Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П1.Решите похожую задачу: С трёх участков собрали 2 000 кг картофеля: с первого – 1 000 кг, а со второго – 500 кг. Сколько килограммов картофеля собрали с третьего участка?




1)      2)                                 3)                       4)       5)                       6)                       7)       8)

Анализ проблем ной си туации Выделе-ние ус-ловия и вопроса.Поста- новка задачи
Исследо вание ус ловия и требова ния зада дачи.Ре шение задачи извест- нымспо-собами спосо- бами
Появле ние но- вой про-блем- ной ситу туации. Преоб- Разов вание задачи.
Выдви жение идей о спосо бах ре шения задачи, предположе-рий о них.
Сос- Тавление плана реше- ния задачи Выбор пера ций к нему.
Соотне- сение проме- жуточ- ных ре- зульта- тов с критериями
Соот-несе-ние конеч- ного резу- льтата с кри-тери-ями
Иссследование разныхх спосо- собов решения. Оценка хода и спосо- бов ре- шения задачи.
Установление критериев контроля результатов
Появление мотивации
Проб- лемо-геннные ные
Актуа-лизиру-ющие
Преоб-разу-ющие
Эври-стиче-ские
Упре-ждаю-щие
Поо-пера-цион-ные  
Резу-льта- тив-ные
 Оце- ночные
 МЕТОДЫ ПДУ – совокупности приёмов ПДУ для работы над задачей в процессе поиска
ПЛАНЫ ПДУ­ предписания, подсказывающие, какой приём ПДУ предпочтительнее выбрать
ПРИЁМЫ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПДУ)- способы, направляющие поиск уч-ся-сясясучащихся  


-

 


Согласно этой модели поисковую деятель- ность учащихся (ПДУ) по постановке и решению задачи можно разделить на 8 моментов.

Проанализируем их.

1-ый моментначинается с осознания решающим проблемной ситуации матема-тического содержания, с анализа этой проблемной ситуации, вычленения области поиска, установления известных и неизвестных данных задачи и формулировки её требования. Для преодоления затруднений в прохождении данного момента разработаны проблемоген-ные приёмы ПДУ, облегчающие анализ проб-лемной ситуации с целью выделения условия и вопроса (формулировки проблемы в виде задачи).                                                                        

2-ой момент.Решающий обычно пытается исследовать условие и вопрос задачи. Ученик, как показывают наблюдения, всегда ищет ответ задачи на основе известных способов реше-ния, привлекает известные математические знания и собственный опыт. С целью улучше-ния эффективности такой работы разработаны актуализирующие приёмы ПДУ (припоми-нание знаний,повторение опыта и др.)                                                              

3-ий момент. В связи с тем, что ученик решает задачу проблемного характера на основе изве-стных знаний и прошлого опыта, которых ему недостаточно, часто возникает новая проблем-ная ситуация. Тогда решающий перекодирует задачу (записывает её в других знаках, симво-лах), переформулирует задачу (изменяет её словесное оформление), чтобы свести её к из-вестной, аналогичной задаче, которую он уже решал. При этом ученик привносит новые ма-тематические сведения, изменяя форму пред-ставления данных и требований задачи. Чтобы поиск был результативным, используются преобразующие приёмы ПДУ (краткая запись задачи, её моделирование в виде рисунка, чертежа, таблицы, схемы, матрицы и др.).

4-ый момент. В результате предыдущей поис-ковой работы у учащихся может возникнуть предположение о способе решения задачи. Они обычно пытаются обосновать его, пред-ставить в виде гипотезы. Для облегчения этой работы служат эвристические приёмы ПДУ (решение простых задач, входящих в составную; решение части задачи; решение аналогичной сюжетной задачи; припоминание нужного правила, извлечение из интернета нужных сведений др).              

5-ый момент. Возникшее и обоснованное пред-положение, в свою очередь, приводит к опре-делённым действиям, осуществляемым в опре-делённой последовательности, т.е. к плану ре-шения задачи. К каждому пункту плана под-бираются соответствующие операции. В это же время актуализируются из памяти прибли-зительные параметры будущих результатов, критерии их контроля и оценки Для преду-преждения возможных ошибок служат упреж-дающие приёмы ПДУ: прикидка результата. указание границ промежуточных данных и др.                                      

6-ой момент. Выполняя операции, связанные с каждым пунктом плана, решающий соотносит их с прогнозируемыми параметрами и кри-териями. Если получение промежуточных ре-зультатов им соответствует, то деятельность решающего продолжается, в противном случае, прекращается. Тогда решающий обычно пыта-ется вернуться на предыдущие этапы. Для повышения результативности такой работы на промежуточных этапах поиска решения и са-мого решения служат пооперационные приё-мы ПДУ: установление границ операций и др.

