Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биологическое основание выбора




 

Люди не только рождаются и воспитываются иррациональными, они также могут сво­бодно решить, будут ли они сами себя эмоционально выводить из состояния душевного равновесия и в какой степени они это будут делать. Наследственность, окружающая среда и выбор взаимодействуют. Эллис вспоминает, как он и его сестра справлялись с отсутствием отца и отсутствием внимания со стороны матери. Сестра Эллиса не суме­ла развить навыки решения проблем, которые развил Эллис, отчасти потому, что «она родилась с плаксивым, требовательным характером, была склонна к "коллекциониро­ванию несправедливости" и поэтому предпочла извлечь максимум наихудшего из сво­его детства» (Ellis, 199la, p. 4). Таким образом, сестра Эллиса была частично ответ­ственна за свое страдание, так как она, сознательно или бессознательно, предпочла превратить себя в жертву того, «что происходит (ЧПИ — Что ПроИсходит) (WIGO — What Is Going On) в мире» (Ellis, 1988, p. 29). Люди могут использовать присущую им биологическую тенденцию к обладанию некоторой степенью свободного выбора как для того, чтобы помочь себе, так и для того, чтобы навредить самим себе. Во-первых, люди могут предпочесть думать о том, что происходит, по-другому, более эффективно. Во-вторых, поскольку люди способны думать о том, как они думают, они могут поже­лать приобрести и сохранить когнитивные навыки, необходимые для подавления тен­денции к нелогичности и для противодействия ей.

 

АУП-теория личности («Азбучная» теория личности) (ABC theory of personality)* (* В заголовках и в тексте этого параграфа и его подпараграфов обыгрываются словарные значения английской аббревиатуры ABC: «азбука», «алфавит» и «элементарные основы». — Примеч. перев.)

 

 

Определение АУП (описание АУП-алфавита) (АВС)

 

Эллис разработал АУП-теорию личности (ABC), к которой он затем добавил элементы Д (D) и Э (Е), чтобы отразить изменение и желательный результат изменения. Кроме того, первой можно поставить букву Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человече­ских АУП (ABC).

 

Ц (G — Goals) Цели, фундаментальные и первичные

А (А — Activating) Активизирующие события в жизни человека

У (В — Beliefs) Убеждения рациональные и иррациональные

П (С — Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие

Д (D — Disputing) Дискутирование иррациональных установок

Э (Е — Effective) Эффективная новая философия жизни

 

«Азбука» (АУП-схемы) рационального мышления и рациональной жизни

 

Рационально размышляя об активизирующих событиях (А), которые либо помогают достижению целей (Ц) или подтверждают их, либо блокируют эти цели или препят­ствуют их достижению, люди занимаются предпочитающей мыслительной деятельно­стью. Предпочитающее мышление, в противовес жестко требующему мышлению, пред­полагает явное и/или скрытое реагирование с помощью систем убеждений (У) реали­стическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практической деятельности ориентированных на цель поведенческих по­следствий (П). Ниже приведены АУП-схемы для активизирующих событий, усиливаю­щих и блокирующих цели (Ellis, 1991b, p. 143).

А — Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или под­тверждающее цели.

У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это хо­рошо! Мне нравится это активизирующее событие».

П — Последствия: эмоциональные — удовольствие или счастье; поведенческие — приближение и попытка повторить данное активизирующее событие.

А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствующее достижению целей.

У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это пло­хо! Мне не нравится это активизирующее событие».

П — Последствия: эмоциональные — фрустрация или несчастье; поведенческие — уход от данного активизирующего события или попытка устранить его.

«Азбука» (АУП-схемы) иррационального мышления

И эмоционального нарушения психологического равновесия

 

Эллис (Ellis, 1977, 1991 b) делит системы установок на две основные категории: рацио­нальные убеждения (рУ) и иррациональные убеждения (иУ). Когда достижению целей препятствуют активизирующие события, люди могут сознательно или бессознательно выбрать ответ с уместными или неуместными эмоциональными и поведенческими по­следствиями. В действительности реакции людей на активизирующие события обычно возникают на основе комбинации рациональных и иррациональных убеждений, хотя часто какой-то один вид убеждений оказывается доминирующим. Если человек сам на­рушил свое эмоциональное психическое равновесие, он предпочитает, как правило, по­зволять преобладать иррациональным установкам.

Часто иррациональные системы убеждений действуют, по крайней мере, на четы­рех уровнях. Эти уровни следующие: первичное требующее убеждение (убеждения), про­изводные первичного требующего убеждения (убеждений), вторичное требующее убеж­дение (убеждения) и производные вторичного требующего убеждения (убеждений).

 

1. Первичное жестко требующее убеждение (убеждения). Первичная жестко требующая установка (или установки) включает в себя главные требования и команды людей, связанные с активизирующим событием. Эллис (Ellis, 1989) предложил исполь­зовать термин «долженство»; таким образом он хотел показать, что эти установки обыч­но выражаются в виде различных форм долженствования («должен», «нужно», «обя­зан» и т. п.). Эллис выделил три основные группы иррациональных убеждений, кото­рые создают неуместные эмоциональные и поведенческие последствия (Ellis, 1980):

(а) «Я должен преуспеть и добиться одобрения другими людьми всех моих дей­ствий...» (р. 5),

(у) «Другие должны быть со мною внимательными и любезными...» (р. 6) и

(п) «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактиче­ски все, что хочу, причем быстро и легко...» (р. 7).

Вот АУП-пример создания нарушения душевного равновесия:

А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствие достижению целей.

У — Система установок, предполагающая требующее мышление: «Мои важные Цели обязательно должны быть разблокированы и достигнуты!»

П— Последствия: эмоциональные — тревога и/или чрезмерная враждебность; поведенческие — пагубная чрезмерная или вялая реакция на данное активи­зирующее событие.

 

2. Производные первичных жестко требующих убеждений. Люди обычно со­здают крайне нереалистичные и сверхгенерализованные умозаключения и приписыва­ния, являющиеся производными их долженства и абсолютистских требований. Ниже описываются наиболее часто встречающиеся иррациональные производные, которые часто связаны с установками долженства (Ellis, 1988, 1991b).

Нагнетание страха, ужаса, кошмара

«Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, это будет ужасно!» В этом контексте наречие «ужасно» означает «совсем плохо» или «больше, чем плохо».

«Я не смогу этого выдержать-ит» (по типу отит, менингит)

«Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я этого не выдержу!»

 

Ощущение собственной никчемности и ненависти к себе

«Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть,

я — глупый, ничего не стоящий человек».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...