Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Синдромы функциональнойдефицитарности
Синдром функциональнойдефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга
Название синдрома
| Признаки синдрома
| Синдром функциональнойдефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга
| - эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения;
- быстрая утомляемость;
- неустойчивость и трудность переключения внимания;
- неадекватные поведенческие реакции на происходящее;
- малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью;
- капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении;
- патологическое упрямство;
- патологическая лень;
- нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса);
- длительный энурез (до 10-12 лет);
- нарушения аппетита и сна;
- проявления аллергии или псориаза;
- метеозависимость;
- синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки;
- недоразвитие тонкой моторики;
- излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов;
- гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех;
- первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия);
- затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование);
- речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство);
- мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение;
- могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание;
- большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания;
- эхолалия;
- эхопраксия;
- темп деятельности снижен;
- низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти;
- могут наблюдаться тонические нарушения в руках;
- в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление;
- слабый вестибулярный аппарат;
- мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы.
| Возрастной период возникновения синдрома
| Внутриутробный период развития ребенка
| Основные причины возникновения синдрома
| Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка:
- заболевания матери, употребление лекарственных препаратов;
- вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики);
- неблагоприятная экологическая среда;
- стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери.
| Основные методы коррекции синдрома
| - обеспечение неврологического здоровья ребенка;
- развитие вестибулярно-моторных координаций;
- развитие лобных структур головного мозга.
Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» - ведущая позиция на всю жизнь.
|
Синдром функциональнойдефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)
Название синдрома
| Признаки синдрома
| Синдром функциональнойдефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)
| - психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов;
- лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки);
- неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше);
- нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота);
- нарушение формулы сна, трудности с засыпанием;
- гипо - и гипертонус мышц;
- телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз;
- искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность);
- обилие пигментных пятен и родинок;
- нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение;
- глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз);
- выраженные девиации языка;
- обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок;
- латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.;
- специфические особенности гормонального и иммунного статуса;
- аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы;
- проблематичное формирование навыков опрятности;
- энурез, энкопрез;
- у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием;
- искажение порогов болевой чувствительности;
- неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений;
- нарушение автоматизации;
- нарушение ритмирования;
- школьная дезадаптация;
- нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам;
- грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании);
- восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства;
- мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет);
- избирательность памяти, тенденция к реминисценции;
- сложности с ударением;
- проявление неуклюжести на уроках физкультуры.
Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональнойдефицитарности подкорковых образований):
- незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой;
- эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов;
- (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения;
- раздражительность и агрессивные проявления;
- негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»;
- тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям.
Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.
| Возрастной период возникновения синдрома
| От рождения до 1,5 лет
| Основные причины возникновения синдрома
| - родовая травма шейных отделов спинного мозга;
- инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;
- чрезмерное использование памперсов;
- депривация (недостаток телесного контакта);
- общий наркоз.
| Основные методы коррекции синдрома
| - обеспечение неврологического здоровья ребенка;
- развитие вестибулярно-моторных координаций;
- невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.);
- дыхательные упражнения.
Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах.
|
|