7-ой момент. Конечный результат поисковой деятельности оформляется в виде ответа, кото-рый соотносится с выделяемыми критериями. К ним относятся известные способы проверки ре-шения математических задач. В нашей модели они носят название результативных приёмов ПДУ. С помощью их проверяетсяре-зультат поиска решения задачи: решение обра-тной задачи, решение задачи другим способом и др.

.8-ой момент.Оценочные приёмы ПДУ помогают выбрать лучший из разных способов решения задач, который отличается кратко-стью, доступностью и простотой вычислений. Оценочные приёмы ПДУ приучают провести дополнительную работу по исследованию измененной задачи, попытку воспроизвести весь процесс поиска с его удачами и труднос-тями, подумать, как использовать их при поис-ке решения аналогичных  задач (рефлексия).

  В настоящее время возникает необходимость во введении 9-го момента с исследовательскими ПДУ для дополнительной работе по исследованиюполученных результа-тов при изменении данных, связей, отношений задачи.

Рассмотренные приёмы ПДУ изучаются и применяются сначала разрозненно, а затем объединяются вместе при постановке и реше-нии задач определённого класса, образуя свое-го рода совокупности приёмов ПДУ – методы поисковой деятельности учащихся.Для облег-чения их актуализации и выбора приёма, аде-кватного классу задачи решаемой задачи, сос-тавлялютсяпланы поисковой деятельности учащихся, обобщённость которых постепенно нарастает. Эти планы сначала даются в пе-чатной, материализованной форме, затем про-говариваются решающими вслух, позже про себя. Постепенно в процессе формирования у школьников учебно-поисковой деятельности приёмы, методы и планы ПДУ, эвристики, обоб-щаясь постепенно переходят во внутренний план. Обучение им и с помощью их целесо-образно осуществлять по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Приведём пример карточки с задачей на поиск способа её решения.

Решите задачу по плану.

…. Выберите нужное, вставьте пропущенные числа и буквы в карточке по задаче: С трёх участков собрали 2 т 156 кг картофеля: с первого – 1000 кг, со второго – в 2 раза меньше. Сколько килограм-мов картофеля собрали с третьего участка?


1. Прочитайте задачу 1-ый уч. ----- кг  

сделайте её краткую 2-ой уч. в --- раза меньше 2 156 кг

запись                               3-ий уч.              ? кг

2.Составьте выражение1) 2 156 – 1 000 : 2

и проверьте его по          2) 2 156 : 2 – 1 000

перфокарте                       3) 2 156 – (1 000 :2 + 1 000)    

                                     4) 2 156 – 1 000 – 1 000 : 2                         

                                                5) 2 156 – 1 000 : 2 – 1 000

3. Запишите решение задачи         ………………

4. Запишите ответ………………………………………

5.Проверьте: ----- + -- (кг) картофеля собрали с 1 и 2


Участков,  

решение             в ---- раза масса картофеля

Со 2 участка меньше массы картофеля с 1 участка.

6. Исследуйте задачу. Как будет изменяться масса картофеля, собранного с третьего участка, если мас-са картофеля, собранного со 2-го участка, будет меньше массы картофеля, собранного с первого участка, в 4 раза? в 5 раз?

7. Ответ проверьте по перфокарте:

1)  увеличится в несколько раз;

2)  увеличится на несколько единиц;

3)  уменьшится в несколько раз;

Уменьшится на несколько единиц 

     Перфокарта

Задания

                               Ответы

1 П 1 П 2
2 П 1 Прав.
3 Прав. П 2
4 Прав. П 2

П1.Решите похожую задачу: С трёх участков собрали 2 000 кг картофеля: с первого – 1 000 кг, а со второго – 500 кг. Сколько килограммов картофеля собрали с третьего участка?

П 2. Сделайте к этой задаче чертёж:

        1 уч. |------------| ….кг

2 уч. |-----| в -- раза меньше  ___кг

3 уч. |--------|….кг.

                    

     Перфокарта заклеивается плотной бумагой с наколками, сделанными на швейной машине, как на почтовых марках по форме клеточек. Клеточка открывается шариковой ручкой. Если ответ пра-вильный, то в клетке стоит «Прав.». Если ответ не-правильный, указывается помощник (П1,П2), запи-санный справа.

     В дальнейшем перфокарты в обучении поиску решения задач можно заменить планшетной ЭВМ с программой, содержащей банк постепенно услож-няющихся задач с индивидуальной мерой помощи,исходя из уровня подготовки к поиску каждого ре-шающего (зоны его ближайшего развития), в виде подсказок, приёмов, методов и планов ПДУ.

     Следует отметить, что «сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приёмы) для того, чтобы,

     во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной),

     во-вторых, найти способы разрешения проблемных ситуаций (заключённых в задачах) личностно-значимыми для ученика,

     в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» [1, с.98]. -- отмечает акаде-мик В.И.Загвязинский в книге «Теория обучения. Современная интерпретация»--М.: Академия, 2002 (Читальный зал факультета ДИНО).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...