Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы углубления осознания смерти
Ялом рекомендует клиницистам использовать в качестве хорошего рабочего правила следующее положение: «Тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью» (Yalom, 1980, р. 207). Использование консультантами способов углубления осознания клиентами смерти может в ближайшей перспективе усиливать беспокойство клиентов. Консультанты должны стремиться не анестезировать тревогу у клиентов, а помогать им примиряться с ней и использовать ее конструктивно. Ниже описываются некоторые способы, используемые экзистенциальными консультантами с целью углубления осознания клиентами смерти. «Дозволение терпеть». Экзистенциальные консультанты могут намекать клиентам на то, что обсуждение проблем, связанных со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано посредством проявления интереса к самораскрытию клиентов в данной области, а также посредством поощрения их самораскрытия. Кроме того, консультантам следует не вступать в тайный сговор с клиентами, отрицающими смерть. Консультанты могут активно способствовать тому, чтобы консультирование оставалось «на виду». Им необходимо быть устойчивыми к собственной тревоге, связанной со смертью, чтобы адекватно следовать за инициативами клиентов. Некоторые консультанты могут сами нуждаться в дополнительном личном консультировании, которое целесообразно проводить до тех пор, пока они не разрушат как личностные, так и профессиональные забирающие много энергии блокировки тревоги, связанной со смертью. Определение механизмов защиты. Два главных механизма защиты от тревоги, связанной со смертью, — это вера в свою особенность и вера в существование спасителя, который придет на помощь в последнюю минуту. Экзистенциальные консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы идентифицировать такие неадекватные механизмы защиты и их отрицательные последствия. Консультанты стараются помочь клиентам скорее признать, что они будут жить не вечно, нежели отрицать смерть. Экзистенциальным консультантам требуются такт, настойчивость и умение правильно выбирать время для того, чтобы они могли помогать клиентам идентифицировать свои детски наивные взгляды на смерть и менять эти взгляды. Работа со сновидениями. Экзистенциальные консультанты побуждают клиентов рассказывать о своих сновидениях. В сновидениях и кошмарах могут проявляться подсознательные темы в неподавленном и в неотредактированном виде. Темы смерти часто присутствуют в сновидениях и кошмарах. Обсуждение и анализ сновидений должны проводиться с учетом экзистенциальных конфликтов, имеющих место у клиентов на данный момент. Однако клиенты не всегда готовы иметь дело с материалом, представленным в их сновидениях. Марвин, пожилой мужчина 64 лет, был одним из клиентов Ялома (Yalom, 1989). Ниже описывается его ночной кошмар, приводится комментарий Ялома и рассказывается, что случилось впоследствии. Ночной кошмар Марвина (р. 242): Эти двое людей высоки, бледны и очень сильно измождены. Они скользят в тишине по темному лугу. Они одеты полностью в черное. В высоких черных цилиндрах, в пиджаках с длинными фалдами, в черных гетрах и ботинках, они походят на викторианских предпринимателей или членов общества трезвости. Внезапно эти люди наталкиваются на тележку, черную как смоль, в которой покоится, как в люльке, девочка-младенец, завернутая в черную кисею. Не говоря ни слова, один из этих людей начинает подталкивать тележку. Через некоторое время он останавливается, обходит тележку и поднимает свою черную трость, которая теперь имеет пылающий белый наконечник. Человек наклоняется над тележкой, раздвигает кисею и начинает методично вставлять белый наконечник трости во влагалище младенца. Комментарий Ялома (р. 245): Я стар, я подошел к концу своей жизни. У меня нет детей, и я приближаюсь к смерти, полный страха. Я задыхаюсь от темноты. Я задыхаюсь от тишины смерти. Мне кажется, что я знаю путь. Я пробую проникнуть в черноту с помощью моего сексуального талисмана. Но этого оказывается недостаточно. Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина рассказать, какие ассоциации возникли у него в связи с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, как он переработал все возникавшие у него в воображении образы смерти, Марвин предпочитал рассматривать свой ночной кошмар с точки зрения скорее секса, чем смерти. Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности) существования. Консультанты могут помогать клиентам идентифицировать тревогу, связанную со смертью, и справляться с нею посредством «настройки» клиентов на знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни. Смерть близких может быть мощным напоминанием о личной смертности. Смерть родителей означает, что наше поколение умрет следующим. Смерть детей может вызвать ощущение бессилия в связи с осознанием космического безразличия. Когда в семье умирает единственный ребенок, родители также понимают, что они не могут стать бессмертными посредством передачи своего семени потомкам. Кроме того, столкнуть клиентов лицом к лицу с бренностью существования и с собственной уязвимостью может серьезная болезнь. В переходные периоды клиенты вспоминают о своей смертности. Наибольшее значение имеют переход от юности к взрослой жизни, установление постоянных отношений и связанное с ним взятие на себя соответствующих обязательств, уход из дома детей, супружеское разобщение и развод. В среднем возрасте многие клиенты более глубоко осознают смерть, понимая, что они не взрослеют, а стареют. Кроме того, отставка или неожиданное возникновение опасности крушения карьеры могут сделать осознание смерти гораздо более глубоким. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с напоминаниями о ходе времени. Физические признаки старения, например появление седых волос, морщин, пятен на коже, уменьшение гибкости суставов и выносливости, ухудшение зрения, разрушают иллюзию постоянной молодости. Встречи с друзьями детства и юности показывают, что все стареют. Часто дни рождения и различные годовщины порождают экзистенциальную боль наряду с радостью или вместо нее, так как эти даты являются вехами процесса старения. Использование вспомогательных средств для углубления осознания смерти. Большинство экзистенциальных консультантов обычно не пользуются искусственными вспомогательными средствами для углубления осознания клиентами смерти, однако некоторые прибегают к этим средствам. Они могут попросить клиента написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами, которые касаются тревоги, связанной со смертью. Кроме того, консультанты могут предложить клиентам пофантазировать на тему своей смерти, воображая «где», «когда» и «как» они ее встретят и как пройдут их похороны. Ялом (Yalom, 1980) описывает два способа заставить клиентов взаимодействовать со смертью: наблюдение за неизлечимо больными людьми и включение неизлечимого онкологического больного в группу клиентов. Уменьшение сензитивности клиентов к смерти. Консультанты могут помогать клиентам справляться с ужасом смерти, многократно вынуждая их испытывать этот страх в уменьшенных дозах. Ялом (Yalom, 1980) отмечает, что, работая с группами, состоящими из онкологических больных, он часто видел, что страх смерти у этих больных постепенно уменьшается благодаря всего лишь получению новой подробной информации. Понимание тревог, связанных со смертью. Консультанты могут уничтожить и идентифицировать тревоги, связанные со смертью. Следует проводить различие между истинной беспомощностью, являющейся результатом осознания фундаментального экзистенциального факта смерти, и вторичным ощущением беспомощности. Клиентов можно поощрять восстанавливать ощущение более строгого контроля над теми аспектами своей жизни, на которые они могут влиять. Клиентам также можно помогать идентифицировать их вторичные опасения (например, страх болезненной смерти, одиночества, беспокойство о близких) и рационально им противостоять. В подсознании взрослого человека живет детски наивный иррациональный ужас смерти. Такой ужас можно выявить и реалистично оценить. Консультирование и свобода При наличии у клиентов предельного беспокойства, связанного со свободой, консультанты сосредоточиваются на повышении осознания клиентами их ответственности за свою жизнь и на оказании клиентам помощи во взятии на себя этой ответственности. Ялом (Yalom, 1980) сообщает, что, согласно результатам многочисленных проведенных исследований, адекватно проконсультированные клиенты начинают ощущать большую личную ответственность за свою жизнь. Консультанты могут использовать множество разнообразных методов, чтобы помочь клиентам осознать и взять на себя ответственность за свою жизнь. Определение видов защиты и способов уклонения от ответственности. Консультанты могут оказывать клиентам помощь в понимании функций определенных видов их поведения, например компульсивности, уклонения от ответственности за выбор. Кроме того, консультанты могут совместно с клиентами анализировать их ответственность за собственные несчастья и, если необходимо, ставить клиентов лицом к лицу с этой ответственностью. Например, если одинокие клиенты продолжают принижать других, консультант может сказать: «И вы одиноки». Общая установка консультантов следующая: когда клиенты жалуются на то, что у них сложились неблагоприятные ситуации, консультанты спрашивают клиентов, как они создавали данные ситуации. Кроме того, консультанты могут фокусировать внимание на том, как клиенты используют «язык уклонения от ответственности». Например, часто люди говорят «я не могу» вместо «я не хочу». Идентификация уклонения от ответственности «здесь-и-тепгёрь». Уклонение клиентов от ответственности может проявляться в отношениях консультант — клиент. Консультантам необходимо осознавать собственные чувства относительно клиентов, чтобы определять, как можно выявлять подобные реакции у других. Например, женщина, страдавшая от жестокости мужчин, может искажать восприятие своего консультанта-мужчины и вести себя по отношению к нему так, что в другом контексте она могла бы добиться того самого жестокого обращения, которого она боится. Консультанты могут также ставить клиентов лицом к лицу с их попытками «здесь-и-теперь» перенести ответственность за то, что случается или в ходе консультирования или вне его рамок, на консультантов. В таких случаях консультантам может понадобиться преодолеть сопротивление клиентов, которое они выражают, например, такими словами: «Если бы я знал, что делать, мне не нужно было бы обращаться к вам». Столкновение с реалистическими ограничениями. У всех людей периодически складываются реальные неблагоприятные ситуации, которые необходимо разрешать. Консультанты могут помочь клиентам поменять их точку зрения или по-другому интерпретировать внешние обстоятельства, которые они не в силах изменить. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам в определении тех областей в их жизни, на которые они могут влиять. Например, консультанты, имеющие дело с онкологическими больными, могут помогать им брать на себя большую ответственность за отношения с докторами, например, побуждать больных настойчиво требовать получения информации о своем заболевании. Противостояние экзистенциальной вине. Экзистенциальные консультанты считают одной из функций тревоги призыв к совести. Одним из источников тревоги является вина, обусловленная неудачной реализацией потенциала. Например, одному клиенту, сексуальное поведение которого характеризовалось компульсивностью, трудно было проявлять напористость в бизнесе. Выявление того, каким образом этот клиент не использует полностью свой потенциал как человеческого существа, ограничивая жизнь компульсивным сексом, было трамплином, который помог клиенту обрести уверенность, необходимую для того чтобы стать более напористым. Клиент перестал внутренне бояться открытия всех позорных эпизодов, имевших место в его жизни. По мере того как компульсивность клиента шла на убыль, он все в большей степени ощущал себя личностью, способной на выбор. Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и виной, связанной с отказом делать новый выбор. Пока клиенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это делали в прошлом, они не могут прощать себе выбор, сделанный в прошлом. . . , ; Освобождение способности желать. Желание предшествует изъявлению воли (May, 1969). Однако, чтобы клиенты могли желать, они должны находиться в контакте со своими чувствами. Работа с клиентами, блокированными аффектами, должна вестись без спешки, при этом необходимы многочисленные повторения. Следует избегать драматических глобальных прорывов, поскольку их воздействие, как правило, является кратковременным. Вместо этого, в пределах контекста аутентичных отношений, экзистенциальные консультанты должны исследовать источник и природу блоков клиентов и лежащие в основе этих блоков чувства, которые клиенты стараются выразить. Кроме того, консультантам следует неоднократно задавать заблокированным аффектами клиентам вопросы типа «Что вы чувствуете?» и «Что вы хотите?» Фасилитация принятия решений. Экзистенциальные консультанты побуждают клиентов осознавать, что каждому действию предшествует решение. Принимать решения трудно, потому что при этом исключаются альтернативы. Решения — это своего рода пограничные ситуации, в которых люди создают себя, несмотря на свойственную им фундаментальную беспочвенность. Многие клиенты парализуют свою способность принимать решения посредством вопросов, начинающихся со слов «Что, если...», например: «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?». Консультанты могут помогать клиентам исследовать разветвления каждого вопроса «что, если...» и анализировать чувства, которые индуцируются этими вопросами. Гарантируя, что клиенты будут отвечать за принятые ими решения, консультанты могут посодействовать им в выработке решения и в оценке вариантов выбора. Консультанты могут побуждать клиентов активно принимать решения таким образом, что принятие решений будет способствовать принятию клиентами собственной силы и ресурсов. При необходимости экзистенциальные консультанты стараются облегчать проявление клиентами воли. Одобрение консультанта позволяет клиентам учиться доверять своей воле и обретать уверенность в том, что они имеют право действовать. Ниже приводятся варианты «озарений», которые экзистенциальные консультанты обычно предлагают клиентам с подавленной волей: «Только я могу изменять мир, который я создал», «В переменах нет никакой опасности», «Для того чтобы получить то, чего я действительно хочу, я должен измениться», «У меня есть сила, необходимая для собственного изменения». Принятие решений, связанных с изменениями, может потребовать значительного периода времени. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |