Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неопределенность норм закона означает их неконституционность.




ФЗ N 482-ФЗнеправомерно передает регулирование ключевых вопросов функционирования системы идентификации и аутентификации граждан, а также биометрической системы на подзаконный уровень.

ФЗ N 482-ФЗизменяется Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 7 дополняется следующим пунктом:

«5.6. Банк, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым - четвертым пункта 5.7 настоящей статьи, обязан после проведения идентификации при личном присутствии клиента - физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней клиента - физического лица, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи, а также в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), его биометрические персональные данные.

Порядок размещения и обновления указанных в настоящем пункте сведений, а также состав сведений, необходимых для регистрации клиента - физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, и состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Надзор за соблюдением банками порядка размещения и обновления таких сведений осуществляется Центральным банком Российской Федерации в установленном им порядке»,

«В соответствии», но не «законом». Как показано ниже, регулирование важнейших вопросов, касающихся прав граждан, неправомерно передано с уровня федерального закона на уровень Правительства РФ, Центробанка и министерств.

В частности, вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон дополняется статьей 14.1. «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации»:

«2. Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации устанавливает требования:

1) к фиксированию действийпри размещении сведений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (то есть, при размещении данных граждан, которые вносятся в ЕСИА и единую биометрическую систему – авт.),

2) к проведению государственными органами и организациямиидентификации гражданина Российской Федерации…

6.Порядок регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, включая состав сведений, необходимых для регистрации гражданина Российской Федерации в указанной системе, порядок и сроки проверки и обновления сведений, размещаемых в единой системе идентификации и аутентификации с использованием государственных информационных систем, устанавливаетсяПравительством Российской Федерации.

8. Состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, включая вид биометрических персональных данных, определяетсяПравительством Российской Федерации…

13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных:

1) определяет порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе…».

Как видно, ФЗ № 482-ФЗутверждена только общая схема функционирования единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой государственной системы биометрической идентификации. Существенные положения, касающиеся регулирования прав граждан России, а именно - функционирования системы с биометрическими данными граждан, будут определены на подзаконном уровне: ЦБ, Правительством, органом исполнительной власти (который будет определен Правительством), включая состав сведений о человеке, направляемых в систему идентификации. В итоге, огромный и пока неопределенный массив частной, в т.ч. биометрической, информации обо всех гражданах РФ попадет в единую электронную базу, чем подрывается неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции). При этом Центральному банку передается огромный объем полномочий по регулированию системы идентификации: фактически можно говорить о переходе к ЦБ РФ государственной власти в объеме, явно превышающем функции ЦБ РФ (см., напр., ч. 2 ст. 14.1.ФЗ 149-ФЗ).

Согласно пункту «в» статьи 71 Конституции РФ «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относятся к ведению Российской Федерации, и в соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции должно определяться на уровне федерального закона. Данное положение Конституции обсуждаемый проект закона грубо нарушает.

Неопределенность норм закона означает их неконституционность.

В принятом законе не прописаны существенные положения - состав собираемых сведений, порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе. Эти наиважнейшие, с точки зрения безопасности, вопросы абсолютно неопределенны для законодателя и отдаются на откуп Правительства и министерств.

Кроме того, новый ФЗ содержит неопределенные нормы, например, изменения в ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»:

«Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме, а также лиц, в отношении которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие указанной информации и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме.».

Аналогичные изменения вносятся в ряд других законов (об организации страхового дела, о негосударственных пенсионных фондах, об инвестиционных фондах).

Что именно имеется ввиду в вышеприведенных цитатах, понять сложно. Этим правилом фактически Правительство может отменить действие статьи Федерального закона в любой части!

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы препятствует ее единообразному пониманию, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к нарушению принципов равенства и верховенства закона; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущего ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации» (постановления Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П, от 6 апреля 2004 года № 7-П, от 20 декабря 2011 года № 29-П и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...