье: человек слушает, но не вникает в услышанное. Поэтому его восприятие может быть неадекватным, а реакции неожиданными. Активное слушание имеет следующие признаки:
Активное слушание можно развивать в процессе научения поведения.
К монологическим видам относятся: приветственнаяречь; торговаяречь (реклама); информационнаяречь; доклад(на заседании, собрании). Диалогическиевиды: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений; переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения, по какому - либо вопросу; интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения; дискуссия; совещание(собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог; телефонныйразговор, исключающий невербальную коммуникацию. В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено[2]: 1. Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; 2. Когнитивное - обмен знаниями; 3. Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; 4. Деятельностное- обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По средствам общения возможно деление на такие четыре вида: 1. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.; 2. Опосредованное-связанное с использованием специальных средств и орудий; 3. Прямое-предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; 4. Косвенное-осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств. Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие – убеждение, внушение, принуждение[3]. Убеждение – воздействие посредством доказательств, логического Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа Принуждение – наиболее насильственный метод воздействия на людей. На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов[4]: · Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого · Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; · Обсуждение интересующей проблемы; · Решение проблемы; · Завершение контакта (выход из него). Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
3. Функции деловых коммуникаций. В широком плане выделяют две основные функции коммуникации: информационную и личностную. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям. В конкретно-управленческом планеосновными функциями деловых коммуникаций являются: 1) информативная - передача сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений; 2) мотивационная -побуждение работников к производительному труду; к лучшему исполнению задач, используя убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.; 3) контрольная - отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности; 4) экспрессивная - способствование эмоциональному выражению чувств, отношения к происходящему, удовлетворение социальных потребностей. Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и ее восприятие, понимание и усвоение, что, в конечном счете, формирует модели коммуникативного поведения.
Типы коммуникативного поведения:
Один из участников коммуникаций сознательно или бессознательно пытается решить свои проблемы за счет ущемления или полного игнорирования интересов другого участника.
Один из участников коммуникаций всеми возможными способами пытается противодействовать другому в попытках решить его проблемы
Участники коммуникаций, понимая невозможность достичь своей цели в одиночку, договариваются о согласовании действий.
Когда участники коммуникации стараются понять интересы друг – друга и найти лучшие способы взаимодействия и сотрудничества для достижения целей обоих сторон.
Целью взаимодействия является общение ради общения, для поддержания связей. Эффективное коммуникативное поведение невозможно без коммуникативных навыков. К ним относятся: - навыки слушания; - навыки речи; - навыки невербального общения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1804. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |