Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XIV. Качества руководителя.
1. Основные качества руководителя. 2. Роли руководителя. 3. Семь главных грехов руководителя.
Качества руководителя удобно разделить на 2 группы. Первая группа – его деловые, профессиональные качества, методы и приемы управленческой деятельности. Вторая группа – интеллектуальные и личностные качества руководителя: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, особенности личности и характера. Вторая группа качеств по отношению к первой обладает двумя особенностями: она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя; 2) она гораздо труднее, чем первая, поддается коррекции: изменить стиль мышления или характера несравненно сложнее, чем усвоить методику принятия решений или технологию делегирования. Остановимся на некоторых качествах руководителя. 1. Одно из основных психологических качеств руководителя – его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить: – проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления; – системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы; – практически и обоснованно, уметь отличать действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося; – неконсервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства; – оперативно, т.е. быстро реагируя на изменения производства – последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не зарываясь в «текучку»; – самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.
2. Уровень психической самоорганизации руководителя можно считать высоким, если он: – обладает сильной волей, способностью преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути к достижению целей; – настойчив в делах, способен к разумному риску, терпелив (готов долго и качественно выполнять однообразную неинтересную работу); – инициативен, способен без внешнего побуждения выдвигать и претворять в практику конструктивные решения; – психологически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; – адаптивен, т.е. способен приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям; – самокритичен, трезво оценивает не только свои достоинства, но и просчеты и несовершенства; – динамичен, т.е. умеет менять стиль управления в зависимости от изменений условий; – требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу; – критичен, способен видеть в предложениях работников как позитивные, так и негативные моменты; – надежен, т.е. строго соблюдает принятые на себя обязательства, на него можно положиться; – вынослив, удовлетворительно работает в условиях перегрузок; – уравновешен, умеет управлять своей эмоциональной сферой, способен быть сдержанным и деловым в сложной обстановке; – оптимистичен, склонен рассматривать трудности без паники и растерянности; – решителен, способен самостоятельно принимать своевременные решения, в критических условиях брать на себя ответственность за исход событий. III. Важным профессиональным качеством руководителя является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от их эмоциональных оценок: 1) руководитель должен контролировать свое поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним; 2) а положительное отношение к работнику становилось ему известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения его активности. IY. Еще одно важное качество руководителя – умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей. При этом отметим, что исходным пунктом всей организации управления является самоорганизация руководителя, высокая требовательность к себе. Нет более сильного средства разрушить всякую организацию, чем нарушение тех правил, выполнение которых требуешь лишь от других. Каковы качества хорошего руководителя? Их перечень можно представить так: 1. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, хладнокровен (под фрустрацией понимается состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями на пути к цели, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые); 2.Умеет общаться с людьми; 3. Поощряет участие членов группы в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; 4. Обсуждает свои качества, принимает замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе; 5. Выдержанно принимает и победы и поражения; 6. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за новые проблемы; 7. Способен выдерживать высокий уровень усилий, энергичен; 8. Компетентен в специфических проблемах управления; 9. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами; 10. Способен наслаждаться организацией и управлением, любит хорошо поставить дело; 11. Способен вызвать к себе расположение.
В зависимости от управленческих ситуаций руководителю приходится исполнять разнообразные «роли», которые определяются его положением лидера в организации. Этих ролей достаточно много. Отметим некоторые, наиболее распространенные, из них: – администратор (наблюдает за исполнением); – плановик (разрабатывает методы и средства, с помощью которых другие достигают цели); – политик (устанавливает цели и линию поведения в группе); – эксперт (лицо, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту); – представитель (группы во внешней среде); – регулятор (отношений внутри группы); – источник (идей, информации, поощрений и наказаний); – судья (а также миротворец); – символ (пример, лицо группы); – диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность в группе: «все претензии ко мне, действуйте молим именем». «передайте, что я приказал»); – «отец» (к которому обращаются за помощью); козел отпущения (человек, отвечающий за все в случае провала). Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать руководитель. Первый шаг к личностному и профессиональному совершенствованию – осознание руководителем своих слабых сторон. Что же характерно для слабого руководителя? 1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, т.к. не способен предугадать их приближение и приготовиться к ним; 2. Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам; Занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего никогда нет времени; 4. Заваливает бумагами письменный стол. Причем совершенно не понятно, какие из них важные, какие срочные, а какие и вовсе не нужны; 5. Работает по 10-14 часов. Засиживается в учреждении допоздна. Работает даже по ночам; 6. Всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы – домой, а из дома – на работу; 7. Решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой; 8. Никогда ничего не решает до конца, бремя нерешенных вопросов ложится на его плечи, давит на психику; 9. Все видит белым или черным, для него нет оттенков, полутонов, нюансов; 10. Склонен из мухи делать слона, неспособен отличать главное от второстепенного; 11. Старается принять наилучшее решение, вместо того, чтобы принять выполнимое; 12. Фамильярен с подчиненными; похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию хорошего руководителя; 13. Готов к любому компромиссу, чтобы избежать ответственности, склонен сваливать вину за свои ошибки на других, ищет «козлов отпущения»; 14. Работает по принципу «открытых дверей», к нему в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому поводу; 15. Когда коллективу присуждается премия или награда, он первый в списке, в президиуме занимает место в первом ряду.
