Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Биологическое основание выбора
Люди не только рождаются и воспитываются иррациональными, они также могут свободно решить, будут ли они сами себя эмоционально выводить из состояния душевного равновесия и в какой степени они это будут делать. Наследственность, окружающая среда и выбор взаимодействуют. Эллис вспоминает, как он и его сестра справлялись с отсутствием отца и отсутствием внимания со стороны матери. Сестра Эллиса не сумела развить навыки решения проблем, которые развил Эллис, отчасти потому, что «она родилась с плаксивым, требовательным характером, была склонна к "коллекционированию несправедливости" и поэтому предпочла извлечь максимум наихудшего из своего детства» (Ellis, 199la, p. 4). Таким образом, сестра Эллиса была частично ответственна за свое страдание, так как она, сознательно или бессознательно, предпочла превратить себя в жертву того, «что происходит (ЧПИ — Что ПроИсходит) (WIGO — What Is Going On) в мире» (Ellis, 1988, p. 29). Люди могут использовать присущую им биологическую тенденцию к обладанию некоторой степенью свободного выбора как для того, чтобы помочь себе, так и для того, чтобы навредить самим себе. Во-первых, люди могут предпочесть думать о том, что происходит, по-другому, более эффективно. Во-вторых, поскольку люди способны думать о том, как они думают, они могут пожелать приобрести и сохранить когнитивные навыки, необходимые для подавления тенденции к нелогичности и для противодействия ей.
АУП-теория личности («Азбучная» теория личности) (ABC theory of personality)* (* В заголовках и в тексте этого параграфа и его подпараграфов обыгрываются словарные значения английской аббревиатуры ABC: «азбука», «алфавит» и «элементарные основы». — Примеч. перев.)
Определение АУП (описание АУП-алфавита) (АВС)
Эллис разработал АУП-теорию личности (ABC), к которой он затем добавил элементы Д (D) и Э (Е), чтобы отразить изменение и желательный результат изменения. Кроме того, первой можно поставить букву Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих АУП (ABC).
Ц (G — Goals) Цели, фундаментальные и первичные А (А — Activating) Активизирующие события в жизни человека У (В — Beliefs) Убеждения рациональные и иррациональные П (С — Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие Д (D — Disputing) Дискутирование иррациональных установок Э (Е — Effective) Эффективная новая философия жизни
«Азбука» (АУП-схемы) рационального мышления и рациональной жизни
Рационально размышляя об активизирующих событиях (А), которые либо помогают достижению целей (Ц) или подтверждают их, либо блокируют эти цели или препятствуют их достижению, люди занимаются предпочитающей мыслительной деятельностью. Предпочитающее мышление, в противовес жестко требующему мышлению, предполагает явное и/или скрытое реагирование с помощью систем убеждений (У) реалистическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практической деятельности ориентированных на цель поведенческих последствий (П). Ниже приведены АУП-схемы для активизирующих событий, усиливающих и блокирующих цели (Ellis, 1991b, p. 143). А — Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или подтверждающее цели. У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это хорошо! Мне нравится это активизирующее событие». П — Последствия: эмоциональные — удовольствие или счастье; поведенческие — приближение и попытка повторить данное активизирующее событие. А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствующее достижению целей. У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это плохо! Мне не нравится это активизирующее событие». П — Последствия: эмоциональные — фрустрация или несчастье; поведенческие — уход от данного активизирующего события или попытка устранить его. «Азбука» (АУП-схемы) иррационального мышления И эмоционального нарушения психологического равновесия
Эллис (Ellis, 1977, 1991 b) делит системы установок на две основные категории: рациональные убеждения (рУ) и иррациональные убеждения (иУ). Когда достижению целей препятствуют активизирующие события, люди могут сознательно или бессознательно выбрать ответ с уместными или неуместными эмоциональными и поведенческими последствиями. В действительности реакции людей на активизирующие события обычно возникают на основе комбинации рациональных и иррациональных убеждений, хотя часто какой-то один вид убеждений оказывается доминирующим. Если человек сам нарушил свое эмоциональное психическое равновесие, он предпочитает, как правило, позволять преобладать иррациональным установкам. Часто иррациональные системы убеждений действуют, по крайней мере, на четырех уровнях. Эти уровни следующие: первичное требующее убеждение (убеждения), производные первичного требующего убеждения (убеждений), вторичное требующее убеждение (убеждения) и производные вторичного требующего убеждения (убеждений).
1. Первичное жестко требующее убеждение (убеждения). Первичная жестко требующая установка (или установки) включает в себя главные требования и команды людей, связанные с активизирующим событием. Эллис (Ellis, 1989) предложил использовать термин «долженство»; таким образом он хотел показать, что эти установки обычно выражаются в виде различных форм долженствования («должен», «нужно», «обязан» и т. п.). Эллис выделил три основные группы иррациональных убеждений, которые создают неуместные эмоциональные и поведенческие последствия (Ellis, 1980): (а) «Я должен преуспеть и добиться одобрения другими людьми всех моих действий...» (р. 5), (у) «Другие должны быть со мною внимательными и любезными...» (р. 6) и (п) «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что хочу, причем быстро и легко...» (р. 7). Вот АУП-пример создания нарушения душевного равновесия: А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствие достижению целей. У — Система установок, предполагающая требующее мышление: «Мои важные Цели обязательно должны быть разблокированы и достигнуты!» П— Последствия: эмоциональные — тревога и/или чрезмерная враждебность; поведенческие — пагубная чрезмерная или вялая реакция на данное активизирующее событие.
2. Производные первичных жестко требующих убеждений. Люди обычно создают крайне нереалистичные и сверхгенерализованные умозаключения и приписывания, являющиеся производными их долженства и абсолютистских требований. Ниже описываются наиболее часто встречающиеся иррациональные производные, которые часто связаны с установками долженства (Ellis, 1988, 1991b). Нагнетание страха, ужаса, кошмара «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, это будет ужасно!» В этом контексте наречие «ужасно» означает «совсем плохо» или «больше, чем плохо». «Я не смогу этого выдержать-ит» (по типу отит, менингит) «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я этого не выдержу!»
Ощущение собственной никчемности и ненависти к себе «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я — глупый, ничего не стоящий человек».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |