Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
П1.Решите похожую задачу: С трёх участков собрали 2 000 кг картофеля: с первого – 1 000 кг, а со второго – 500 кг. Сколько килограммов картофеля собрали с третьего участка?Стр 1 из 7Следующая ⇒
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8)
-
Согласно этой модели поисковую деятель- ность учащихся (ПДУ) по постановке и решению задачи можно разделить на 8 моментов. Проанализируем их. 1-ый моментначинается с осознания решающим проблемной ситуации матема-тического содержания, с анализа этой проблемной ситуации, вычленения области поиска, установления известных и неизвестных данных задачи и формулировки её требования. Для преодоления затруднений в прохождении данного момента разработаны проблемоген-ные приёмы ПДУ, облегчающие анализ проб-лемной ситуации с целью выделения условия и вопроса (формулировки проблемы в виде задачи). 2-ой момент.Решающий обычно пытается исследовать условие и вопрос задачи. Ученик, как показывают наблюдения, всегда ищет ответ задачи на основе известных способов реше-ния, привлекает известные математические знания и собственный опыт. С целью улучше-ния эффективности такой работы разработаны актуализирующие приёмы ПДУ (припоми-нание знаний,повторение опыта и др.) 3-ий момент. В связи с тем, что ученик решает задачу проблемного характера на основе изве-стных знаний и прошлого опыта, которых ему недостаточно, часто возникает новая проблем-ная ситуация. Тогда решающий перекодирует задачу (записывает её в других знаках, симво-лах), переформулирует задачу (изменяет её словесное оформление), чтобы свести её к из-вестной, аналогичной задаче, которую он уже решал. При этом ученик привносит новые ма-тематические сведения, изменяя форму пред-ставления данных и требований задачи. Чтобы поиск был результативным, используются преобразующие приёмы ПДУ (краткая запись задачи, её моделирование в виде рисунка, чертежа, таблицы, схемы, матрицы и др.). 4-ый момент. В результате предыдущей поис-ковой работы у учащихся может возникнуть предположение о способе решения задачи. Они обычно пытаются обосновать его, пред-ставить в виде гипотезы. Для облегчения этой работы служат эвристические приёмы ПДУ (решение простых задач, входящих в составную; решение части задачи; решение аналогичной сюжетной задачи; припоминание нужного правила, извлечение из интернета нужных сведений др). 5-ый момент. Возникшее и обоснованное пред-положение, в свою очередь, приводит к опре-делённым действиям, осуществляемым в опре-делённой последовательности, т.е. к плану ре-шения задачи. К каждому пункту плана под-бираются соответствующие операции. В это же время актуализируются из памяти прибли-зительные параметры будущих результатов, критерии их контроля и оценки Для преду-преждения возможных ошибок служат упреж-дающие приёмы ПДУ: прикидка результата. указание границ промежуточных данных и др. 6-ой момент. Выполняя операции, связанные с каждым пунктом плана, решающий соотносит их с прогнозируемыми параметрами и кри-териями. Если получение промежуточных ре-зультатов им соответствует, то деятельность решающего продолжается, в противном случае, прекращается. Тогда решающий обычно пыта-ется вернуться на предыдущие этапы. Для повышения результативности такой работы на промежуточных этапах поиска решения и са-мого решения служат пооперационные приё-мы ПДУ: установление границ операций и др. 7-ой момент. Конечный результат поисковой деятельности оформляется в виде ответа, кото-рый соотносится с выделяемыми критериями. К ним относятся известные способы проверки ре-шения математических задач. В нашей модели они носят название результативных приёмов ПДУ. С помощью их проверяетсяре-зультат поиска решения задачи: решение обра-тной задачи, решение задачи другим способом и др. .8-ой момент.