XV. Стиль руководства.
1. Основные стили руководства: автократический, демократический, либеральный. 2. Постановка целей и стиль руководства.
Стиль руководства – типичная для руководства система приемов деятельности, используемая им в работе с людьми. Стиль руководства проявляется: 1) в манере руководителя говорить; 2) слушать других людей; 3) в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений; 4) как организовано личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого им коллектива. Еще в 30-е годы были выделены 3 основных стиля руководства6 1) автократический; 2) демократический; 3) либеральный (попустительский). До сих пор это подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным. I. Автократический (авторитарный, директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. В чем это проявляется? а) он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу; б) подчиненные должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации; в) контроль за их деятельностью целиком основан на силе власти руководителя. Он обычно ориентирован на решение чисто производственных задач; г) не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес. II. Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. В чем это проявляется? а) консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы; б) практикуется делегирование функций и полномочий руководителя подчиненным; в) инициатива с их стороны всячески стимулируется; г) деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и посредством сил, имеющихся в коллективе (его активной частью). III. Попустительский (либеральный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. В чем это проявляется? а) руководитель выступает в роли посредника при осуществлении контактов между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы; б) обычно дела он пускает на самотек, действует, когда оказывает давление – либо сверху, либо снизу; в) консервативен; г) никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного; д) склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов; е) критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчиненных выдвигаются 1-2 человека, которые фактически управляют группой и «спасают» дело. В некоторых ситуациях (творческий коллектив, творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, но только в течение непродолжительного времени. Возможны и другие классификации стилей руководства. Однако в большинстве случаев специалистами выделяются 2 полярных стиля: авторитарный (директивный) и либеральный (попустительский), между которыми располагаются промежуточные варианты. Внимание к человеку и внимание к производству – это 2 основных ориентира в любой управленческой деятельности. По-видимому, ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки. При выборе того или иного стиля руководства должны учитываться, по меньшей мере, 3 фактора: 1) ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль; 2) задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль. 3) группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства. Чаще всего приводит организации к успеху и процветанию, в большей степени отвечает интересам человека и производства, конечно, демократический стиль руководства. Содержание этого понятия раскрывается, детализируется в приводимых ниже правилах и советах. Основные правила руководителя. 1. Внимательно прислушивайтесь к деловым предложениям спокойно и позитивно воспринимайте критику. 2. Умейте понять желания и стремления людей, смотреть на проблемы с позиций сотрудников данного предприятия. 3.Будьте точны во всем. Это признак организованности, культуры и воспитания. 4. Будьте общительным, вежливым, терпеливым, никогда не раздражайтесь. Проявляйте скромность, простоту, доброжелательное и справедливое отношение к людям. 5. Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим; 6. Будьте искренним и честным в действиях и устремлениях; 7. Стремитесь к верности своим словам и обещаниям; 8. Воздействуйте на людей всем своим поведением, а не одними поучениями и наставлениями; 9. Принимайте решения обдуманно, без спешки. Не уходите от решения сложных проблем. 10. Не делайте замечания людям в присутствии 3-го лица. Не спорьте с ними по мелочам; 11. Изучайте предприятие, высказывайте похвалу за обнаруженные успехи и хорошую работу, цените людей и проявляйте о них заботу; 12. Не делайте того, что могут и должны сделать другие, за исключением особых случаев; 13. Подходите к общению с людьми индивидуально, стремитесь показать свою способность понять их, изучить запросы и особенности. Давая задания, стремитесь развивать у каждого человека чувство собственного достоинства и стремление к самосовершенствованию; 14. Сохраняйте среднюю социальную дистанцию: не «рубаха парень», и не «вельможа», а командир, заботливый руководитель; 15.Ставьте перед собой и перед другими четкие цели, начатое дело доводите до конца; 16. Демонстрируйте способность принимать ответственные решения, не перекладывая принятие решения на вышестоящее руководство или коллегиальные органы, стремитесь исключить половинчатые решения; 17. Не торопитесь с оценками и выводами ни о людях, ни о показателях, ни о событиях; 18. Если совершили ошибку, следует смело признать ее и при необходимости извиниться; 19. Всегда будьте собранным, опрятным, но не слишком франтовитым; 20. Стремитесь предвидеть проблемы будущего, демонстрируйте эту способность и готовность предложить все меры к их своевременному решению.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |