Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Положительное самоподкрепление




Поведенческие консультанты помогают клиентам создавать программы самоподкрепле­ния в процессе достижения подцели или цели. Самоподкрепляющие стимулы бывают внешними и внутренними. Существуют два способа использования внешних подкрепля­ющих стимулов: 1) применение к самому себе новых подкрепляющих стимулов, кото­рые выходят за рамки повседневной жизни (например, нового предмета одежды или какого-либо особого события); 2) изначальный отказ от какого-то приятного повседнев­ного опыта и применение его в последующем к самому себе в связи с совершением неко­го желательного действия. Внутренние подкрепляющие стимулы представляют собой заявления, сделанные в ходе беседы индивида с самим собой (например, «Это потряса­юще», «Хорошо сделано», «Я доволен, что сделал это») и свидетельствующие об удов­летворении, полученном данным индивидом в связи с совершением целевых действий.

Поведенческие консультанты, разрабатывающие положительные программы само­подкрепления вместе с клиентами, принимают во внимание множество соображений. Прежде всего, консультанты и их клиенты должны определить подходящие виды воз­награждения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) отмечают, что всегда, когда толь­ко это возможно, надо соотносить положительный самоподкрепляющий стимул с целе­вым поведением. Например, людям, стремящимся похудеть, следует покупать одежду, подходящую для более тонкой фигуры. Как уже отмечалось ранее, поведенческие кон­сультанты могут разбивать сложные задачи на несколько частей, чтобы клиенты воз­награждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Кроме того, связь между достижением и подкреплением должна быть четкой. Консультанты могут побуждать клиентов составлять персональные контракты и определять в них отноше­ния между положительным самоподкреплением и желательными действиями. В каче­стве альтернативы консультанты и клиенты могут составлять двусторонние контрак­ты. Составление таких контрактов способствует развитию у клиентов навыков самосо­вершенствования.

Сотрудничая с клиентами при разработке программ самоподкрепления, поведен­ческие консультанты внимательно относятся к тем внешним ресурсам, которые могут использовать клиенты. Например, участие в деятельности социального, образователь­ного, развлекательного или религиозного характера может обеспечить благоприятные возможности для развития чувства уверенности и приобретения навыков общения. Кроме того, в программу можно включить чтение соответствующих книг и учебников по самосовершенствованию. Такой материал должен быть доступным для клиентов, однако, к сожалению, часто дело обстоит иначе (O'Farrell, Keuthen,1983).

Самонаказание

Выше я особо выделил контроль стимула и положительное самоподкрепление. Однако следует отметить, что иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуж­дают клиентов назначать самим себе аверсивные последствия. Например, клиенты, использующие программу снижения веса, могут отдавать на нужды благотворительно­сти определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму, или же они могут использовать специальный одеколон с ядовитым запахом по-

еле каждой дополнительной закуски (Thoresen, Mahoney, 1974). Кроме того, клиенты могут воображать аверсивные последствия при совершении ими нежелательных дей­ствий. Например, люди, стремящиеся к снижению веса, могут представлять, что их ругают, если они едят шоколадный торт. Этот процесс известен как скрытая сенсиби­лизация (Cautela, 1967).

АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»

В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческо­го консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные ме­тоды, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Авер­сивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельд­ман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со спе­циальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опира­лись Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).

Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "на­воднения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, пере­живали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух кли­нических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображе­нию клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представ­ление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представ­ление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в кото­рых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствитель­ности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побу­дить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".

Рационально-эмотивное поведенческое консультирование

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...