Оценочные приёмы ПДУ помогают выбрать лучший из разных способов решения задач, который отличается кратко-стью, доступностью и простотой вычислений. Оценочные приёмы ПДУ приучают провести дополнительную работу по исследованию измененной задачи, попытку воспроизвести весь процесс поиска с его удачами и труднос-тями, подумать, как использовать их при поис-ке решения аналогичных задач (рефлексия). В настоящее время возникает необходимость во введении 9-го момента с исследовательскими ПДУ для дополнительной работе по исследованиюполученных результа-тов при изменении данных, связей, отношений задачи. Рассмотренные приёмы ПДУ изучаются и применяются сначала разрозненно, а затем объединяются вместе при постановке и реше-нии задач определённого класса, образуя свое-го рода совокупности приёмов ПДУ – методы поисковой деятельности учащихся.Для облег-чения их актуализации и выбора приёма, аде-кватного классу задачи решаемой задачи, сос-тавлялютсяпланы поисковой деятельности учащихся, обобщённость которых постепенно нарастает. Эти планы сначала даются в пе-чатной, материализованной форме, затем про-говариваются решающими вслух, позже про себя. Постепенно в процессе формирования у школьников учебно-поисковой деятельности приёмы, методы и планы ПДУ, эвристики, обоб-щаясь постепенно переходят во внутренний план. Обучение им и с помощью их целесо-образно осуществлять по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Приведём пример карточки с задачей на поиск способа её решения. Решите задачу по плану. …. Выберите нужное, вставьте пропущенные числа и буквы в карточке по задаче: С трёх участков собрали 2 т 156 кг картофеля: с первого – 1000 кг, со второго – в 2 раза меньше. Сколько килограм-мов картофеля собрали с третьего участка?
1. Прочитайте задачу 1-ый уч. ----- кг сделайте её краткую 2-ой уч. в --- раза меньше 2 156 кг запись 3-ий уч. ? кг 2.Составьте выражение1) 2 156 – 1 000 : 2 и проверьте его по 2) 2 156 : 2 – 1 000 перфокарте 3) 2 156 – (1 000 :2 + 1 000) 4) 2 156 – 1 000 – 1 000 : 2 5) 2 156 – 1 000 : 2 – 1 000 3. Запишите решение задачи ……………… 4. Запишите ответ……………………………………… 5.Проверьте: ----- + -- (кг) картофеля собрали с 1 и 2 Участков, решение в ---- раза масса картофеля Со 2 участка меньше массы картофеля с 1 участка. 6. Исследуйте задачу. Как будет изменяться масса картофеля, собранного с третьего участка, если мас-са картофеля, собранного со 2-го участка, будет меньше массы картофеля, собранного с первого участка, в 4 раза? в 5 раз? 7. Ответ проверьте по перфокарте: 1) увеличится в несколько раз; 2) увеличится на несколько единиц; 3) уменьшится в несколько раз; Уменьшится на несколько единиц Перфокарта
П1.Решите похожую задачу: С трёх участков собрали 2 000 кг картофеля: с первого – 1 000 кг, а со второго – 500 кг. Сколько килограммов картофеля собрали с третьего участка? П 2. Сделайте к этой задаче чертёж: 1 уч. |------------| ….кг 2 уч. |-----| в -- раза меньше ___кг 3 уч. |--------|….кг.
Перфокарта заклеивается плотной бумагой с наколками, сделанными на швейной машине, как на почтовых марках по форме клеточек. Клеточка открывается шариковой ручкой. Если ответ пра-вильный, то в клетке стоит «Прав.». Если ответ не-правильный, указывается помощник (П1,П2), запи-санный справа. В дальнейшем перфокарты в обучении поиску решения задач можно заменить планшетной ЭВМ с программой, содержащей банк постепенно услож-няющихся задач с индивидуальной мерой помощи,исходя из уровня подготовки к поиску каждого ре-шающего (зоны его ближайшего развития), в виде подсказок, приёмов, методов и планов ПДУ. Следует отметить, что «сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приёмы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы разрешения проблемных ситуаций (заключённых в задачах) личностно-значимыми для ученика, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» [1, с.98]. -- отмечает акаде-мик В.И.Загвязинский в книге «Теория обучения. Современная интерпретация»--М.: Академия, 2002 (Читальный зал факультета ДИНО). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |