Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XIV. Качества руководителя.




 

1. Основные качества руководителя.

2. Роли руководителя.

3. Семь главных грехов руководителя.

 

Качества руководителя удобно разделить на 2 группы.

Первая группа – его деловые, профессиональные качества, методы и приемы управленческой деятельности.

Вторая группа – интеллектуальные и личностные качества руководителя: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, особенности личности и характера.

Вторая группа качеств по отношению к первой обладает двумя особенностями:

она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя;

2) она гораздо труднее, чем первая, поддается коррекции: изменить стиль мышления или характера несравненно сложнее, чем усвоить методику принятия решений или технологию делегирования.

Остановимся на некоторых качествах руководителя.

1. Одно из основных психологических качеств руководителя – его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

– проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

– системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

– практически и обоснованно, уметь отличать действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

– неконсервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

– оперативно, т.е. быстро реагируя на изменения производства

– последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не зарываясь в «текучку»;

– самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

 

2. Уровень психической самоорганизации руководителя можно считать высоким, если он:

– обладает сильной волей, способностью преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути к достижению целей;

– настойчив в делах, способен к разумному риску, терпелив (готов долго и качественно выполнять однообразную неинтересную работу);

– инициативен, способен без внешнего побуждения выдвигать и претворять в практику конструктивные решения;

– психологически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;

– адаптивен, т.е. способен приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям;

– самокритичен, трезво оценивает не только свои достоинства, но и просчеты и несовершенства;

– динамичен, т.е. умеет менять стиль управления в зависимости от изменений условий;

– требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;

– критичен, способен видеть в предложениях работников как позитивные, так и негативные моменты;

– надежен, т.е. строго соблюдает принятые на себя обязательства, на него можно положиться;

– вынослив, удовлетворительно работает в условиях перегрузок;

– уравновешен, умеет управлять своей эмоциональной сферой, способен быть сдержанным и деловым в сложной обстановке;

– оптимистичен, склонен рассматривать трудности без паники и растерянности;

– решителен, способен самостоятельно принимать своевременные решения, в критических условиях брать на себя ответственность за исход событий.

III. Важным профессиональным качеством руководителя является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от их эмоциональных оценок:

1) руководитель должен контролировать свое поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним;

2) а положительное отношение к работнику становилось ему известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения его активности.

IY. Еще одно важное качество руководителя – умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей.

При этом отметим, что исходным пунктом всей организации управления является самоорганизация руководителя, высокая требовательность к себе. Нет более сильного средства разрушить всякую организацию, чем нарушение тех правил, выполнение которых требуешь лишь от других. 

Каковы качества хорошего руководителя? Их перечень можно представить так:

1. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, хладнокровен (под фрустрацией понимается состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями на пути к цели, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые);

2.Умеет общаться с людьми;

3. Поощряет участие членов группы в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна;

4. Обсуждает свои качества, принимает замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе;

5. Выдержанно принимает и победы и поражения;

6. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за новые проблемы;

7. Способен выдерживать высокий уровень усилий, энергичен;

8. Компетентен в специфических проблемах управления;

9. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами;

10. Способен наслаждаться организацией и управлением, любит хорошо поставить дело;

11. Способен вызвать к себе расположение.

 

В зависимости от управленческих ситуаций руководителю приходится исполнять разнообразные «роли», которые определяются его положением лидера в организации. Этих ролей достаточно много. Отметим некоторые, наиболее распространенные, из них:

– администратор (наблюдает за исполнением);

– плановик (разрабатывает методы и средства, с помощью которых другие достигают цели);

– политик (устанавливает цели и линию поведения в группе);

– эксперт (лицо, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту);

– представитель (группы во внешней среде);

– регулятор (отношений внутри группы);

– источник (идей, информации, поощрений и наказаний);

– судья (а также миротворец);

– символ (пример, лицо группы);

– диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность в группе: «все претензии ко мне, действуйте молим именем». «передайте, что я приказал»);

– «отец» (к которому обращаются за помощью);

козел отпущения (человек, отвечающий за все в случае провала).

Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать руководитель.

Первый шаг к личностному и профессиональному совершенствованию – осознание руководителем своих слабых сторон. Что же характерно для слабого руководителя?

1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, т.к. не способен предугадать их приближение и приготовиться к ним;

2. Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам;

Занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего никогда нет времени;

4. Заваливает бумагами письменный стол. Причем совершенно не понятно, какие из них важные, какие срочные, а какие и вовсе не нужны;

5. Работает по 10-14 часов. Засиживается в учреждении допоздна. Работает даже по ночам;

6. Всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы – домой, а из дома – на работу;

7. Решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой;

8. Никогда ничего не решает до конца, бремя нерешенных вопросов ложится на его плечи, давит на психику;

9. Все видит белым или черным, для него нет оттенков, полутонов, нюансов;

10. Склонен из мухи делать слона, неспособен отличать главное от второстепенного;

11. Старается принять наилучшее решение, вместо того, чтобы принять выполнимое;

12. Фамильярен с подчиненными; похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию хорошего руководителя;

13. Готов к любому компромиссу, чтобы избежать ответственности, склонен сваливать вину за свои ошибки на других, ищет «козлов отпущения»;

14. Работает по принципу «открытых дверей», к нему в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому поводу;

15. Когда коллективу присуждается премия или награда, он первый в списке, в президиуме занимает место в первом ряду.

