Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логотерапия клиентов, находящихся в состоянии экзистенциального вакуума




Как логотерапевт обращается с клиентами, находящимися в состоянии экзистен­циального вакуума? Хотя в своих работах Франкл не перечисляет систематически ис­пользуемые им методы, ниже приводятся некоторые рекомендации, извлеченные из его трудов.

Гуманные отношения

Франкл (Frankl, 1988) отмечает, что консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я — ты» отношений. Франкл также подчеркивает, что логотерапия не может стать слишком индивидуализированной. Таким образом, хотя логотерапевт по своей сути является воспитателем ответственности, он обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы от­ношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента. Франкл це­нит гуманных4людей и заинтересован в регуманизации психиатрии. Работа Франкла демонстрирует присущие ему способность к состраданию и мудрость. Предлагая кли­ентам гуманные отношения, логотерапевты создают благоприятные условия для ока­зания им эффективной помощи в поисках собственного смысла.

Диагностирование состояния экзистенциального вакуума

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту. Клиенты успешно работают с проблемами, связанными со смыслом, хотя ноогенные неврозы составляют «лишь около 20% случаев неврозов, приходящихся на долю наших клиник и офисов» (Frankl, 1988, р. 68). Часто Франкл успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние — скорее дос­тижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверх­ностности.

Углубление экзистенциального осознания

Ниже описываются методы, которые Франкл применял с целью углубления экзистенци­ального осознания конечности жизни и важности взятия на себя ответственности за нее.

Объяснение. Клиентам следует объяснять, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.

Предложение максим (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения). Одна из главных максим Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действо­вать теперь» (Frankl, 1955, р. 75).

Использование сравнений. Клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение — пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит край­ний срок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...