Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И.Шишкина «Зима»
Образовательные цели.Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развивающие цели.Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения. Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения. Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью звуков природы, мольберт, репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, коврограф, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц. Предварительная работа.Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание и сравнение снега и льда; рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных — названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы. Ход занятия 1. Организационный момент.Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания. Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает CD с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Логопед выключает проигрыватель. Логопед. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем. На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей... Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. И. Никитин Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в кабинет? Дети. Шум ветра, вой вьюги. Логопед. Какая вьюга? Дети. Холодная, злая, колючая. Логопед. Какой ветер? Дети. Зимний, студеный, злой. 2. Упражнение «Узнай по запаху».Развитие Логопед предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох. Логопед. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали? Дети рассказывают о своих ощущениях. Логопед предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол перед ними. 3. Упражнение «Сравни и расскажи».Разви Логопед предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега. Логопед. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом. 1-й ребенок. Снег мягкий, а лед твердый. 2-й ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий. 3-й ребенок. Снег белый, а лед прозрачный. 4-й ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее. Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Логопед раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.
И 4. Беседа о зиме и ее приметах.Развитие Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин. Логопед. Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят две картины — «Зимний вечер» И. Грабаря и «Зима» И. Шишкина. На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило? 1-й ребенок. Наступила холодная зима. Логопед. Что лежит на земле и деревьях? 2-й ребенок. На земле и деревьях лежит пушистый снег. Логопед. Какие деревья зимой? 3-й ребенок. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими. Логопед. Какое небо? 4-й ребенок. Небо высокое и ясное. Логопед. Какой воздух? 1-й ребенок. Воздух морозный и чистый. Логопед. Слышится ли что-то в лесу? 2-й ребенок. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел. Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте пойдем на ковер и поиграем в мяч. 5. Игра с мячом «Какой лес?».Совершенст Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч. Логопед. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев. В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес — осинник; лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник; лес из берез, березовая роща — березняк; лес из дубов, дубовая роща — дубрава; лес их сосен, сосновый бор — сосняк. 6. Сообщение плана рассказа логопедом.Раз Логопед убирает мяч и вновь приглашает детей на стульчики. Логопед. А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план: • Что изображено на картине? • Какое время года наступило? • Что лежит на земле и деревьях? • Какие деревья зимой?
• Какое небо? • Какой воздух? • Слышится ли что-то в лесу? Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя. 7. Составление рассказов по картинам И. Гра Логопед вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану. 1-й ребенок. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина. 2-й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес. Логопед сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы. 8. Упражнение «Раздели на слоги».Совер Логопед предлагает детям пройти к коврогра-фу, на котором закреплены изображения кормушки1 и ветки ели. Логопед. Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой? Дети называют птиц (сова, ворона, воробей, синица, щегол, снегирь). Логопед помещает плоскостные изображения птиц на коврогаф: сову на ветку ели, ворону под ветку, синицу на край кормушки, воробья в кормушку и т. п. Логопед. Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги. Дети по очереди делят названия птиц на слоги. 1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога. 2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога. 3-й ребенок. Ще-гол. В этом слове два слога. 4-й ребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога. 9. Упражнение «Что изменилось?».Развитие Альбом «В мире живой природы».— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 12 Логопед вновь привлекает внимание детей к коврографу. Логопед. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится. Дети смотрят на коврограф 1—2 минуты. Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось. 10. Окончание занятия.Оценка работы детей. Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из картин им понравилась больше и почему. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |