Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие по рассматриванию картинСтр 1 из 11Следующая ⇒
Н. В. Нищева ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007 ББК 74.100.5 Н71 Нищева Н. В. Н71 Четыре времени года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 31 с. + 15 цв. ил. ISBN 978-5-89814-410-4 В альбоме представлены конспекты занятий по развитию эмоционального мира и речи детей 7-го года жизни при рассматривании произведений пейзажной живописи. Пособие включает подборку цветных репродукций известных художников, диск с записью музыкальных произведений и звуков природы, используемых на занятиях. Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.100.5 © Нищева Н. В., 2007 © Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 Содержание Предисловие.............................................................................................................. 4 I период работы..........................................................................................................5 Сентябрь.................................................................................................................... 5 Занятие по рассматриванию картин И.Левитана «Сумерки. Луна» и Ф.Васильева «Болото в лесу»................................................................ 5 Ноябрь........................................................................................................................ 8 Занятие по рассматриванию картины М. Башкирцевой «Осень»....................... 8 II период работы......................................................................................................11 Декабрь..................................................................................................................... 11 Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима»............................................................................. 11 Занятие по рассматриванию картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»............................................................................ 11 III период работы....................................................................................................17 Март......................................................................................................................... 17 Занятие по рассматриванию картины И.Грабаря «Март».................................. 17 Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»....................................... 21 Занятие по рассматриванию картин С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер»....................................................... 24 Май........................................................................................................................... 26 Занятие по рассматриванию летних пейзажей.................................................... 26 Литература............................................................................................................... 30
Предисловие Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии информации через все органы чувств. У ребенка совершенствуются механизмы восприятия, развиваются сенсомоторные и эмоциональные реакции, и на этой основе осуществляется становление моти-вационно-потребностной сферы и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. И именно речевое развитие можно рассматривать как итог нервно-психического и социального развития ребенка-дошкольника. Какие методические приемы можно использовать для того, чтобы с успехом продвинуть вперед речевое развитие дошкольника? Как включить в работу все органы чувств ребенка, развить его эмоциональный мир, мир его чувств? Ведь именно эмоции и чувства участвуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого приходится на старший дошкольный возраст. Рассматривание живописных полотен, чтение стихов и рассказов русских поэтов и писателей, слушание отрывков музыкальных произведений композиторов-классиков обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности, позволяет с успехом преодолеть очередной кризис развития. В пособии «Четыре времени года» представлены конспекты комплексных интегрированных занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по рассматриванию живописных полотен русских художников. Целью занятий является развитие речи и эмоционального мира дошкольников, поэтому они с успехом могут проводиться и в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений общего вида. Занятия по рассматриванию картин русских художников проводятся в логопедической подготовительной к школе группе на протяжении учебного года и соответствуют Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)1. В течение учебного года усложняются и становятся разнообразнее задания для дошкольников. К концу учебного года дети вполне справляются с составлением рассказов по картинам, могут высказать свое мнение об изображенном на них. Разнообразные задания позволяют включить в работу все анализаторы детей, и именно это делает занятия живыми и увлекательными. На таких занятиях дошкольники готовы к неожиданностям, ждут сюрпризов и с удовольствием включаются в игру, предложенную педагогом. Особенно интересны детям задания «Картины оживают», когда они слышат, как «звучат картины», могут «попробовать» на вкус воду из вешнего потока, «отведать» земляники из дубравы с пейзажа И. Шишкина. В методический комплект входят репродукции пятнадцати картин, двенадцать конспектов занятий, CD с записью музыкальных произведений, используемых на занятиях, и звуками природы. В издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» также выпущены два DVD с записью интегрированных занятий из цикла «Четыре времени года». 1 Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет).— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. I ПЕРИОД РАБОТЫ Сентябрь Занятие по рассматриванию картин |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |