Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Синдром функциональнойнесформированности правого полушария головного мозга
Название синдрома
| Признаки синдрома
| Синдром функциональнойнесформированности правого полушария головного мозга
| - недостаточность развития пространственных представлений во всех формах;
- левостороннее игнорирование пространства;
- метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.);
- мозаичное восприятие;
- нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения;
- нарушение дифференциации эмоций;
- склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности;
- наличие контаминаций («слепков» из двух фигур);
- в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания);
- псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти);
- в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом;
- дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела);
- ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела;
- резонерство (нравоучения);
- вычурность;
- нарушение ритма речи;
- нарушение постановки ударений;
- речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы.
| Возрастной период возникновения синдрома
| От 1,5 до 7-8 лет
| Основные причины возникновения синдрома
| - родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;
- депривация (недостаток телесного контакта);
- общий наркоз;
- сотрясение мозга;
- эмоциональный стресс;
- раннее начало формирования учебных навыков.
| Основные методы коррекции синдрома
| - обеспечение неврологического здоровья ребенка;
- развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование.
|
Синдром функциональнойнесформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
Название синдрома
| Признаки синдрома
| Синдром функциональнойнесформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
| - несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз;
- левостороннее игнорирование пространства;
- из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков;
- несформированность фонематического слуха;
- аномия (отсутствие связи между образом и словом);
- «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается);
- использование различных стратегий решения интеллектуальных задач;
- «функциональная автономность» полушарий головного мозга;
- амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха.
Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006):
- сниженный фон настроения;
- повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам;
- (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций;
- эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи;
- неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.);
- недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании;
- непонимание юмора в карикатурах.
| Возрастной период возникновения синдрома
| От рождения до 7-8 лет
| Основные причины возникновения синдрома
| - родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- внутричерепное давление;
- общий наркоз;
- сотрясение мозга;
- эмоциональный стресс.
| Основные методы коррекции синдрома
| - обеспечение неврологического здоровья ребенка;
- развитие межполушарного взаимодействия.
|
Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга
Название синдрома
| Признаки синдрома
| Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга
| - неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам;
- ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно;
- такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется;
- ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную;
- при чтении выявляется проглатывание окончаний;
- не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи;
- в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка;
- не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще - замкнутость, молчаливость;
- размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости;
- слухо-речевая память развита недостаточно;
- дислексия;
- остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы.
| Возрастной период возникновения синдрома
| От 7-8 до 9-10 лет
| Основные причины возникновения синдрома
| - родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- внутричерепное давление;
- общий наркоз;
- сотрясение мозга;
- эмоциональный стресс;
- все предыдущие синдромы.
| Основные методы коррекции
| - обеспечение неврологического здоровья ребенка;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- слухо-речевое развитие ребенка.
|
|