 

XV. Стиль руководства.

 

1. Основные стили руководства: автократический, демократический, либеральный.

2. Постановка целей и стиль руководства.

 

Стиль руководства – типичная для руководства система приемов деятельности, используемая им в работе с людьми.

Стиль руководства проявляется:

1) в манере руководителя говорить;

2) слушать других людей;

3) в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений;

4) как организовано личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого им коллектива.

Еще в 30-е годы были выделены 3 основных стиля руководства6

1) автократический;

2) демократический;

3) либеральный (попустительский).

До сих пор это подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

I. Автократический (авторитарный, директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. В чем это проявляется?

а) он единолично принимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу;

б) подчиненные должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации;

в) контроль за их деятельностью целиком основан на силе власти руководителя. Он обычно ориентирован на решение чисто производственных задач;

г) не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

II. Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть.

В чем это проявляется?

а) консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы;

б) практикуется делегирование функций и полномочий руководителя подчиненным;

в) инициатива с их стороны всячески стимулируется;

г) деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и посредством сил, имеющихся в коллективе (его активной частью).

III. Попустительский (либеральный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных.

В чем это проявляется?

а) руководитель выступает в роли посредника при осуществлении контактов между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы;

б) обычно дела он пускает на самотек, действует, когда оказывает давление – либо сверху, либо снизу;

в) консервативен;

г) никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

д) склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов;

е) критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает.

Как правило, из числа подчиненных выдвигаются 1-2 человека, которые фактически управляют группой и «спасают» дело. В некоторых ситуациях (творческий коллектив, творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, но только в течение непродолжительного времени.

Возможны и другие классификации стилей руководства. Однако в большинстве случаев специалистами выделяются 2 полярных стиля: авторитарный (директивный) и либеральный (попустительский), между которыми располагаются промежуточные варианты.

Внимание к человеку и внимание к производству – это 2 основных ориентира в любой управленческой деятельности.

По-видимому, ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки.

При выборе того или иного стиля руководства должны учитываться, по меньшей мере, 3 фактора:

1) ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль;

2) задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль.

3) группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства.

Чаще всего приводит организации к успеху и процветанию, в большей степени отвечает интересам человека и производства, конечно, демократический стиль руководства. Содержание этого понятия раскрывается, детализируется в приводимых ниже правилах и советах.

Основные правила руководителя.

1. Внимательно прислушивайтесь к деловым предложениям спокойно и позитивно воспринимайте критику.

2. Умейте понять желания и стремления людей, смотреть на проблемы с позиций сотрудников данного предприятия.

3.Будьте точны во всем. Это признак организованности, культуры и воспитания.

4. Будьте общительным, вежливым, терпеливым, никогда не раздражайтесь. Проявляйте скромность, простоту, доброжелательное и справедливое отношение к людям.

5. Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим;

6. Будьте искренним и честным в действиях и устремлениях;

7. Стремитесь к верности своим словам и обещаниям;

8. Воздействуйте на людей всем своим поведением, а не одними поучениями и наставлениями;

9. Принимайте решения обдуманно, без спешки. Не уходите от решения сложных проблем.

10. Не делайте замечания людям в присутствии 3-го лица. Не спорьте с ними по мелочам;

11. Изучайте предприятие, высказывайте похвалу за обнаруженные успехи и хорошую работу, цените людей и проявляйте о них заботу;

12. Не делайте того, что могут и должны сделать другие, за исключением особых случаев;

13. Подходите к общению с людьми индивидуально, стремитесь показать свою способность понять их, изучить запросы и особенности. Давая задания, стремитесь развивать у каждого человека чувство собственного достоинства и стремление к самосовершенствованию;

14. Сохраняйте среднюю социальную дистанцию: не «рубаха парень», и не «вельможа», а командир, заботливый руководитель;

15.Ставьте перед собой и перед другими четкие цели, начатое дело доводите до конца;

16. Демонстрируйте способность принимать ответственные решения, не перекладывая принятие решения на вышестоящее руководство или коллегиальные органы, стремитесь исключить половинчатые решения;

17. Не торопитесь с оценками и выводами ни о людях, ни о показателях, ни о событиях;

18. Если совершили ошибку, следует смело признать ее и при необходимости извиниться;

19. Всегда будьте собранным, опрятным, но не слишком франтовитым;

20. Стремитесь предвидеть проблемы будущего, демонстрируйте эту способность и готовность предложить все меры к их своевременному решению.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...